Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании процесса формирования, накопления и оценки человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования были выделены следующие задачи:
Проанализировать основное понятие «человеческий капитал».
Изучить зарубежный опыт формирования человеческого капитала.
Выявить проблемы развития человеческого капитала в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсовая-человеческий капитал.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     Характерно, что основной прогресс в росте  уровня здравоохранения наблюдался в высокоразвитых странах в период с 1970 по 2000 год. В 1970 г. Беларусь обладала в области здравоохранения близкими к ним показателями, но не прогрессировала, а с 1990 г. буквально "откатилась" с 42-го на 57-е место в рейтинге стран по ИРЧП. В этом году впервые негативные тенденции преодолены и республика занимает 53-е место. Что же касается стран с высоким уровнем человеческого развития, то за 30 лет они совершили качественный скачок, увеличив продолжительность жизни населения в 1,1 раза и сократив младенческую и детскую смертность в 4 - 5 раз. Очевидно, что ресурсы и целенаправленная социальная политика, реализуемая в специальных программах, позволили им сделать такой рывок в будущее.

     На  протяжении 1990-х годов в республике наблюдался "откат" почти по всем показателям здравоохранения. Так, уровень заболеваемости, составлявший в 1990 г. 0,55, возрос в 2001 г. до 0,72; прирост населения, составивший в 1990 г. 0,32%, с 1993 г. пошел на убыль, составившую в 2001 г. 0,49%. Вместе с тем, масштабы профилактических мероприятий таковы, что как в 1990 г., так и в 2001 г. проводился профилактический осмотр всех детей до 14 лет[17].

     Важнейшим стоимостным показателем состояния  человеческого капитала в рассматриваемой сфере является доля расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь. Постоянный, с небольшими отклонениями, рост доли затрат на здравоохранение и физическую культуру из консолидированного бюджета Республики Беларусь (более чем в 2 раза за 10 лет) свидетельствует о том, что снижение средней продолжительности жизни населения происходило во многом из-за резкого уменьшения доходов населения при повышении цен на основные лекарственные препараты, а также из-за снижения уровня и качества жизни. Отметим, что страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала вкладывают в здравоохранение в 7 раз, а США как самая богатая страна - в 11,5 раз больше, нежели Беларусь.

     Приоритетным  направлением развития охраны здоровья станет формирование здорового образа жизни; обеспечение стабильной работы учреждений здравоохранения; расширение мероприятий по профилактике заболеваний; совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинской техники. В этих целях разработаны Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения, а также Концепция лекарственного обеспечения республики. В рамках закона Республики Беларусь "О здравоохранении" планируется разработка Государственной программы по реорганизации первичной медицинской помощи населению республики и формированию категории врачей общей практики, а также программ, направленных на преодоление вредных привычек (наркомания, алкоголизм и др.). Для обеспечения приоритетного развития отрасли предполагается довести объем расходов на здравоохранение к 2005 году до 7,5%[16].

     Повышение эффективности использования человеческого  капитала связано с изменением в  государственных масштабах стратегии  и тактики инновационного развития Беларуси, суть которого состоит в разработке механизмов развертывания новых технологических укладов производства и перестройки научно-технической сферы. В сфере науки - это повышение ее финансирования и одновременно - оптимизация отраслевой структуры для концентрации усилий на прорывных направлениях новых технологических решений. В сфере образования - перестройка внутренней структуры этой сферы в пользу увеличения удельного веса, главным образом, высшего и поствысшего образования. В сфере здравоохранения - это ускоренная реализация государственных специальных программ, нацеленных на повышение уровня и качества жизни, выполнение государственных обязательств в плане обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными препаратами. Действия, предпринимаемые в этих направлениях, имеют стратегической целью создание нормальной по мировым стандартам системы научной деятельности, а также систем образования и здравоохранения как основных предпосылок формирования и эффективного использования человеческого капитала в Республике Беларусь. 
 
 
 
 

Заключение

      Не  надо быть пророком, чтобы утверждать, что одним из самых перспективных  направлений развития экономической  науки в XXI в. будет концепция человеческого  капитала. Точнее, уже во второй половине XX столетия она стала зримым достижением западной экономической теории и прежде всего экономики образования и труда.

      Сторонники  теории человеческого капитала рассматривают  его в узком и широком ракурсе. В узком смысле "одной из форм капитала является

образование. Человеческим его называют потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих  заработков, либо того и другого  вместе". В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах. Именно так раскрывает содержание этого понятия Г. Беккер в книге "Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ" (1964 г.) и в других работах[1].

      Человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы». В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт[3].

      Несомненная заслуга теоретиков человеческого капитала - признание, хотя и запоздалое, первостепенной роли человека в общественном

производстве. Широкое распространение данной теории на Западе и появление большого числа ее сторонников в нашей  стране определяется тем,

что в центре внимания концепции оказался главный фактор социально- экономического развития - человеческий в его качественно преобразованном

виде. А  это связано с усилением роли образования, которое становится основным ресурсом и источником формирования высокоразвитой рабочей силы.

     Экономические оценки человеческого капитала стали  широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях  для определения величины национального  богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей. 
 
 
 

     Литература

     1. Блауг М. Методология экономической  науки. НП «Журнал Вопросы экономики». М. 2004, с.317

     2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1956: с. 490; там же: с. 208, 235.

     3. Капелюшников Р.И.. Экономический  подход Гэри Беккера к человеческому  поведению// США: экономика, политика, идеология. - № 11, 1993. С. 17.

     4. Цит. по: Майбуров И.А. Эффективность инвестирования и человеческий капитал в CША и России. Мировая экономика и международные отношения. 2004, N 4, с. 4.

     5. А.Багиров. Информационная эпоха:  тенденции развития // Международная  жизнь, 2001, №8. - С.90-96.

     6. В.С.Боровик, Е.Е.Ермакова, В.А.Похвощев. Занятость населения: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320с.

     7. Государственное регулирование  рыночной экономики: Учебник для  вузов /Под общей ред. В.И.Кушлина  и Н.А.Волгина. М: Экономика, 2001. - 735 с.

     8. В.Мау. Политэкономические проблемы проведения рыночных реформ в посткоммунистической России // Общество и экономика, 2000, №7. - С.3-38.

     9. В.Щетинин. Человеческий капитал  и неоднозначность его трактовки  // МЭиМО, 2001, №12. - С.42-49.

     10. Кендрик Дж. Совокупный капитал  США и его функционирование. — М.: Прогресс, 1976

     11. Денисон Э.. «Анализ экономического  роста США с 1929 по 1969» (Accounting for United States Economic Growth, 1929-69; 1974)

     12.  Кендрик Дж. Экономический рост  и формирование капитала. //Вопросы  экономики, 1976, № 11. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его функционирование. М.: Прогресс, 1976.

     13. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Reference to Education. New-York, 1975, стр. 149

     14. Наука Республики Беларусь. Стат. сб. Мн., 2002. С. 53 - 54.

     15. Слонимский А. А. Научный потенциал  и технологическая структура  экономики Беларуси: Стратегия развития // Белорусский экономический журнал, 1998, N 1. С. 41 - 42.

     16. Образовательный уровень населения  Республики Беларусь: Итоги переписи населения, стр. 153

     17. Никитенко П. Г., Раков А. А.  Состояние и тенденции демографического  развития Беларуси. Мн., 2003. С. 12 - 14. 
 
 

Информация о работе Человеческий капитал