Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является освещение вопросов методологии и практики статистического исследования уровня жизни населения. Постановка цели обусловила необходимость раскрытия таких вопросов, как понятие уровня жизни населения; экономические и социальные показатели уровня жизни; источники статистических данных об уровне жизни населения; показатели номинальных и располагаемых доходов населения; методы динамики доходов населения; показатели статистики расходов населения и потребления материальных благ и услуг; методы изучения дифференциации доходов, уровня и границ бедности; индекс развития человеческого потенциала.
Введение.4
Глава 1. Теоретическая часть5
1.1 Понятие уровня жизни населения5
1.2 Экономические и социальные показатели уровня жизни10
1.3 Источники статистических данных об уровне жизни населения15
1.4 Показатели номинальных и располагаемых доходов населения………...17
1.5 Методы динамики доходов населения…………………………………….19
1.6 Показатели статистики расходов населения и потребления материальных благ и услуг………………………………………………………………………20
1.7 Методы изучения дифференциации доходов, уровня и границ бедности……………………………….................................................................26
1.8 Индекс развития человеческого потенциала……………………………...31
Глава 2. Практическая часть………………………………………………….....35
Практические задания…………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………
Одним из основных показателей социальной характеристики населения является его грамотность, определяемая для лиц от 9 лет и старше в виде доли умеющих читать и писать (dГ) как в целом, так и отдельно для городского и сельского населения. Наряду с этим население в возрасте от 15 лет распределяется по уровню образования, причем для большей наглядности и сравнимости - в расчете на 1000 человек. Определяется также совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (dУ) для лиц моложе 25 лет, которая совместно с долей грамотных дает международный индекс уровня образования определяется по формуле
,
а второй – ожидаемой при рождении продолжительности жизни (IОЖ) по формуле
,
где Xm, XM — соответственно минимально и максимально возможная продолжительность жизни, лет.
По мировым стандартам Xm = 25 лет, а XM = 85 лет. Значит, для международных сопоставлений надо принимать
X0 = 85(1- К'мс).
А третий индекс учитывает размер среднедушевого ВВП в стране, определяясь по формуле
В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИРЧП, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИРЧП, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ).
В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень. Cписок стран по индексу развития человеческого потенциала, включён в Отчёт о развитии человеческого потенциала 2011 из Программы развития ООН, составленный на основе оценочных данных 2011 года и опубликованный 2 ноября 2011 г. Список охватывает 185 стран-членов ООН из 193, а также Гонконг (Китай) и Палестинские территории. 8 стран — членов ООН не включены из-за недостатка данных. Официальная публикация доклада состоялась 2 ноября 2011 года. Отчёт был составлен на основании данных 2011 года. Россия заняла 66 место вместо прежнего 65-го, но при этом впереди неё оказались две страны (Сейшельские Острова и Антигуа и Барбуда), отсутствовавшие в отчёте 2010 года, поэтому место России по ИРЧП осталось фактически прежним, хотя номинально ИРЧП страны вырос с 0,751 до 0,755. [8]
Глава 2. Практическая часть.
Задание 1. Исходя из представленных в таблице данных найти модальный доход.
Среднемесячная заработная пл. |
до 4330 |
4330- 6100 |
6110-8200 |
8200-10400 |
10400-13600 |
13600 и более |
Численность работающих |
100 |
450 |
680 |
1200 |
1690 |
1300 |
велечина интервала |
1770 |
2090 |
2200 |
3200 |
Модальный доход ( ) – это уровень дохода, встречающийся наиболее часто среди населения (имеющий наибольшую частоту).
Он рассчитывается по формуле:
,
где – нижняя граница модального интервала. Модальным называется интервал, имеющий наибольшую частоту;
i– величина модального интервала;
– частота модального интервала;
– частота интервала, предшествующего модальному;
– частота интервала, следующего за модальным.
В нашем случае модальный интервал – это пятый интервал – от 10400 до 13600 руб. Рассчитаем модальный доход по формуле:
= 12181,82 руб.
Задание 2. Среднемесячная заработная плата за вычетом налогов в базисном году составила 740 у.е., в отчетном 840 у.е., цены на потребительские товары и услуги повысились в отчетном периоде по сравнению с базисным на 25%. Выплаты трансфертов (в ценах соответствующих лет) на одного рабочего и служащего составили в базисном году 100 у.е., в отчетном 150 у.е.
Определите: а) индекс совокупных доходов рабочих и служащих в текущих ценах; б) индекс реальных доходов рабочих и служащих.
Совокупные доходы населения – общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных и льготных услуг, оказываемых населению за счет социальных фондов.
Iсд=990/840= 1,178 или 117,8 %
Реальные доходы населения характеризуются количеством потребительских товаров и услуг, которые может приобрести население на располагаемые (конечные) доходы для удовлетворения своих личных потребностей.
или 94,2%
Задание 3. Распределение общего объема денежных доходов по квинтильным группам населения характеризуется следующими данными:
Группа населения |
В % общего количества населения |
Кумулятивный объем населения, в % |
Объем доходов, % |
Кумулятивный объем доходов, в % |
1 |
20 |
20 |
5,1 |
5,1 |
2 |
20 |
40 |
9,7 |
14,8 |
3 |
20 |
60 |
14,8 |
29,9 |
4 |
20 |
80 |
22,5 |
52,10 |
5 |
20 |
100 |
47,9 |
100 |
Заключение.
Были рассмотрены такие вопросы, как статистическая оценка уровня жизни населения, основные индикаторы уровня жизни, статистические методы изучения качества жизни. Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.
Важнейшая задача статистики
уровня жизни – выявление
Повышение уровня жизни –
это не только результат экономического
роста, но и его условие. В современной
России наиболее актуальными проблемами
повышения уровня жизни являются
обеспечение занятости, усиление социальной
защищенности населения, борьба с бедностью.
Хотя снижение жизненного уровня населения
– неизбежное следствие столь
масштабных преобразований, однако глубина
падения – процесс
В настоящее время стоит проблема улучшения уровня жизни населения, снижения числа людей, находящихся за «чертой бедности», сокращения разницы между доходами наиболее обеспеченных и наименее обеспеченных слоёв населения. Понятие бедности в большинстве случаев достаточно субъективно. Как принципы определения этого понятия, так и количественное выражение минимального уровня доходов, ниже которого человека относят к категории бедных, обусловливаются, в конечном счете, решением властей исходя из конкретной социально-экономической ситуации и материально-финансовых возможностей государства.
Информация о работе Статистические методы исследования уровня жизни