Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании процесса формирования, накопления и оценки человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования были выделены следующие задачи:
Проанализировать основное понятие «человеческий капитал».
Изучить зарубежный опыт формирования человеческого капитала.
Выявить проблемы развития человеческого капитала в Республике Беларусь.
Характерно,
что основной прогресс в росте
уровня здравоохранения наблюдался
в высокоразвитых странах в период
с 1970 по 2000 год. В 1970 г. Беларусь обладала
в области здравоохранения
На протяжении 1990-х годов в республике наблюдался "откат" почти по всем показателям здравоохранения. Так, уровень заболеваемости, составлявший в 1990 г. 0,55, возрос в 2001 г. до 0,72; прирост населения, составивший в 1990 г. 0,32%, с 1993 г. пошел на убыль, составившую в 2001 г. 0,49%. Вместе с тем, масштабы профилактических мероприятий таковы, что как в 1990 г., так и в 2001 г. проводился профилактический осмотр всех детей до 14 лет[17].
Важнейшим
стоимостным показателем
Приоритетным направлением развития охраны здоровья станет формирование здорового образа жизни; обеспечение стабильной работы учреждений здравоохранения; расширение мероприятий по профилактике заболеваний; совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинской техники. В этих целях разработаны Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения, а также Концепция лекарственного обеспечения республики. В рамках закона Республики Беларусь "О здравоохранении" планируется разработка Государственной программы по реорганизации первичной медицинской помощи населению республики и формированию категории врачей общей практики, а также программ, направленных на преодоление вредных привычек (наркомания, алкоголизм и др.). Для обеспечения приоритетного развития отрасли предполагается довести объем расходов на здравоохранение к 2005 году до 7,5%[16].
Повышение
эффективности использования
Заключение
Не надо быть пророком, чтобы утверждать, что одним из самых перспективных направлений развития экономической науки в XXI в. будет концепция человеческого капитала. Точнее, уже во второй половине XX столетия она стала зримым достижением западной экономической теории и прежде всего экономики образования и труда.
Сторонники теории человеческого капитала рассматривают его в узком и широком ракурсе. В узком смысле "одной из форм капитала является
образование. Человеческим его называют потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе". В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах. Именно так раскрывает содержание этого понятия Г. Беккер в книге "Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ" (1964 г.) и в других работах[1].
Человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы». В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт[3].
Несомненная заслуга теоретиков человеческого капитала - признание, хотя и запоздалое, первостепенной роли человека в общественном
производстве. Широкое распространение данной теории на Западе и появление большого числа ее сторонников в нашей стране определяется тем,
что в центре внимания концепции оказался главный фактор социально- экономического развития - человеческий в его качественно преобразованном
виде. А это связано с усилением роли образования, которое становится основным ресурсом и источником формирования высокоразвитой рабочей силы.
Экономические
оценки человеческого капитала стали
широко использоваться как на микроэкономическом,
так и макроэкономическом уровнях
для определения величины национального
богатства, потерь общества от войн, болезней
и стихийных бедствий, в сфере страхования
жизни, выгодности инвестиций в образование,
здравоохранение, миграцию и для многих
других целей.
Литература
1.
Блауг М. Методология
2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1956: с. 490; там же: с. 208, 235.
3.
Капелюшников Р.И.. Экономический
подход Гэри Беккера к
4. Цит. по: Майбуров И.А. Эффективность инвестирования и человеческий капитал в CША и России. Мировая экономика и международные отношения. 2004, N 4, с. 4.
5.
А.Багиров. Информационная
6. В.С.Боровик, Е.Е.Ермакова, В.А.Похвощев. Занятость населения: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320с.
7.
Государственное регулирование
рыночной экономики: Учебник
8. В.Мау. Политэкономические проблемы проведения рыночных реформ в посткоммунистической России // Общество и экономика, 2000, №7. - С.3-38.
9.
В.Щетинин. Человеческий
10. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его функционирование. — М.: Прогресс, 1976
11. Денисон Э.. «Анализ экономического роста США с 1929 по 1969» (Accounting for United States Economic Growth, 1929-69; 1974)
12. Кендрик Дж. Экономический рост и формирование капитала. //Вопросы экономики, 1976, № 11. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его функционирование. М.: Прогресс, 1976.
13. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Reference to Education. New-York, 1975, стр. 149
14. Наука Республики Беларусь. Стат. сб. Мн., 2002. С. 53 - 54.
15.
Слонимский А. А. Научный
16.
Образовательный уровень
17.
Никитенко П. Г., Раков А. А.
Состояние и тенденции