Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании процесса формирования, накопления и оценки человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования были выделены следующие задачи:
Проанализировать основное понятие «человеческий капитал».
Изучить зарубежный опыт формирования человеческого капитала.
Выявить проблемы развития человеческого капитала в Республике Беларусь.
С точки зрения формирования «экономики знаний» особое значение, разумеется, имеет высшее научно–техническое образование. Количество степеней бакалавра в области естественных, точных и инженерных наук составляет примерно 1/3 от их общего числа, магистра – около 20%, а доктора наук – почти 47%. При этом если доля американцев среди всех защитивших докторскую степень составляла в 2006 г. 72,0 %, то в области науки и техники доля граждан США была существенно ниже – в инженерных науках 33%, в физических науках – 51%, в математических науках – 42%, в компьютерных науках – 37%.
Однако несмотря на все имеющиеся достижения, американское образование стоит перед серьезными вызовами. Американские эксперты отмечают целый ряд негативных тенденций, проявляющихся в сфере кадрового обеспечения науки и образования.
Во–первых, отмечается старение научных и инженерных кадров – более 50% всех ученых и инженеров имеют возраст старше 40 лет (для России, разумеется, этот показатель выглядит, как недостижимая мечта).
Во–вторых,
после террористических атак 2001 г.,
привлекательность США для
В–третьих, страны, которые ранее были важным источником научно–технических кадров для США – Китай, Индия, Тайвань, Южная Корея – сами делают упор на подготовку кадров ученых и специалистов и увеличивают ассигнования на НИОКР и образование. Так, например, в Южной Корее число защищенных докторских диссертаций с 1986 г. по 1999 г. увеличилась на 400%, на Тайване – на 500%, а в Китае – на 5400%. Соответственно, число аспирантов из этих стран, защитивших докторские диссертации в США, сократилось[12].
В–четвертых, все меньше американских студентов посвящают себя изучению естественных и инженерных наук и математики. Доля выпускников в этих специальностях среди всех выпускников составляют в Китае, например, 60%, на Тайване – 41%, в Южной Корее – 33%. В США эта доля в 2000–е годы не превышает 30%. Доля выпускников инженерных специальностей в составе населения в возрасте 24 года и старше составляет в Японии 5,8%, на Тайване – 4,3%, в Европейском Союзе – 2,7%, а в США – лишь 1,8%.
Каждая из перечисленных новых тенденций сама по себе уже является проблемой для будущего научно–технического потенциала США. В совокупности они могут иметь крайне негативные последствия для американской науки. При этом есть еще ряд факторов, имеющих весьма отрицательный эффект для развития высшего образования и научно–технического потенциала страны. Речь идет, в частности, о доступности высшей школы для многих категорий американцев, а также о том, что многие слои американского общества явно недопредставлены среди научных кадров и специалистов высшей квалификации в целом.
Так, одной из бесспорно серьезных проблем является доступность высшего образования из–за его высокой стоимости. Средние годовые расходы студента, связанные, например, с пребыванием в частном 4–х годичном колледже университета в 2004 г. достигали 32,9 тыс. долл. Еще в 1985 г. они были более, чем в 3 раза ниже.
В 1985 г. по 2004 г. расходы на обучение, например, в государственном 2–х годичном колледже возросли на 113%, а в 4–х годичном – на 199%; в то же время размер максимальной стипендии студентам из малообеспеченных семей сократился на 25% в реальном исчислении. Хотя охват высшим образованием возрос как среди белых молодых людей, так и среди представителей этнических меньшинств, разрыв в степени этого охвата заметно возрос в пользу белых. Так, в период 1976–1980 гг. в 4–х и 2–х годичных колледжах учились 31% белых молодых людей в возрасте 18–24 лет, 28% – черных и 29% – испано–язычных; в 2004 г. эти пропорции выглядели следующим образом: среди белых – 48%, среди черных – 34% и среди испано–язычной молодежи – 32%[11].
Актуальной для высшей школы США проблемой остается нехватка преподавателей в ряде научно–технических дисциплин, что приводит к активному привлечению в университеты высококвалифицированных кадров из–за рубежа. Так, по имеющимся данным, в середине первого десятилетия 21 века доля иностранцев среди преподавателей инженерных наук составляла 26%, в прикладной и теоретической математике – 33%, в физике – 22%. В начале века доля постоянно проживающих в США докторов наук – выходцев из–за рубежа составила 37%. В основном, это ученые из Азии и Европы с преобладанием таких стран, как Индия, Китай, Великобритания, Тайвань, Канада, Южная Корея.
Говоря о недостатках американской системы образования, нельзя не упомянуть о проблемах средней школы. Следует иметь в виду, что американская средняя школа по ряду параметров отличается от многих зарубежных систем среднего образования, в том числе от российской. Так, применительно к США вряд ли вообще можно говорить о некоей «системе» среднего образования в стране – столь заметны могут быть различия в программах, требованиях и методах обучения в различных регионах и школах страны. Здесь нет единых образовательных программ и стандартов, нет единых источников финансирования; помимо различных государственных органов на всех уровнях – федеральном, штатном и особенно местном, в принятии решений по финансовым и организационным вопросам, по формированию программ и методов обучения, по оценке качества обучения могут участвовать представители бизнеса и общественных организаций, родители. Традиционно именно на местном уровне – причем не чиновниками, а общественными организациями родителей и учителей, а также школьными советами реально принимаются основные решения о том, чему и как учить детей.
Если к достоинствам такой системы относятся именно ее многообразие и учет местных особенностей и потребностей, то к недостаткам – отсутствие единых образовательных стандартов, часто поверхностные знания, особенно в естественных и точных дисциплинах. Недостатки среднего образования, прежде всего бесплатных государственных школ (а их более 90% от общего количества школ в стране) в немалой степени вынуждены исправлять высшие учебные заведения, уделяя немало времени на первых курсах обучения в университетах усвоению базовой школьной программы[10].
Главное направление школьной реформы в начале 21 века – улучшение качества образования, совершенствование подготовки педагогических кадров, изменение содержания образования в сторону расширения академической части и сокращения узкопрофильной подготовки, повышение технической оснащенности школ на базе современной информационной техники и прежде всего компьютеров. Так, в 2005–2006 учебном году в средних и начальных школах США насчитывалось 14,2 млн. компьютеров, в то время как в 1984–1985 уч. году их было лишь 631 тыс. В 2003 г. уже 100% государственных школ страны были оборудованы доступом в Интернет, в то время как доступ в Интернет из дома имело только 46% населения страны.
Таким
образом, можно констатировать, что
США пытаются сохранить те явные
преимущества в системе образования,
которыми они обладают, преодолеть
имеющиеся проблемы и найти ответы на
возникающие вызовы.
в Республике Беларусь
На ноосферной стадии развития общества с социально ориентированной экономикой рыночного типа производительные силы человека реализуются в форме интеллектуального капитала, представляющего собой сформированный в виде инвестиций и накопленный человеком определенный запас культуры и здоровья, научно-образовательных знаний и мотиваций, который целесообразно используется в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействует росту производительности и качества труда и тем самым ведет к росту личного и общественного благосостояния. Основным формам инвестиций в человека (расходам на здравоохранение, науку и образование) соответствуют активы человеческого капитала, выраженные в показателях средней продолжительности жизни населения, уровня его образования и реального душевого валового внутреннего продукта (ВВП). Агрегируемые в "индекс развития человеческого потенциала" (ИРЧП) эти показатели используются Организацией объединенных наций и Всемирным банком для сопоставления уровня развития разных стран и разделения их на три категории: с высоким, средним и низким уровнем ИРЧП. Создание подобного индекса - одна из попыток по-новому определить понятие экономического роста, с тем чтобы "развитие служило людям, а не люди - развитию".
В 1990 г. ИРЧП Беларуси составлял 0,869; она занимала 40-е место среди стран мира и относилась к группе с высоким уровнем развития человеческого потенциала с показателями средней продолжительности жизни - 70 лет, охватом разными формами образования 98% взрослого населения и реальным ВВП на душу населения (в долларах по паритету покупательной способности - ППС) - 6440 долларов США. С 1991 г. индекс ИРЧП Беларуси имел тенденцию к понижению и составлял в 1995 г. 0,783, в 1998 г. - 0,781, с реальным ВВП на душу населения по ППС - 6319 долларов США (57-е место в мире). Уже в 1998 г. производство ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Беларуси было несколько ниже среднего мирового уровня и в 3,5 - 4,5 раза меньше, чем в США, Норвегии, Дании, Канаде, Японии, Германии и др. По данным Доклада о развитии человека за 2003 год, Республика Беларусь снова вошла в группу стран с высоким уровнем ИРЧП, заняв 53-е место. Величина ИРЧП для каждой страны показывает, какой путь ей еще предстоит пройти к достижению поставленных мировым сообществом целей: средней продолжительности жизни в 85 лет, равного доступа всех к образованию, обеспечения населению достойного уровня доходов. И каждая страна выбирает свои способы достижения этих целей, по-разному реализуя производительные силы человека в форме человеческого капитала[15].
Возникшая во второй половине XX века теория человеческого капитала рассматривает состояние науки, образования и здравоохранения в обществе с позиций инвестирования в человеческий капитал и эффективности его использования. Воспроизводство человеческого капитала являет собой процесс, имеющий циклический характер и выступающий в трех видах: естественном, экономическом, инновационном. Так, человеческий капитал находится одновременно в состоянии естественного и экономического оборотов; что же касается инновационного оборота, то он имеет место в условиях качественного обновления физического, организационного и человеческого ресурсов и требует не только значительных инвестиций, но активного использования достижений научно-технического прогресса и новых научно-образовательных знаний. Функциональный кругооборот данного капитала осуществляется посредством жизнедеятельности его носителя - человека. Интеграция оборотов индивидуальных человеческих капиталов в единый процесс общественного воспроизводства называется общим оборотом совокупного человеческого капитала и обеспечивает воспроизводство и развитие общества.
Сегодня наука и образование становятся главными факторами рыночного успеха, экономического роста и научно-технического прогресса. В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами, ни мощью финансового капитала. Теперь все решают состояние науки, уровень образования и объем накопленных обществом знаний. Сложные условия переходного периода, неоднозначные социальные последствия экономического реформирования напрямую затрагивают как объемы и способы инвестирования в науку, образование и здравоохранение, так и эффективность использования производительных сил людей, реализуемых в форме совокупного человеческого капитала. Поэтому изучение данной проблематики становится не просто актуальным, но выдвигается в разряд первоочередных в структуре социально-экономических исследований[17].
В соответствии с законом Республики Беларусь "Об основах государственной научно-технической политики" в истекшем пятилетии большое внимание уделялось совершенствованию системы государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, укреплению и развитию научно-технического потенциала страны и его ориентации на нужды республики и конкретных производств. Принятые меры позволили приостановить негативные процессы в научно-технической сфере, развернувшиеся в начале 1990-х годов. Несмотря на то, что численность работающих в науке и научном обеспечении в 1995 г., по сравнению с 1990 г., уменьшилась в 2,2 раза, научные исследования и разработки в 2001 г. выполняли почти 32,9 тыс. работников научных организаций и более 20 тыс. ученых, работающих в сфере образования, здравоохранения и других отраслей экономики. В их числе - 819 докторов наук и около 4 тыс. кандидатов наук. В последние годы темпы сокращения численности работающих в науке незначительны. Вместе с тем, пока еще с трудом удается остановить процесс относительного сокращения финансирования научно-технической сферы. Наукоемкость ВВП снизилась с 2,1% в 1990 г. до 0,9% в 1995 г.; в последующие годы она стабилизировалась на уровне 0,9 - 1,0%. Началась работа по воссозданию системы научно-технической информации на базе современных информационных технологий[14].
В соответствии с принципами анализа человеческого капитала в республике назрела необходимость провести инвентаризацию и стоимостную оценку научно-технического потенциала для выявления направлений технологического прорыва, по которым Беларусь может в перспективе выйти на мировой уровень, сконцентрировав ограниченные государственные ресурсы на поддержке этих приоритетов. Необходима также социально-экономическая переориентация научно-технического потенциала на опережающее развитие тех технологических направлений и поколений техники, которые непосредственно "работают" на человека и улучшение среды его обитания.
По
данным государственной статистики,
среднегодовая численность