Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:14, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что налог на доходы физических лиц, занимающий одно из основных мест в налоговой системе Российской Федерации, непосредственно влияет как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан. Поэтому необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования данного вида налога является важнейшим элементом налогового законодательства.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что налог на доходы физических лиц, занимающий одно из основных мест в налоговой системе Российской Федерации, непосредственно влияет как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан. Поэтому необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования данного вида налога является важнейшим элементом налогового законодательства.
Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства.
Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектов Российской Федерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально - экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.
Налоги - необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным (местным) делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля государственных органов, а также ответственности государства (органов местного самоуправления) перед налогоплательщиками.
В 2001г. в Российской Федерации концептуально изменилась система налогообложения доходов физических лиц.
Создание Налогового кодекса преследовало много целей. Одной из них является выведение высоких доходов физических лиц из теневого оборота, то есть их легализация. Для достижения этой цели введены новые ставки, частично изменен перечень доходов, освобожденных от налогообложения, установлены иные налоговые вычеты, а также особый порядок их предоставления. Уточнен порядок удержания налога и перечисления удержанных сумм налоговыми агентами.
Предметом курсовой работы является налог на доходы физических лиц. Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические основы налогового обложения физических лиц и установленные законодательством имущественные налоговые вычетв. Для достижения намеченной цели в данной работе поставлены следующие задачи:
- определить основные элементы налога на доходы физических лиц;
- рассмотреть порядок его исчисления и уплаты в бюджет;
- рассмотреть особенности налогообложения дохода физических лиц;
- рассмотреть особый порядок предоставления имущественных налоговых вычетов.
При написании курсовой роботы были использованы законодательные и нормативные акты, инструкции и комментарии, материалы периодической печати, электронные источники, учебная литература.
Введение подоходного налога предполагает, что государство имеет возможность, способность и право собирать информацию обо всех сторонах экономической деятельности индивида.
Поэтому, когда в 1907 году в России встал вопрос о введении подоходного налога, министр финансов Н.Н. Покровский настаивал, что новый налог нужно представить обществу как экономическую необходимость, не связывая его с опасными вопросами общественной и политической организации[1].
Подоходный налог был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать единственным по-настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи).
Подоходный налог был необычен еще и тем, что в его основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика раскрыть информацию о собственных доходах. Эта мера предполагала, что каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций гражданина и с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.
В 1916 году правительство отдало предпочтение не английской, а прусской системе подоходного налога. Прусская модель представляла собой систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был обязан декларировать все источники своих доходов, а государство подходило к налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности.
Английская система фактически представляла собой смесь отдельных налогов на различные виды доходов, а не на налогоплательщика как такового.
Российское правительство решило контролировать все аспекты экономической деятельности личности, но при этом пошло еще дальше: оно предусмотрело нововведение, еще не принятое в других странах, которое заключалось в том, что каждый потенциальный работодатель, а также все финансовые учреждения были обязаны сообщать о своих платежах любому физическому или юридическому лицу, а государство оставляло за собой еще и право требовать всю необходимую информацию от самого налогоплательщика. Неизвестно как эта система работала бы на практике, так как процесс сбора налогов был прерван февральской революцией; однако она четко обозначила цели, которые ставило перед собой правительство и которым следовали оба сменивших его режима.
Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам. В 1916 г. его потолок был 12,5%, впоследствии Временное правительство довело его до 30,5%. Первоначально Правительство предусматривало минимальную сумму необлагаемого дохода в 1000 руб., что в 1912г. означало бы, что большинству населения подоходный налог не грозит. Инфляция военного периода резко увеличила число людей, чей доход равен или больше 1000 руб., а государственный совет понизил минимальный уровень дохода до 750 руб. с целью охватить налогом как можно большее количество населения. Таким образом, и бедные были включены в число налогоплательщиков, потому что получали статус граждан, то есть подтягивались до уровня граждан через насильственное включение в число налогоплательщиков.
Современная история НДФЛ началась 7 декабря 1991 с закона «О подоходном налоге с физических лиц», он изменялся и дополнялся 2-3 раза в год.
Вообще, для расчета налога использовались различные методы учета налоговой базы: метод начислений и кассовый метод. При методе начислений учитывался момент возникновения прав и обязательств, когда доходом признавались все суммы, право на получение, которых возникали у налогоплательщика в данный налоговый период, независимо от того, получены ли они фактически. Такой метод применялся с 1992 по 1997г. включительно. С 1998г. налоговая база исчислялась с использованием кассового метода, при котором учитывается момент получения средств и производство выплат. В 1998г. исчисление подоходного налога предполагало шкалу из 6 ступеней, которые даны в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Ставки подоходного налога с доходов, полученных с 1.01.1998г.[2]
Размер облагаемого дохода | Ставка налога |
1 | 2 |
До 20 000 руб. | 12% |
От 20 001 до 40 000 руб. | 2400 руб.+15% с суммы превышающей 20 000 руб. |
От 40 001 до 60000 руб. | 5400 руб. + 20% с суммы, превышающей 40 000 руб. |
От 60001 до 80000 руб. | 9400 руб. + 25% с суммы, превышающей 60 000 руб. |
От 80001 до 100000 руб. | 14400 руб. + 30% с суммы, превышающей 80 000 руб. |
100001 руб. и больше | 20400 руб. + 35% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
При этом весьма существенно увеличился размер дохода, облагаемого по минимальной ставке 12%. Был введен новый достаточно щадящий промежуточный процент налогового изъятия в интервале от 20 тыс. до 40 тыс. руб. Максимальная ставка осталась на прежнем уровне в размере 35%, но при этом возрос размер дохода, облагаемого по этой ставке с 48 тыс. до 100 тыс. руб.
Особое место в подоходном налогообложении занимали налоговые льготы. Они имели одну цель – сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. В 1998г. изменился размер вычетов на налогоплательщика и иждивенцев:
при доходе до 5000 руб. вычету подлежали 2 МРОТ (до 1998г – 1 МРОТ);
при доходе от 5000 до 20000 руб. – 1 МРОТ;
при доходе более 20000 руб. вычетов не производилось.
Таким образом, физические лица, получавшие низкие доходы, платили налог в очень небольшой сумме. По мере увеличения дохода сумма налога возрастала и, таким образом, в большей степени привлекалась к формированию доходов местных бюджетов, которые, в свою очередь, финансировали из налоговых поступлений социальную инфраструктуру своего региона.
В 1999г. первоначально предусматривалась 6-тиступенчатая шкала ставок подоходного налога. Но 31.03.1999г. было принято очередное изменение к закону «О подоходном налоге», которое отменяло максимальную ставку 42% подоходного налога при доходах свыше 300 000 руб. и, таким образом, вводило 5-тиступенчатую шкалу исчисления подоходного налога.
Таким образом, в 1999г. сложилась новая схема подоходного налогообложения, которая предусматривала разделение налоговых отчислений в федеральный и региональные бюджеты. Шкала ставок подоходного налога с 1999г. представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Шкала ставок подоходного налога с доходов, полученных после 1.01.1999г.[3]
Доходы | Ставка в федеральный бюджет |
Ставка в бюджеты субъектов РФ |
1 | 2 | 3 |
До 30 000 руб. | 3% | 9% |
30001 – 60000 | 3% | 2700 + 12% с суммы, превышающей 30000 |
60001 – 90000 | 3% | 6300 + 17% с суммы, превышающей 60000 |
90001 – 150000 | 3% | 11400 + 22% с суммы, превышающей 90000 |
150001 и более | 3% | 24600 + 32% с суммы, превышающей 100000 |
Таким образом, в 1999г. был введен новый порядок уплаты подоходного налога: он уплачивался отдельно в Федеральный бюджет по ставке 3% независимо от дохода и в бюджеты субъектов РФ по прогрессивной шкале.
Также с 1999г. было предусмотрено отдельное исчисление подоходного налога с сумм коэффициентов и надбавок за стаж работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и др. С этих сумм налог взимался отдельно от других доходов в Федеральный бюджет по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ по ставке 9%.
С 1999г. сумма подоходного налога определялась в полных рублях.
В 2000г. произошла отмена двух видов подоходного налога – федерального и местного. Все суммы подоходного налога предприятия должны были перечислять на счет соответствующего органа Федерального казначейства, которое само распределяло поступающую сумму по различным бюджетам. Так, 16% поступивших налогов отчислялось в Федеральный бюджет, а 84% - в региональный бюджет. Полностью изменена шкала подоходного налога в 2000 году. Шкала ставок подоходного налога с 2000г. представлена в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Шкала подоходного налога на доходы, полученные с 1.01.2000г.[4]
Размер облагаемого дохода | Ставка налога |
1 | 2 |
До 50000 руб. | 12% |
От 50001 до 150000 руб. | 6000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50000 |
От 150001 руб. и выше | 26000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150000 руб. |