Статистические методы изучения уровня рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение статистических методов уровня рентабельности.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать показатели рентабельности.
2. Рассмотреть индексный метод.
3. Проанализировать метод группировок.
4. Произвести анализ рентабельности деятельности предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Теоретическая часть
1. Показатели рентабельности…………………………………………...5
2. Индексный метод……………………………………………………....8
3. Метод группировок …………………………………………………..10
4. Анализ рентабельности деятельности предприятия………………..14
Расчетная часть………………………………………………………….18
Аналитическая часть………………………………………………….…33
Заключение………………………………………………………………40
Список использованной литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СТАТ.ВАР.17.doc

— 557.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 

Кафедра статистики 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Статистика»

на тему:

«Статистические методы изучения уровня рентабельности»

Вариант № 17 
 
 
 
 

                                                               Выполнила: Фролова О. С.

                                                               Специальность: Экономика труда

                                                               Группа: дневная 

                                                               № зачетной книжки: 04МЭБ02471

                                                               Проверил: Циндин Н.С. 
 
 
 
 

Пенза-2007

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Теоретическая часть

1. Показатели рентабельности…………………………………………...5

2. Индексный  метод……………………………………………………....8  

3. Метод группировок …………………………………………………..10

4. Анализ рентабельности деятельности предприятия………………..14

 Расчетная  часть………………………………………………………….18

Аналитическая часть………………………………………………….…33

Заключение………………………………………………………………40

Список использованной литературы…………………………………...42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В финансовой статистике широко применяется  относительный показатель – рентабельность (прибыльность), который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия. Рентабельность - это показатель, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных  показателей; четко и ярко отражает  эффективность деятельности предприятия, рациональность использования  предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).

     Различают три показателя рентабельности: общая рентабельность, рентабельность реализованной продукции, рентабельность капитала.

     Показатель  рентабельности предприятия характеризует  размер прибыли на один рубль стоимости  производственных фондов (основных и  оборотных средств).

     Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, так как он характеризует эффективность всей деятельности предприятия, включая виды деятельности, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг). Если исчисленное значение рентабельности больше единицы, предприятие считается рентабельным, если меньше – убыточным, если равно единице – безубыточным.

     Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на основе роста  производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономического расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.

     Показатели  рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

           Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

     1.Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

     2.Показатели, характеризующие рентабельность продаж;

     3.Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей;

           Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

     Поэтому рассмотрение данной темы в рамках курсовой работы можно считать актуальным.

     Целью курсовой работы является изучение статистических методов уровня рентабельности.

     Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      1. Проанализировать  показатели рентабельности.

      2. Рассмотреть индексный метод. 

      3. Проанализировать метод группировок.

      4. Произвести анализ рентабельности деятельности предприятия.

     В работе необходимо выполнить расчетную часть, состоящую из 4задач, а также аналитическую часть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Показатели рентабельности.

     Наряду  с абсолютными показателями объема прибыли в финансовой статистике широко применяется относительный  показатель – рентабельность (прибыльность), который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия. Этот показатель представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей: роста объема производства и производительности, снижения себестоимости и др.

     Различают три показателя рентабельности: общая  рентабельность, рентабельность реализованной продукции, рентабельность капитала.

     Общая рентабельность определяется по формуле:

     R б /Ф*100%               (1)

     где Пб – балансовая прибыль (убыток);

            Ф – среднегодовая стоимость  основных производственных средств,  нематериальных активов и материальных оборотных средств.

     Показатель  рентабельности предприятия характеризует  размер прибыли на один рубль стоимости  производственных фондов (основных и оборотных средств). [1, с 254]

     Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, так как  он характеризует эффективность  всей деятельности предприятия, включая  виды деятельности, непосредственно  не связанные с производством  продукции (работ, услуг). Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

     Если  исчисленное значение R больше единицы, предприятие считается рентабельным, если меньше – убыточным, если равно единице – безубыточным.

     Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на основе роста  производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего  использования машин и оборудования, экономического расходования сырья  и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.

     Показатель  рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности и рассчитывается как отношение прибыли (Пр), полученной от реализации продукции (работ, услуг), к затратам на ее производство (полная ее себестоимость) (Z):

     r=Пр/Z*100%               (2)                                

           Рентабельность конкретного  вида продукции зависит от цен  на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

     Рентабельность  капитала характеризует деловую активность предприятия в финансовом отношении и измеряется посредством показателя общей оборачиваемости (возврата) капитала:

                                                 Ок  =В/К                        (3)

     где   В- выручка от реализации продукции;

             К- капитал предприятия (организации): основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения.

     Общая оборачиваемость капитала может увеличиваться в результате не только ускорения кругооборота имущества предприятия, но и относительного уменьшения капитала в анализируемом периоде, роста цен из-за инфляции.

       Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования. [4, с. 455]

           Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

     1.Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

     2.Показатели, характеризующие рентабельность продаж;

     3.Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей;

           Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

           Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения  валовой (Прп ) или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И). 

     R3рп       или    R3=ЧП/И                 (4) 

       Она показывает сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля,  затраченного на производство и реализацию продукции может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

           Аналогичным образом  определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или  ожидаемая  сумма  прибыли от проекта относится  к сумме инвестиций в данный проект. [3, с. 159]

           Рентабельность продаж рассчитывается  делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции: 

     Rрпрп/ВР   или Rрп=ЧП/ВР                    (5) 

           Рентабельность (доходность капитала) исчисляется отношением балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (SК) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д. 

     Rк = БП / SК,     Rк = Прп / SК,  Rк = ЧП / SК             (6) 

Информация о работе Статистические методы изучения уровня рентабельности