Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании процесса формирования, накопления и оценки человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования были выделены следующие задачи:
Проанализировать основное понятие «человеческий капитал».
Изучить зарубежный опыт формирования человеческого капитала.
Выявить проблемы развития человеческого капитала в Республике Беларусь.
С другой стороны, полученное образование делает человека не только более эффективным работником, но и более эффективным учеником. Кроме того, чем более одарен человек, тем меньше затрачивает он усилий на приобретение новых знаний, т.е. тем меньшие издержки он несет и тем выше расположена кривая его спроса на услуги образования.
Появились математические модели, в которых используется представление, что человеческий капитал является прямым источником потребительских выгод, так как он оказывает влияние на эффективность использования потребительского (свободного) времени человека, времени его досуга.
Структурно-функциональный анализ процесса воспроизводства рабочей силы в рамках концепции человеческого капитала предполагает, что оно заключает в себе:
1.
Народное хозяйство,
а) Материальное производство:
б) Нематериальное производство (производство рабочей силы):
2.Семью, выполняющую функции:
а) демографическую:
б) производства рабочей силы:
в) предложения рабочей силы на рынке труда и распределения доходов по возрастным группам членов семьи:
г) воспитания (социализации) подрастающих членов семьи.
Подсистема "семья", в свою очередь, включает в себя следующие элементы:
а) имущество семьи (объекты собственности) вещественное и невещественное, воплощенное в людях и невоплощенное в них;
б) собственную цель существования (максимизация благосостояния, потребления, доходов, удовлетворения и т.п.);
в) производственную функцию (производство человеческого капитала);
г) демографическую функцию, т.е. взаимосвязь демографического поведения и экономических характеристик.
В активы (имущество) семьи входят следующие компоненты:
а) экономический (воспроизводственный) потенциал семьи, включающий вещественные (финансовые) компоненты;
б) человеческого капитала,
в) так же, возможно, демографический и духовный потенциал.
Это показатели типа "запас", который можно использовать в процессе материального и нематериального производства. Оценки этих показателей могут даваться как в натуральных, так и в стоимостных единицах измерения, причем последние определяются рыночной конъюнктурой.
В отличие от собственности в форме вещественных или финансовых активов, которая может передаваться по наследству, индивидуальный человеческий капитал в наследство по завещанию передаваться не может, но участвует во внутрисемейном производстве человеческого капитала следующих поколений. Поэтому общая собственность семьи может рассматриваться как сумма стоимостей вещественных компонентов богатства (семейных и индивидуальных финансовых и вещественных активов) и человеческих капиталов членов семьи.
Человеческий
капитал может принимать
1.
Образование. Оно может
2.
Обучение. Оно может быть
3. Миграция и поиск работы. Миграция рабочей силы рассматривается как инвестиция в человеческий капитал, поскольку переезд из места с низкими заработками в тот район, где они высокие, ведет не только к повышению заработка, но и к лучшему использованию умений человека. Поиск работы считается вложением капитала, поскольку требует значительных усилий и определенных затрат на сбор информации о рынке труда.
4.
Здравоохранение и питание.
Таким образом, человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. О его рождении объявил в 1960-м году Теодор Шульц. В современной теории в человеческом факторе выделяются три основных элемента. В человеческом капитале можно выделить ряд компонентов. Единообразного общепринятого перечня этих компонент пока не составлено. Появились математические модели, в которых используется представление, что человеческий капитал является прямым источником потребительских выгод, так как он оказывает влияние на эффективность. Типичными формами инвестирования в человеческий капитал являются следующие виды деятельности:
1. Образование.
2. Обучение.
3. Миграция и поиск работы.
4. Здравоохранение
и питание.
Формирование и реализация экономической политики социально ориентированной рыночной системы требует от государства активной деятельности в обеспечении плавных и постепенных переходных процессов общественной жизнедеятельности, что может быть реализовано посредством формирования и реализации доктрины социально-экономического развития Российской Федерации, в частности доктрины развития человеческого капитала[5].
Используя модель доктрины, представим концептуальные элементы доктрины развития человеческого капитала в России:
1. Нормативно-правовой статус.
Исходя из теории государственного ведения экономики, нормативно-правовой статус доктрины должен определять, что надо делать и как это реально осуществлять. Достижение последнего возможно в рамках федерального закона, определяющего комплексно полномочия (права, обязанность, ответственность) государственных структур в решении проблемы формирования и воспроизводства человеческого капитала. Необходимость статуса федерального закона определяется также и тем, что доктрина в отличие от концепции прописывает не только общий замысел, стратегию государственного воздействия на систему воспроизводства человеческого капитала, но и задает содержание государственной социально-экономической политики, то есть прописывает функции государства и механизм их реализации.
Так, например, Национальная доктрина образования, утвержденная в 2000 г., прописывает цели и задачи системы образования, задачи государства в сфере образования и определяет только то, что надо бы сделать с точки зрения финансирования в ближайшие 10 лет, а не реальные государственные меры, подкрепленные должным финансированием.
2. Четкий понятийный аппарат.
Значимость
четкой категориальной определенности
задает тип управленческого механизма
воздействия на объект управления,
в частности систему
Мы исходим из интегративной характеристики категории "человеческий капитал", предполагая, в частности, что человеческий капитал задает ориентиры, границы эффективности приложения труда как с точки зрения наемного работника, так и работодателя. С другой стороны, мы признаем за человеческим капиталом наличие характеристик статики и динамики. Связь статики и динамики функционирования системы воспроизводства человеческого капитала имеет непосредственное отношение к проблеме доходности капитала, то есть определения объема и направлений финансирования, выделения масштабов государственного участия в процессе финансирования воспроизводства человеческого капитала. Последнее, в свою очередь, зависит от системности реализации функций государственного социально-экономического регулирования, то есть направлений и механизмов создания и функционирования внешней социально-экономической среды макроуровня[6].
Учитывая современную практику хозяйствования, а также объективную необходимость повышения инновационности отечественной экономики, мы исходим из того, что на первый план выходит интеллектуальная составляющая человеческого капитала, которая позволяет реализоваться его другим компонентам. С другой стороны, объем, уровень и характер использования интеллектуального капитала работника определяется заданными границами функционирования его же собственного человеческого капитала, то есть уровнем трудовой активности, запасом знаний, здоровья, мотивационной компонентой, возрастом и историческими, национальными, культурными особенностями. Таким образом, структурно система человеческого капитала включает такие "глобальные" составляющие, как капитал образования, капитал здоровья, интеллектуальный капитал, социальный капитал.
3. Ценностный выбор.
Любое
государственно-управленческое проектирование,
начинающееся с доктрины, должно отталкиваться
от ценностей, ценностного выбора власти,
общества, государства. Если проанализировать
программы социально-
К числу основных ценностных приоритетов развития человеческого капитала следует отнести:
1)
устойчивое социально-
2) системное развитие человека.
Признание
ведущей роли человеческого потенциала
в социально-экономическом
Указанные ценностные приоритеты имеют, с одной стороны, разновекторный характер, так как предполагают противоречие экономического и социального или интересов духовного и материального развития. С другой стороны, человеческий капитал имеет интегративную категориальную определенность, функционирование составляющих его подсистем определяется "стыковым" характером взаимодействия социальной и экономической составляющей. В свою очередь, достижение определенного оптимума между вышеуказанными ценностными приоритетами будет иметь своим результатом приближение к оптимуму социальной справедливости, то есть выражению объективных закономерностей общественного взаимодействия, разрешению противоречий интересов производства (труда) и потребления.
4. Российская специфика.
В
современной России практически
не реализуется экономический
В 2004 г. около 15% населения имели доход, позволяющий обеспечить простое воспроизводство, 38,5% населения - расширенное воспроизводство, 46,5% не имели дохода, обеспечивающего простое воспроизводство человеческого капитала; в 2005 г. - 15%, 35,5%, 49,5% и в 2006 г. - около 17%, 43,6% и 39,4% соответственно, что согласуется с динамикой номинальной заработной платы в России в 2004 - 2006 гг. Одним из возможных интегративных показателей эффективности государственного воздействия на систему воспроизводства человеческого капитала выступает коэффициент витальности страны, который также вводится для признания человеческой жизни высшим мерилом государственно-управленческой успешности.