Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании процесса формирования, накопления и оценки человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования были выделены следующие задачи:
Проанализировать основное понятие «человеческий капитал».
Изучить зарубежный опыт формирования человеческого капитала.
Выявить проблемы развития человеческого капитала в Республике Беларусь.
Расчеты коэффициента витальности без учета миграционного вклада за 1990 - 2005 гг. показывают, что в стране число эффективных человеческих жизней уменьшилось на 28 млн. При этом в реальных условиях российской демографической истории учет или неучет миграционного сальдо не меняют основных трендов и их особенностей: в обоих случаях минимальное значение коэффициента витальности за период 1900 - 2005 гг. проходилось на конец 1990-х гг. (потери составляют более 2 млн человек в год), в максимальное - на конец 1950-х гг. (прирост составлял около 3 млн человек в год).
В России совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования составляет около 7% ВВП. Столь низкая доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных (в 2 - 3 раза ниже, чем в странах ЕС) позволяет выплачивать пенсии и пособия, составляющие около 30 - 35% и ниже от размера предшествующей заработной платы, которая, в свою очередь, в 5 - 6 раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по странам ЕС[9].
Известно, что любые существенные изменения в производительных силах, открывая новые возможности, таят в себе и потенциальные угрозы. В ближайшие десять лет нельзя исключать развития целого ряда негативных тенденций, обозначившихся в России в 90-е годы.
Расширение
зоны деградации человеческого капитала.
В воспроизводстве
Деградация человеческого капитала имеет под собой и вполне определенную экономическую основу - бедность населения, т. е. состояние, когда совокупные доходы домохозяйств не обеспечивают даже простого воспроизводства рабочей силы. В большинстве регионов России основной причиной бедности была не только и даже не столько безработица, сколько низкая заработная плата. Так, в Санкт-Петербурге, городе с благополучной по российским меркам экономической ситуацией, в разгар финансового кризиса в декабре 1998 г. безработные (согласно критериям МОТ) составляли, по данным мониторинга, 14,4% экономически активного населения (ЭАН). В то же время лиц, занятых полный рабочий день, не имеющих дополнительного дохода, с заработной платой ниже прожиточного минимума было 20,8% ЭАН. К декабрю 2000 г. - в условиях экономического подъема - значения этих индикаторов заметно снизились, составив соответственно 7,8% и 10,8%. Тем не менее численность тех, кто оказался в бедственном положении из-за ненормально низкой оплаты труда, по-прежнему превышает численность безработных[9].
Застойная, "хроническая" бедность значительных по масштабам групп населения представляет наибольшую опасность. Для семей, длительное время живущих в бедности, характерны: вынужденный отказ от рождения детей, невозможность дать им нормальное образование, скудное и нездоровое питание, недоступность современной медицинской помощи, психологические стрессы, ранние смерти в трудоспособном возрасте.
"Новая" бедность, а порой и откровенная нищета возникли одновременно с новой экономикой. Если и в будущем десятилетии доходы таких социально-профессиональных групп, как, например, учителя или те "бюджетники", которые не имеют высшего образования, по-прежнему не будут обеспечивать нормального воспроизводства рабочей силы, зона деградации человеческого капитала может стать еще обширнее. Эта опасность представляется одной из главных.
Непродуманная политика в сфере занятости легко может привести к ситуации, когда средства российского бюджета во все больших масштабах будут расходоваться на обеспечение квалифицированными кадрами западных экономик. Вместе с тем наличие в России значительного числа рабочих мест, не пользующихся спросом среди местных жителей, может усилить трудовую миграцию малоквалифицированной рабочей силы из стран СНГ, Средней и Юго-Восточной Азии, Африки и т. д. В результате выезда из страны квалифицированных кадров и въезда неквалифицированной рабочей силы качество человеческого капитала в целом может существенно ухудшиться.
Инерция экономического мышления опасна тем, что негативные экономические стереотипы, сформировавшиеся в 90-е годы, могут быть перенесены в будущее. В первую очередь речь идет о небрежном, а порой и откровенно безразличном отношении к человеку труда. Проблемы профессионального образования, кадровой политики, занятости и безработицы оказались вытесненными на периферию экономического и в целом общественного сознания.
Негативные последствия такого рода недооценок человеческого капитала проявляются повсеместно. Это выражается, например, в нежелании руководителей многих предприятий всерьез заниматься вопросами подготовки квалифицированных работников в надежде, что проблему удастся решить за счет возвращения "старых" кадров или привлечения работников из стран СНГ. Кадровые службы предприятий оказались существенно ослабленными и зачастую сузили свою деятельность до регистрации приема и увольнения работников. Сохранение и далее подобной негативной тенденции грозит нехваткой профессионально подготовленных кадров, что станет серьезным препятствием росту производительности труда.
Неэффективность
системы профессионального
Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что соответствие рабочей силы требованиям потенциальных инвесторов - один из факторов инвестиционной привлекательности того или иного региона или предприятия. Сохранение существующего разрыва между требованиями инвесторов к профессиональным качествам работников и возможностями системы подготовки и переподготовки кадров, не способной их вовремя удовлетворить, несомненно, отрицательно скажется на динамике капиталовложений. При сохранении имеющихся недостатков существующая система подготовки и переподготовки кадров будет препятствовать развитию прежде всего тех видов производств, которые базируются на использовании современных технологий, а также затормозит привлечение иностранных инвестиций.
В
сегодняшней российской ситуации на
фоне победного шествия Америки в политической,
экономической и военной областях все
чаще высказываются мнения о неэффективности
российского образования якобы неспособного
обеспечить желанный прорыв, о необходимости
реформировать нашу систему образования
по образу и подобию американской. К сожалению,
сегодняшняя российская наука, также как
и высокотехнологичный бизнес за редким
исключением не демонстрируют выдающихся
результатов. В значительной степени это
связано с тем, что последние 15 лет Россия
переживала болезненный трансформационный
период. Кроме того, сложившаяся в советский
период система прикладной науки (при
весьма высоком уровне развития) изначально
была ориентирована, прежде всего, на нужды
ВПК, что также сказалось на ее положении
в новых условиях. Поэтому в настоящее
время в условиях относительной стабилизации
макроэкономических показателей остро
стоит проблема реформирования системы
образования, науки и стимулирования инноваций.
Для реализации этих целей в конце 2004 г.
– начале 2005 г. Министерством образования
и науки была разработана Стратегия развития
Российской Федерации в области развития
науки и инноваций на период до 2010 г. Это
свидетельствует о том, что политика в
сфере науки и инноваций будет являться
одним из приоритетов.
в США.
Один из ключевых приоритетов в создании в США «экономики знаний» – всемерное развитие образования, и, прежде всего, научно–технического, и формирование конкурентоспособного человеческого капитала.
В 50–е и 60–е годы 20 века в США была разработана теория человеческого капитала, которая ставила своей задачей углубленную разработку проблем формирования и воспроизводства рабочей силы, и в более широком контексте, роли и значения созидательных способностей человека, а также его вклад в экономический рост. Над теорией человеческого капитала работали многие выдающиеся американские экономисты, в частности, Т. Шульц, Г. Беккер, Д. Минцер, Л. Туроу, Д. Кендрик и др. Именно эти экономисты впервые поставили вопрос о роли инвестиций в человеческий капитал, доказывая особую значимость образования для экономического роста и экономического развития. В целом человеческий капитал в работах авторов этой концепции трактуется как совокупность полученных людьми знаний, навыков, квалификации, их физическая готовность к труду, т.е. состояние здоровья, а также совокупность разного рода мотиваций. Во многом благодаря этой теории в США, начиная с середины 20 века, вложение в образование и подготовку кадров, затраты на здравоохранение перестали рассматриваться как неизбежные издержки в процессе общественного производства, а стали трактоваться как важнейшие инвестиции в будущее развитие[10].
Следует подчеркнуть, что США уже долгое время находятся среди передовых стран мира, осознавших принципиальное значение образования для социально–экономического развития страны. Еще в начале 20 века в США, в числе немногих тогда стран, вводят бесплатное государственное среднее образование. В стране, начиная с 19 века формируется сеть многопрофильных университетов и колледжей, как частных, так и государственных. Помимо формального образования в 20 веке быстрыми темпами развивается подготовка кадров в частном секторе экономики, особенно в крупных корпорациях, создается также система государственных профессиональных учебных заведений по подготовке и переподготовке кадров, в том числе молодежи и безработных. Мощными стимулами развития высшего профессионального образования в США стали развитие научно–технической революции, экономическое и военно–техническое соревнование с СССР, а также борьба негритянского населения за свои права, увенчавшаяся Законом о равных гражданских правах 1964 г. Этот закон, наряду с прочими мерами по десегрегации, привел к открытию множества муниципальных колледжей, куда устремилась негритянская молодежь.
На цели образования в США ассигнуются гигантские средства. Так, государственные и частные затраты на образование (без расходов на «образование взрослых» – профессиональную подготовку преимущественно без отрыва от производства), заметно возросли в 80–е и 90–е годы 20 века – на 70% и составили в 2007 г. 972 млрд. долл., или около 7,5% ВВП, что заметно превосходило годовые расходы США на военные цели (660 млрд. долл. – около 5,0% ВВП в том же году). Кроме того, по разным оценкам, до 150 млрд. долл. составляют расходы на упомянутое выше «образование взрослых», в рамках которого, например, в 2005 г. в различных программах обучения участвовало 94 млн. человек, или 44% взрослого населения страны (в середине 80–х годов – лишь 13,3%). С учетом всех прочих государственных и частных программ на подготовку и переподготовку рабочей силы (переподготовку безработных, подготовку на рабочем месте и пр.) валовые затраты на образование в США достигают астрономической суммы в 1 трлн. долл. в год[12].
Следует отметить, что из государственных источников (федерального, штатных и местных бюджетов) финансируется абсолютное большинство (4/5) всех учреждений сферы образования (от учреждений дошкольного образования до вузов). В 2007 г. эти расходы составили 792 млрд. долл., или более 81% от общей суммы; лишь 20% всех учреждений образования поддерживается частным капиталом (корпорациями, частными фондами, отдельными лицами) – их расходы составили в том же году более 180 млрд. долл., или около 19% совокупных расходов. Такое соотношение отражает важнейшую особенность американской системы формального образования – преобладающую роль государства в его финансировании. По доле расходов на образование в ВВП США опережают другие страны: в США в 2007 г. они составили 7,0% ВВП, в Дании – 7%, в Норвегии – 6,6%, в Великобритании – 6,1%, в Германии – 5,3%.
Помимо
финансового обеспечения сфера
образования располагает
Одно из центральных и наиболее важных звеньев американской системы образования составляют высшие учебные заведения. В 2007 г. в США насчитывалось 18 млн. студентов: 13,4 млн. Обучалось в государственных вузах (74%) и 4,6 млн. – в частных (26%). В 2007 г. в США насчитывалось 4,3 тыс. учреждений высшего образования – 1,85 тыс. являлись государственными и 2,45 тыс. – частными. Среди них особую роль играют т.н. исследовательские университеты (всего в начале 21 века к ним относят 235 университетов), которые представляют собой ядро американской системы высшего образования, являясь основными центрами фундаментальной науки и подготовки специалистов и научных кадров высшей квалификации. Именно эти университеты, где обучается примерно 2,8 млн. студентов (19% от их общего числа), получают большую часть государственной поддержки на проведение фундаментальных исследований, в них присуждается наибольшее число докторских степеней в различных науках. Это, как правило, чрезвычайно престижные вузы, занимающие ведущие позиции в рейтингах университетов не только в США, но и в мире. Среди этих исследовательских университетов можно назвать такие как Принстонский, Гарвардский, Йельский, Стэнфордский, Колумбийский, Пенсильванский, Корнельский университеты, Массачусетский и Калифорнийский политехнический институты и другие, известные во всем мире высшие учебные заведения. Всего в 2006 г. американская высшая школа подготовила почти 1,5 млн. бакалавров (5% населения страны студенческого возраста), 594 тыс. магистров (2%) и более 56 тыс. докторов наук (около 0,2%) в различных областях знаний[11].