Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубление знаний основных положений статистики рынка товаров и услуг. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие конъюнктуры рынка.
2. Ознакомиться с основными показателями конъюнктуры рынка
3. Освоить методику расчета и анализа потенциала рынка
Введение 3
I. Теоретическая часть 5
1. Понятие и сущность конъюнктуры рынка 5
1.2. Задачи и показатели статистики конъюнктуры рынка 8
3. Анализ тенденции развития колеблемости и цикличности рынка 13
II. Расчетная часть 22
Задание 1. Исследование структуры совокупности 22
Задание 2. Выявление наличия корреляционной связи между признаками, установление направления связи и измерение ее тесноты 28
Задание 3. Применение выборочного метода в финансово-экономических задачах 32
Задание 4. Использование одного из статистических методов (балансового, индексного, анализа рядов динамики и др) в финансово-экономических задачах 33
III. Аналитическая часть 36
Аналитическая часть 36
1. Постановка задачи 36
2. Методика решения задачи 37
3. Технология выполнения компьютерных расчетов 38
4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов 40
Заключение 42
Список литературы 44
Определите:
Индексы динамики производительности труда по малым и средним предприятиям в отдельности.
Результаты расчетов представьте в таблице.
Общие индексы динамики по сектору малых и средних предприятий в целом: выручки от продажи продукции; производительности труда; численности работников.
Абсолютное изменение выручки от продажи продукции в отчетном году по сравнению с базисным вследствие изменения: производительности труда; численности работников.
Сделайте выводы об эффективности использования трудовых ресурсов на промышленных предприятиях малого и среднего бизнеса региона.
Решение
Индивидуальный индекс производительности труда имеет вид:
где, W1, W0 –производительность труда соответственно в отчетном и базисном периодах,
q1, q0 – выручка от
продажи продукции
Т1, Т0 – численность работников соответственно в отчетном и базисном периодах.
, ,
Таблица 11
Расчет индексов производительности труда по предприятиям
Предприятия |
|
|
|
Малые |
1,1 |
0,95 |
1,1579 |
Средние |
1,07 |
1,1 |
0,9727 |
Производительность труда на малых предприятиях выросла на 15,79%, а на средних – уменьшилась на 2,73%.
Общий индекс динамики по сектору малых и средних предприятий в целом :
- выручки от продажи продукции
- производительности труда
- производительности труда
Таблица 12
Расчеты
Предприятия |
|
|
|
|
|
|
|
Малые |
5,90 |
1,10 |
5,36 |
1,16 |
5,10 |
0,95 |
5,10 |
Средние |
8,60 |
1,07 |
8,04 |
0,97 |
8,84 |
1,1 |
8,84 |
Итого |
14,50 |
13,40 |
13,94 |
13,94 |
, ,
Таким образом, выпуск продукции вырос на 8,20%, Это произошло под влиянием роста производительности труда – на 4,04% и численности работников – 4,0%
Абсолютное изменение выручки от продажи продукции в отчетном году по сравнению с базисным: млн. руб.
Абсолютное изменение выручки от продажи продукции в отчетном году по сравнению с базисным вследствие изменения: производительности труда
млн. руб.
Абсолютное изменение выручки от продажи продукции в отчетном году по сравнению с базисным вследствие изменения численности работников
млн. руб.
Выпуск продукции вырос на 1,10 млн. руб. под влиянием двух факторов: роста производительности труда – на 0,56 млн. руб. и за счет роста численности – на 0,54 млн. руб.. т.е. за счет экстенсивных и интенсивных факторов.
По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т.к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания.
Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг.
В России значительно возрастает объем услуг, специфически присущих рыночной экономике. Увеличился спектр услуг, связанных с управлением и содержанием органов государственной власти, а также правоохранительных органов.
По данным сайта федеральной статистики проанализируем динамику туристических услуг населению Российской Федерации за 13 лет. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Объем туристических услуг населению РФ, миллион
рублей,
(значение показателя за год)*
Объем платных
услуг населению по видам услуг,
миллион рублей, | |||||||||||||
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Туристские услуги |
1477.7 |
2551.4 |
5684.8 |
5928.9 |
8033.8 |
10639.3 |
13957.6 |
15156.8 |
18251.2 |
23766.6 |
33848.8 |
45227.6 |
53863.3 |
*Источник: Федеральная служба государственной статистики
Для анализа динамики рассчитаем следующие показатели:
• абсолютный прирост;
• темп роста;
• темп прироста;
• абсолютное значение 1% прироста;
• средние за период уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста.
Расчет показателей анализа ряда динамики осуществим по формулам, представленным в табл. 2.
Таблица 2
Формулы расчета показателей
Показатель |
Базисный |
Цепной |
Средний |
Абсолютный прирост |
|
|
|
Темп роста |
|
|
|
Темп прироста |
|
|
|
Средний уровень в интервальном ряду динамики вычисляется по формуле:
Для определения абсолютной величины, стоящей за каждым процентом прироста прибыли, рассчитывают показатель абсолютного значения 1% прироста (А%). Один из способов его расчета — расчет по формуле:
А%i= yi-1/100
Числовые обозначения:
y1 — уровень первого периода;
yi — уровень, сравниваемого периода;
уi-1 — уровень предыдущего периода;
уn — уровень последнего периода;
n — число уровней ряда динамики.
Расчеты показателей анализа динамики туристических услуг выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.
Расположение на рабочем листе Excel исходных данных (табл. 1) и расчетных формул (1)-(11) (в формате Excel) представлено в табл. 3.
Результаты расчетов приведены в табл. 4.
На рис. 1 представлено графическое изображение динамики туристических услуг населению РФ за 13 лет.
Рис. 1. Динамика туристических услуг населению РФ, млн. руб.
Результаты проведенных расчетов позволяют сделать следующие выводы.
Сумма туристических услуг населению РФ за 13 лет выросла в 16,13 раз, что в абсолютном выражении составляет 52385,6 млн. руб.
Наблюдается положительная динамика в течение всего периода. Она носит экспоненциальный характер. Цепные абсолютные приросты от года к году увеличиваются. Самое минимальное увеличение - 244,1 млн. руб.
1998 год – год кризиса, который привел к сокращениям среднего класса и следовательно вызвал сокращение его расходов. Максимальный годовое увеличение объема туристических услуг произошло в 2006 г – 11428,8 млн. руб.
Это свидетельствует об абсолютном ускорении изменения и цепные темпы роста и прироста. Это же подтверждает и графическое изображение динамики прибыли (см. рис. 1).
В течение анализируемого тринадцатилетнего периода деятельности средний размер объема туристических услуг населению РФ составил
4143,331млн. руб., в среднем
(
=1553,27) или на 34,940 % (`Тр =134,940).
Конъюнктура рынка, или конкретная ситуация, сложившаяся на рынке под воздействием совокупности факторов и условий, представляет собой комплексную характеристику рыночных процессов и явлений. Главная цель статистики конъюнктуры рынка — дать оценку состояния рынка на определенный момент или за какой-то период, выявить основные его закономерности и тенденции, показать перспективы его дальнейшего развития.
Система показателей статистики конъюнктуры рынка, входящая в состав первого блока, отличается сложностью и состоит из 9 иерархически ранжированных субблоков, охватывающих ряд показателей, характеризующих масштаб, пропорции, тенденции развития и степень устойчивости рынка, его цикличность, рыночные риски и другие процессы и явления конъюнктуры рынка. Главными показателями конъюнктуры являются спрос и предложение, их эластичность. В систему показателей рыночной конъюнктуры входят конъюнктурные индикаторы — показатели других блоков (изменения цен, запасов, продажи).
Для конъюнктурной статистики характерно сочетание количественных оценок с качественными, атрибутивными, описательными характеристиками. Это обусловливает специфику конъюнктурной информации, использующей наряду с данными статистической отчетности предприятий сбыта, торговли и услуг данные опросов потребителей, информацию от торговых корреспондентов, результаты тенденциальных опросов и конъюнктурных совещаний руководителей и сотрудников маркетинговых и других служб, а также экспертные оценки. В числе методов оценки и анализа рыночной конъюнктуры применяются показатели вариации, различные показатели динамики, в том числе трендовые модели, модели цикличности, балансы, показатели эластичности, многофакторные регрессионные модели и др.
Масштаб рынка и деловая активность определяются числом участников рыночного процесса, количеством сделок, составом портфеля заказов, объемом продаж. Осуществляется классификация рынка по ряду признаков. Рыночная деятельность неразрывно связана с риском, но его опасность может быть уменьшена, если оценена вероятность наступления опасностей, выявлены рычаги (факторы) снижения степени риска.
Изучаются основные пропорции рынка: соотношения спроса и предложения рынков средств производства, предметов потребления и услуг, форм собственности на рынке, отдельных товаров и т. д. Важной задачей анализа конъюнктурных условий можно считать изучение рыночного потенциала: производственного и потребительского (емкости рынка).
Центральным моментом изучения рыночной конъюнктуры является характеристика скорости и тенденций развития рынка, устойчивости динамического процесса. Одновременно оценивается колеблемость основных параметров рынка в статике. Для развития рынка характерны сезонные и цикличные колебания (как кратковременные, так и долговременные). Они изучаются с помощью различных показателей вариации, трендовых моделей, моделей цикличности.
Действие рыночного
механизма проявляется в
Многофакторные модели спроса используются также для оценки влияния отдельных факторов на спрос и предложение и для их прогнозирования. Кроме того, в целях прогнозирования применяются методы экспертных оценок, аналоговые и имитационные модели и сравнительно простые методы — экстраполяция, техническая обработка графиков. Таким образом, статистика конъюнктуры рынка представляет собой оперативное и комплексное исследование рыночных явлений и процессов и поэтому тесно связана с другими разделами статистики рынка.
Информация о работе Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры