Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании процесса формирования, накопления и оценки человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования были выделены следующие задачи:
Проанализировать основное понятие «человеческий капитал».
Изучить зарубежный опыт формирования человеческого капитала.
Выявить проблемы развития человеческого капитала в Республике Беларусь.
К началу 2002 г. в области технических наук было сосредоточено 54,1% исследователей, естественных наук - 23,9%, общественных наук -7,3%, медицинских - 6,2%, сельскохозяйственных - 5,7%, гуманитарных наук - 2,8%. Внутренняя структура научной отрасли во многом отражает то состояние науки, которое досталось республике после распада СССР. Советская наука в значительной мере была милитаризована и тематика исследований для нужд военно-промышленного комплекса преобладала над гражданской. Это и предопределяло концентрацию исследователей в технических и естественных науках. Напротив, исследования, ориентированные на потребительский сектор, были развиты недостаточно. В отличие от многих развитых стран с мощной технологической базой, работающей на потребительский рынок, Беларусь такую базу только начинает создавать. Ранее современные машины и оборудование для легкой и пищевой промышленности импортировались или ввозились из других регионов бывшего СССР. Поэтому сегодня особенно трудно выстраивать отраслевую структуру науки, ориентированную на обеспечение устойчивого развития производственной и социальной сфер и повышение на этой основе жизненного уровня населения[16].
Одним
из главных стоимостных
Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс остается наиболее стабильным фактором накопления финансовых средств для расширенного воспроизводства, дальнейшего развития инноваций и наиболее выгодной, хотя и наиболее рискованной сферой помещения капитала. В развитых странах ассигнования в науку не снижались даже в периоды экономических спадов и отличались более высокими темпами роста, чем - в производство. Согласно мировому опыту, доля научных расходов в ВВП должна быть не менее 3%, несмотря на неоднозначность представлений об эффективности этих затрат. Пороговое же значение расходов на научные исследования и разработки, по отношению к ВВП, как одного из показателей экономической безопасности страны принято считать равным 2%. Из этого следует, что достигнутый в республике общий уровень развития научно-технической деятельности не может быть оценен как достаточный для государства, стремящегося к экономической и политической независимости в условиях ограниченных собственных сырьевых и энергетических ресурсов и сложной экологической обстановки. Соотношение фактического и порогового значений показателя затрат на научные исследования и разработки в процентах к ВВП составляет в Беларуси 0,4%[13].
Другим
стоимостным показателем
Третьим стоимостным показателем, отражающим состояние научной сферы в республике, является структура внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки по видам работ. Оценка затрат на научные исследования и разработки по видам работ свидетельствует о том, что в технических науках 3/4 затрат направляется на разработки (в частности на создание новой продукции и технологий), включающие в себя проведение опытно-конструкторских (при создании изделий) и опытно-технологических (при создании материалов, веществ, технологий) работ. На фундаментальные исследования, реально изменяющие традиционный технологический уклад, в технических науках затрачивается менее 1/10 выделяемых средств. В естественных науках на фундаментальные исследования, нацеленные на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества и искусственно созданных объектов, затрачивается свыше 1/2 средств. В сельскохозяйственных, медицинских и общественных науках основной упор делается на финансирование прикладных научных исследований, направленных на применение результатов фундаментальных научных исследований, достижение практических целей и решение конкретных задач[14].
Соотнесение затрат на научные исследования и разработки и стоимости объема выполненных работ, по отношению к ВВП, позволяет судить об эффективности использования бюджетных средств. Так, объем работ, выполненный научными организациями в 2001 г., составил 0,81% от валового внутреннего продукта, или 137,7 млрд. руб. Напомним, что затраты из республиканского бюджета на научные исследования и разработки составили в 2001 г. 67,7 млрд. руб., а из всех источников финансирования - 139,2 млрд. руб.
Итак, на основании анализа состояния человеческого капитала в сфере науки Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что общие затраты на научные исследования и разработки практически окупаются стоимостью объема выполненных работ. Однако о большем пока говорить не приходится. Очевидно, что экономический оборот человеческого капитала за последнее десятилетие обусловлен заменой традиционно применяемой технологии и техники с целью поддержания непрерывного процесса воспроизводства и сопровождается подготовкой работников традиционных профессий на среднем для той или иной отрасли уровне. Анализ взаимосвязи натуральных и стоимостных показателей научно-технического развития свидетельствует об экономическом обороте человеческого капитала, настроенном на воспроизведение традиционной техники и технологий. Для инновационного оборота человеческого капитала его научно-технический потенциал представляется недостаточным, поскольку показатели этого потенциала ниже пороговых значений, определенных мировой экономикой.
Уровень
общеобразовательной и
Что же касается образовательной структуры человеческого капитала в Республике Беларусь, то лица с высшим образованием составляют 14,0% от всего населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше; со средним специальным - 22,3%; с начальным профессиональным образованием -9,2%; со средним общим - 26,2%; с базовым общим - 13,5%; с начальным образованием - 14,8%. Таким образом, доля лиц с высшим и средним специальным образованием составляет в республике 36,3% от всего населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше. Между тем, в США, например, доля лиц с высшим и средним специальным образованием среди взрослого населения достигает 60%.
Подобное отставание белорусов в уровне образования во многом объясняется тем, что распределение учащихся по видам образования носит традиционный характер, типичный для индустриального общества, и изменяется очень медленно. Так, за истекшее десятилетие доля учащихся средних специальных учебных заведений среди всех обучающихся возросла всего лишь на 0,7%, а доля студентов высших учебных заведений -на 5,0%. Возрастающие инвестиции в сферу образования могут дать положительный эффект только в случае радикальной перестройки внутренней структуры этой сферы в пользу увеличения доли, главным образом, высшего образования.
Одним
из главных стоимостных
Другим
стоимостным показателем
Аксиомой теории человеческого капитала является положение о том, что большие инвестиции на получение более высокого уровня образования обеспечивают и большую величину заработков. Это теоретическое положение подтверждается данными практики. Так, в 1995 г. в США трем ступеням образования соответствовали три уровня дохода: среднее общее образование - 20 тыс. дол. в год; среднее специальное - 35 тыс. дол. в год; высшее - 55 тыс. дол. в год. Кроме того, на деле, рост реального дохода и потребления на каждой следующей ступени значительно больше, чем на предыдущей: во-первых, семьи, как правило, лучше застрахованы от возможных финансовых неудач; во- вторых, устойчивость доходов специалистов позволяет банкам расширять их кредитование и формировать качественно иной уровень семейной собственности; в-третьих, более легкий труд и большая продолжительность трудовой жизни (с возрастающими по мере накопления опыта заработками) создают дополнительный источник доходов и накоплений[15].
Если, например, в США средняя оплата труда научных работников в два раза выше, чем по экономике в целом, то в России в 1991 г. заработная плата научных работников составляла 116%, а в 1995 г. - 75% средней заработной платы, являясь одной из самых низких в экономике страны.
Что касается Беларуси, то по данным мониторинга социально-трудовой сферы Республики Беларусь, наблюдается следующее распределение работников по размерам заработной платы в зависимости от уровня образования. Согласно опросу, в 2002 г. работники с высшим образованием получали в среднем 180 тыс. руб. (в сфере материального производства -200 тыс. руб., непроизводственной сфере - 118 тыс. руб.); работники со средним специальным образованием получали в среднем 140 тыс. руб. (160 и 92 тыс. руб. соответственно); работники со средним общим образованием получали в среднем 123 тыс. руб. (136 и 71 тыс. руб.), что соответствовало на тот момент минимальному потребительскому бюджету. Как видим, дифференциация в оплате труда, в зависимости от уровня образования, не так уж велика и находится в соотношении 1 : 1,2 : 1,5.
Гораздо более значимая дифференциация по заработной плате наблюдается в разных отраслях экономики. Нынешняя ситуация характеризуется возрастающей дифференциацией по уровню заработной платы между сферами (производственной и непроизводственной), отраслями, регионами и предприятиями. Коэффициент межотраслевой дифференциации в оплате труда в 2001 г. увеличился до 5,1 раза, тогда как в экономически развитых странах дифференциация в оплате труда, как правило, не превышает 2 - 2,5 раза. В республике принимаются определенные меры по снижению неоправданной дифференциации населения по доходам. Вместе с тем, дифференциация доходов в ситуации перехода к рынку - это объективно обусловленное явление, выражающее социально-экономические различия в положении членов общества в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг.
Основным
показателем эффективности
Сравнение Республики Беларусь со странами с высоким уровнем развития человеческого потенциала демонстрирует основные различия в показателях здравоохранения. Прежде всего наблюдается разница почти в 10 лет в ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Она определяется даже не количеством врачей на 100 тыс. человек (в Канаде и Японии это количество в 2,5 раза меньше), а здоровым образом жизни и устойчивым доступом практически всего населения к основным лекарственным препаратам (в Беларуси они доступны примерно половине населения). Эта разница определяется также уровнем младенческой смертности, превышающей смертность в высокоразвитых странах в 4 раза; уровнем детской смертности, превышающей смертность в этих странах в 3 - 6 раз. Наконец, эта разница определяется важнейшими стоимостными показателями - ВВП на душу населения (в 3 раза меньше, чем в высокоразвитых странах) и расходами на здравоохранение (в 5 раз меньше).