Статистика рынка и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:36, контрольная работа

Описание работы

Товарооборот представляет собой процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. В товарообороте всегда имеются два полюса: покупатель и продавец; покупка есть в то же время продажа. Однако в статистике рынка, как правило, товарооборот рассматривается с позиции продавца и в анализе интерпретируется в качестве синонима продажи. Исключение составляет характеристика покупки товаров отдельными группами населения. Товарооборот характеризует объем продажи и покупки товаров в стоимостных единицах, реже - в натуральных.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы статистики рынка товаров и услуг 6
1.1. Понятие и задачи статистического изучения рынка 6
1.2. Система показателей статистики рынка 10
1.3. Основы методологии статистики рынка 16
Глава 2. Расчетная часть 20
Задание №1 20
Задание №2 24
Задание №3 26
Задание №4 27
Глава 3. Аналитическая часть – исследование оборота розничной торговли в Калужской области с 2002 по 2008гг, прогноз на 2009г. 33
Заключение 41
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Статистика рынка и услуг АБИК.doc

— 552.00 Кб (Скачать)

     Разумеется, с переходом к рыночной экономике  и отказом от централизованного  планирования объемов продажи и  прибыли показатель выполнения плана  потерял свое значение центрального показателя, но было бы неразумно отказываться от него на микроуровне. Во-первых, существует понятие плана маркетинга и контрольных (плановых) цифр; во-вторых, данная относительная величина используется как оценка выполнения договорных (контрактных) обязательств, наконец, в-третьих, она является мерой точности прогноза.

     Не  теряет своего важного значения и  метод группировок и как способ выделения типических однородных групп, и как метод анализа структуры  изучаемой совокупности, и как способ выявления связей и зависимостей. Находят свое применение и многомерные Группировки. В бизнес-статистике фирмы группируют собственные Предприятия по ряду признаков, чтобы найти оптимальные характеристики, дать оценку хорошо и плохо работающим подразделениям. Государственная статистика группирует предприятия (фирмы), регионы, семьи потребителей, чтобы выявить определенные закономерности развития, дать оценку рыночной ситуации. В маркетинге группировки используются для моделирования поведения и предпочтений покупателей, а также в целях сегментации рынка. Изучение закономерностей рынка может потребовать построения и анализа рядов распределения, расчета их характеристик. В анализе состояния рынка, территориального распределения товарооборота и некоторых других показателей используются специфические методы регионального анализа.

     Одним из наиболее распространенных методов  анализа в статистике рынка является индексный, который позволяет решить целый комплекс задач и охарактеризовать ряд показателей рынка. Наряду с динамическими индексами находят применение территориальные, индексы соотношений, качественных оценок, выполнения. Проявление стихийности в некоторых рыночных процессах заставляет уделять больше внимания проблеме оценки устойчивости и колеблемости ряда показателей состояния и развития рынка. Это связано и с проблемой количественных характеристик рыночного или коммерческого риска. В некоторых исследованиях рынка могут найти применение модели, построенные на основе использования методов теории статистических решений и теории массового обслуживания. Зарубежный опыт показывает, что эти методы приносят определенную пользу в маркетинге.

     Анализ  рыночной конъюнктуры диктует необходимость  выявления и моделирования тенденций  рыночных процессов с помощью  различных методов анализа динамических рядов и расчета трендовых моделей. Целям регулирования и прогнозирования рынка подчинено использование методов корреляционно-регрессионного анализа, метода главных компонент, кластерного анализа и других методов многомерного анализа. Важную роль в изучении и прогнозировании спроса имеет расчет показателей эластичности. В зарубежной практике в целях анализа и прогнозирования ряда рыночных явлений и процессов широко используются методы экспертных оценок. Применяются также специфические методы конъюнктурного анализа.

     Стохастический  характер рыночных процессов позволяет  обращаться к некоторым методам  статистического и эконометрического  моделирования, в частности трендовых  и регрессионных уравнений, теории принятия решений, теории массового обслуживания (теории очередей). Использование этих методов позволяет выявить силу и вектор влияния различных факторов на рыночные процессы и явления, принимать оптимальные решения при минимизации риска; теория массового обслуживания (теория очередей) дает возможность оптимизировать дистрибьюцию товаров, оптимально размещать торговые предприятия и т. д. Эти методы нередко находят применение в маркетинге. Там же используются методы линейного и нелинейного программирования, в частности для выбора _оптимального варианта товародвижения, управления товарными запасами.

     Самым ответственным моментом анализа, завершающим  всю проделанную расчетную работу, является интерпретация полученных показателей и параметров построенных  моделей, а также выводы, которые необходимо сформулировать в итоге исследования.

 

Глава 2. Расчетная часть

Задание №1

     Имеются следующие данные об обороте розничной  торговли в Российской Федерации:

Годы Оборот  розничной торговли
  В том  числе, млрд.руб. В процентах  к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
всего (в фактически действовавших ценах), млрд. руб. оборот торгующих  организаций Продажа товаров  на вещевых, смешанных и продовольственных  рынках оборот торгующих  организаций Продажа товаров  на вещевых, смешанных и продовольственных  рынках
2000 2 352 1735 617 110 106
2001 3 070 2 294 776 112 107
2002 3 765 2 843 922 110 106
2003 4 529 3 454 1 075 110 105
2004 5 642 4 381 1 261 115 107
2005 7 038 5 554 1 484 115 106
 

     На  основе приведенных данных рассчитайте:

а) показатели структуры оборота розничной торговли по каждому году;

б) показатели динамики оборота розничной торговли;

в) индекс-дефлятор оборота розничной торговли.

Постройте графики структуры и динамики оборота розничной торговли.

     Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы.

Решение

а) показатели структуры оборота розничной торговли по каждому году. Расчет показателя структуры оборота розничной торговли по каждому году производится в двух направлениях:

1. Расчет структуры торговых организаций для каждого года:

2. Расчет структуры  вещевых, смешанных и продовольственных  рынков для каждого года:

Для более наглядного представления данные вписываем в столбцы 10,11).

б) показатели динамики оборота розничной торговли.

Расчет  показателей динамики всего розничного оборота рассчитывается следующим образом: базисный год (2000) принимаем за 1

Показатель  динамики отчетного  года =

Расчет  динамики торгующих организаций

Принимаем 2000год за базисный год и точку  отсчета и присваиваем значение 1. Расчет показателя динамики торгующих организаций отчетного года производим по формуле:

Расчет  показателей динамики продажи товаров на вещевых, мешанных и продовольственных рынках производится аналогично расчету для торгующих организаций. Дааные в столбцах 7, 8, 9).

в) индекс-дефлятор оборота  розничной торговли.

Рассчитаем  индекс-дефлятор оборота  розничной торговли

1. Рассчитаем рост оборота отчетного года в процентах к предыдущему году для торговых организаций и рынков в сопоставимых ценах

за исходный год принимаем 2000 год и рассчитываем показатель роста оборота, а именно

Рассчитываем показатель роста оборота отчетного года следующим образом:

Данные  заносим в таблица столбцы 16,17

2. Рассчитаем рост оборота отчетного года в процентах к предыдущему году для торговых организаций и рынков в денежном измерении (млрд.руб.)

Отдельно  рассчитывается как для торгующих  организаций, так и для рынков (столбцы 13,14,15)

3. Индекс-дефлятор (столбец 12)

 

Годы Оборот розничной  торговли
всего, млрд руб в том числе, млрд руб в процентах к предыдущему году
оборот  торгующих организаций продажа товаров  на вещевых, смешанных и продовольственных  рынках оборот торгующих  организаций продажа товаров  на вещевых, смешанных и продовольственных  рынках
1 2 3 4 5 6
2000 2352 1735 617 110 106
2001 3070 2294 776 112 107
2002 3765 2843 922 110 106
2003 4529 3454 1075 110 105
2004 5642 4381 1261 115 107
2005 7038 5554 1484 115 106
   
Динамика Структура
всего, млрд руб в том числе, млрд руб в том числе, млрд руб
оборот  торгующих организаций продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках оборот торгующих  организаций продажа товаров  на вещевых, смешанных и продовольственных  рынках
7 8 9 10 11
1,000 1,000 1,000 0,738 0,262
1,305 1,322 1,258 0,747 0,253
1,226 1,239 1,188 0,755 0,245
1,203 1,215 1,166 0,763 0,237
1,246 1,268 1,173 0,776 0,224
1,247 1,268 1,177 0,789 0,211
   
Индекс-дефлятор Рост оборота
всего, млрд руб в том числе, млрд руб в процентах  к предыдущему году
оборот  торгующих организаций продажа товаров  на вещевых, смешанных и продовольственных рынках оборот торгующих  организаций продажа товаров  на вещевых, смешанных и продовольственных  рынках
12 13 14 15 16 17
1,089 2159,348 1577,272727 582,0754717 1,100 1,060
1,206 2546,196 1862,012987 684,1826838 1,232 1,134
1,314 2864,739 2097,845336 766,8941287 1,355 1,202
1,429 3168,578 2317,001181 851,576478 1,491 1,262
1,617 3489,089 2555,520297 933,5691708 1,714 1,351
1,826 3853,653 2817,176886 1036,476478 1,971 1,432

График динамики оборота розничной торговли.

График структуры оборота розничной торговли.

Выводы: из данных таблицы и графиков видно, что торговые организации В РФ в 2005 году занимают 78,9% в общей структуре розничной торговли страны и оборот денежных средств ежегодно в них увеличивается, к 2005 году достиг максимальной отметки и составил 5554 млрд.руб., что на 4070 млрд.руб. (или на 26,8%) больше оборота денежных средств на рынках. Увеличивется и коэффициент, применяемый для приведения стоимостных показателей, выраженных в текущих ценах, к ценам базисного периода (индекс-дефлятор), что говорит о прогрессирующем росте оборота розничной торговли РФ в целом ежегодно.

Задание №2

     Имеются следующие данные о продаже продуктов  питания в регионе: 

Вид продукции Товарооборот, млн. руб. Индекс цен  в от-
 
базисный  период
отчетный период четном периоде  к базисному, %
Колбасные изделия 240 228 120
Цельномолочная  продукция 180 200 105
Овощи 160 270 85.
Итого: 580 698  
 

     По  приведенным данным исчислите:

     а) общий индекс товарооборота;

     б) общий индекс цен Г. Пааше и  Э. Ласпейреса;

     в) общий индекс физического объема товарооборота;

     г) покажите взаимосвязь исчисленных  индексов.

     д) абсолютное изменение товарооборота, в том числе вследствие менения  объемов реализации продукции в отчетном периоде сравнению с базисным.

Информация о работе Статистика рынка и услуг