Государственные и местные налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

История налогов насчитывает тысячелетия. Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех, или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной Росси, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 133.05 Кб (Скачать)

 

Данная  трехуровневая система присуща  практически всем государствам, имеющим  федеративное устройство.

  Статья 13. Федеральные налоги и сборы

  К федеральным налогам и сборам относятся:

    1) налог на добавленную стоимость;

    2) акцизы на отдельные виды товаров  (услуг) и отдельные виды минерального  сырья;

    3) налог на прибыль (доход) организаций;

    4) налог на доходы от капитала;

    5) подоходный налог с физических  лиц;

    6) взносы в государственные социальные  внебюджетные фонды;

    7) государственная пошлина;

    8) таможенная пошлина и таможенные  сборы;

    9) налог на пользование недрами;

    10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

    11) налог на дополнительный доход  от добычи углеводородов;

    12) сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами;

    13) лесной налог;

    14) водный налог;

    15) экологический налог;

    16) федеральные лицензионные сборы.

 

  Статья 14. Региональные налоги и сборы

 1. К региональным налогам и сборам относятся:

    1) налог на имущество организаций;

    2) налог на недвижимость;

    3) дорожный налог;

    4) транспортный налог;

    5) налог с продаж;

    6) налог на игорный бизнес;

    7) региональные лицензионные сборы.

    2. При введении в действие налога  на недвижимость прекращается  действие на территории соответствующего  субъекта Российской Федерации  налога на имущество организаций,  налога на имущество физических  лиц и земельного налога.

 

Статья 15. Местные  налоги и сборы

   К местным налогам и сборам относятся:

    1) земельный налог;

    2) налог на имущество физических  лиц;

    3) налог на рекламу;

    4) налог на наследование или  дарение;

    5) местные лицензионные сборы.

 

      К организационным принципам российской налоговой системы относятся  положения, в соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное  взаимодействие. Кроме того, организационные  принципы налоговой системы обуславливают  основные направления ее развития и  управления.

      Данные  принципы закреплены преимущественно  в Конституции России и в Законе об основах налоговой системы. Многие организационные принципы были сформулированы в Постановлении Конституционного Суда России от 21 марта 1997 г. “О проверке конституционности положений абзаца второго п. 2 ст. 18 и ст. 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. “Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации”. В настоящее  время налоговой системе России соответствуют следующие организационные  принципы:

1) принцип  единства;

2) принцип  подвижности (эластичности);

3) принцип  стабильности;

4) принцип  множественности налогов;

5) принцип  исчерпывающего перечня региональных  и местных налогов.

 

      И. Горский, характеризуя организационные  принципы российской налоговой системы, справедливо отмечает, что “нет идеальных налоговых систем, тем  более только что появившихся”. Однако, пишет далее И. Горский, налоговая  система должна иметь такую организационную  основу, которая позволяла бы ей развиваться с наименьшими издержками. При этом необходимо учитывать социально-историческую обусловленность налогов национальными  традициями, общественной психологией, а также имеющийся опыт зарубежных стран.

 

1. Принцип  единства налоговой системы

 

      Единство  финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы  закреплены в ряде статей Конституции  Российской Федерации и прежде всего  в подл. “б” ст. 114, согласно которой  Правительство Российской Федерации  обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это  положение развивает одну из основ  конституционного строя России —  принцип единства экономического пространства (ст. 8 Конституции), означающий в том  числе, что на территории России не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий  для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции).

Кроме того, принцип единства налоговой  системы обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов.

Налоговые органы в субъектах федерации  являются территориальными органами федеральных  органов исполнительной власти, а  не органами этих субъектов.

 

      Именно  поэтому, согласно Конституции России, не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства страны, т.е. недопустимо как введение региональных налогов, которое может  ограничивать свободное перемещение  товаров, работ, услуг и финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, что позволяет формировать  бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий, либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других территорий. 

 
  1. Принцип подвижности (эластичности)
 

     Данный  принцип был сформулирован в  конце XIX века немецким экономистом А.Вагнером, отмечавшим приоритет публичных интересов в налогообложении по сравнению с частными. Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.  По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые экономические и политические условия.

     Этот  принцип характерен не только для  российской налоговой системы, переживающей свое становление (так, с 1992 года в Закон  о налоге на добавленную стоимость  было внесено 16 изменений и дополнений, в Закон о налоге на прибыль  – 14), но и для устоявшихся и  сформировавшихся налоговых систем. В частности, в 1992 году в Германии в законодательству по подоходному  налогу было внесено  125 поправок.

     Тем не менее реализация данного принципа в российской налоговой системе  имеет серьезные недостатки. Так  по мнению многих иностранных экспертов  частые и непредсказуемые изменения  налогового законодательства являются одной из самых серьезных причин, по которым они отказываются работать в России. Это вызвано тем, что  “налоговая нестабильность”  не позволяет  произвести точный расчет экономических показателей при инвестировании в Россию, что существенно снижает ее инвестиционный рейтинг.

 

3.  Принцип  стабильности.

 

     Согласно  принципу стабильности, налоговая система  должна действовать в течение  ряда лет вплоть до налоговой реформы.  При этом налоговая реформа должна проводится только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах  с давних пор сложилась нормотворческая  практика,  согласно которой любые  изменения и дополнения налоговых  законов могут вступать в силу только с начала нового финансового  года. Именно такое правило предполагается установить в налоговой системе  России путем внесения в соответствующих  изменений и дополнений в Закон  “Об основах налоговой системы”.

     Этот  принцип обусловлен не только интересами налогоплательщика. Необходимо помнить, что смена налоговой системы  объективно повлечет за собой резкое сокращение налоговых поступлений  в бюджет,  и для восстановления равновесия потребуется несколько  лет.

 
  1. Принцип множественности  налогов.
 

     Данный  принцип включает в себя несколько  аспектов, важнейшим из которых выступает  то, что налоговая система государства  должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов  и облагаемых объектов должны образовать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

     Другим  аспектом этого принципа выступает  недопустимость “бюджета одного налога”, поскольку при неожиданном изменении  экономической и политической ситуации доходная часть бюджета может  просто не состояться.

     Множественность налогов позволяет создать предпосылки  для  проведения гибкой налоговой  политики государства, в большей  мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнить и сделать общее  налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан  и фирм, воздействовать на потребление  и накопление.

 
  1. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных  налогов
 

     Единое  экономическое пространство России предопределяет политику Российского  государства на унификацию налоговых  изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных  налогов, которые могут устанавливаться  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данное положение  - проявление государственно–правовой  идеи фискального федерализма как  основного способа разделения налоговых  полномочий между федеральными и  региональными властями, а также  органами местного самоуправления. Стержень идеи – распределение налоговых  доходов между различными уровнями бюджета на оптимальной научной  основе.

     В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1992 года “О внесении изменений и  дополнений в налоговую систему  России” п.2 ст.18 Закона “Об основах  налоговой системы” был дополнен положением согласно которому органы государственной власти всех уровней  не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные  законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных  налогов и налоговых платежей. Иными словами, данный принцип означает ограничение по введению дополнительных налогов и обязательных платежей, непредусмотренных Законом “Об  основах налоговой системы”, а  также запрет на повышение ставок налоговых платежей. Кроме того, этот принцип составляет основу разграничения  полномочий вы налоговой сфере.   

 
 

                                 III  Экономическая сущность налогообложения.

Возникновение налогообложение было вызвано появление  государства и государственного аппарата. Однако налоги -  это в  первую очередь важнейшая финансово-экономическая  категория. Стоимость всех материальных благ, созданных обществом за определенный период и предназначенных для  удовлетворения совокупных общественных потребностей в экономике, носит  название валового общественного продукта. В свою очередь, ВОП в стоимостной  форме состоит из ст0ти потребленных средств производства (с), выплаченной  заработной платы (v) и прибыли (m). Вновь созданная стоимость (v+m) представляет валовой национальный доход (ВНД). В своем движении ВОП и ВНД проходят 4 стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Экономический принципы налогообложения. Принципы - это основополагающие и руководящие идеи, ведущее положение, определяющие начало чего-либо. Применительно налогообложения принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере. Учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов.

Условно можно  выделить три таких принципа:

  • экономические принципы налогообложения;
  • юридический принципы налогообложения (налогового права);
  • организационные принципы налоговой системы.
 

Подробнее рассмотрим экономические принципы налогообложения. Представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе “Исследование о природе и причинах богатсва народов”. Он выделил пять принципов налогообложения, названных позднее “Декларация прав плательщика”.

Информация о работе Государственные и местные налоги