Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:51, курсовая работа
Цель данной работы изучить по теоретическим основам статистических данных понятие и сущность цены, принципы и методы регистрации цен, освоить методы расчета и анализа цен на продукцию и услуги, изучить и представить в данной работе важнейшие статистические методы, такие как ряды распределения, структурные средние и ряды распределения. Также немало важной задачей: благодаря этой работе мы должны будем научиться решать статистические задачи и, овладеть умением применения их на практике. В третьей главе, пользуясь статистическим ежегодником, а также с применением освоенного методологического аппарата и компьютерных программ провести статистические исследования.
Введение……………………………………………………….….…….…3
Теоретическая часть………………………………………….…………...4
1. Теоретические основы статистики цен……………..………...….….5
1.1. Понятие и сущность цен на продукцию и услуги….….…5
1.2. Задачи статистики цен на продукцию и услуги………….7
1.3. Принципы и методы регистрации цен…………….……...9
2. Методы расчета и анализа индексов цен…………………..……….14
2.1. Статистические индексы……………………………………14
2.2. Индивидуальные и общие индексы………………………...15
3. Статистические методы………………………...……………………20
3.1. Ряды распределения……………………………………..…..20
3.2 Структурные средние…………………………………….….20
3.3. Ряды динамики………………………………...……………..23
4.Изучение статистической связи…………………………..…………..26
Расчетная часть……………………………………………………………29
Заключение…………………………………………….…...……………..47
Список используемой литературы………………………………………49
Прогнозные оценки объема выпуска и реализации продукции при условии, если стоимость основных фондов возрастет от 50 млн. руб. до 50+(50-20)/2 = 65 млн. руб. (округляем до 66 млн. руб.), объем выпуска увеличится от 73 млн. руб. до 95,4 млн. руб. Ежегодный прирост продукции составит 2 млн. руб. Общий прирост продукции составит 95,4 млн. руб.
Все эти прогнозные оценки могут быть действительными, если не изменятся никакие условия, существовавшие при работе предприятий в предыдущем периоде.
2. Теория индексов и практика экономического анализа.
Индексный анализ позволяет решать следующие основные задачи:
измерять изменение сложных многомерных экономических процессов и объектов;
определять влияние отдельных факторов на изменение динамики сложных явлений, устанавливать роль структурных преобразований;
производить сравнение сложных объектов (регионов, фирм) во времени, в пространстве, а также сравнивать их с нормативными планами, прогнозами.
Использую данные о реализации товаров на рынке (таблица 5), необходимо вычислить следующие показатели:
a) Исчислить индивидуальные индексы изменения цены и
физического объема продаж для каждого товара. Все данные внести в таблицу.
Таблица 5. Объем реализации овощей (т) и их цены (тыс. руб. за 1 т)
Вариант 2 | ||||
Овощи | Реализовано, Т. | Цена реализации, руб. | ||
Базисный период, | Отчетный период, | Базисный период, | Отчетный период, | |
Свекла | 140 | 250 | 11 | 14 |
Капуста | 310 | 500 | 10 | 11 |
Морков | 200 | 190 | 9 | 12 |
Индивидуальные индексы изменения цены вычисляются по формуле: ; (24)
По свекле: или 27, 27%
По капусте: или 10,00%
По моркови: или 33,33%
Индивидуальные индексы изменения физического объема продаж вычисляются по формуле:
; (25)
По свекле: или 78,57%
По капусте: или 61, 29%
По моркови: или 95,00%
b) Исчислить агрегатный индекс стоимости продукции или товарооборота, который показывает во сколько раз возросла (или уменьшилась) стоимость продукции или товарооборота отчетного периода по сравнению с базисным по следующей формуле:
где j=1,2…K различные виды товаров;
- цена каждого вида товара в отчетном периоде;
- количество каждого вида товара купленного в отчетном периоде;
- цена каждого вида товара купленного в базисном периоде;
- количество каждого вида товара купленного в базисном отчетном периоде.
или 175,16%
Стоимость продукции увеличилась на 75,16%
с) Исчислить изменение объема проданной продукции (товарооборота) в исследуемом периоде по сравнению с базисным по формуле:
= (27)
d) Вычислить агрегатный индекс физического объема продукции, который отражает изменение только одного фактора – объема продукции, по формуле:
(28)
Объем продукции вырос на 46,89%
e) Исчислить абсолютное изменение физического объема продукции по формуле:
= 3020 тыс. руб. (29)
f) Вычислить агрегатный индекс цен Паше, который показывает, во сколько раз возрос (или уменьшился) в среднем уровень цен на массу товара, реализованную в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом по формуле:
или 114,63%
Индекс показывает, что в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом на данную группу продуктов цены возросли в среднем на 14,63%
e) Исчислить абсолютную экономию (-) или абсолютный перерасход (+) денежных средств покупателей в текущем периоде по сравнению с базисным периодом, в в результате изменения цен на эти товары по следующей формуле:
- (30)
перерасход денежных средств населением за счет среднего роста цен.
g) В кризисных условиях из-за существенного роста цен может ощутимо сокращаться набор приобретаемых товаров. В этих условиях используется формула немецкого экономиста Ласпейреса Э.
Исчислить агрегатный индекс цен по формуле Ласпейреса Э.:
или 120,65%
Индекс показывает, что если бы население приобрело товаров в отчетном периоде столько же, сколько и в базисном периоде, то цена в среднем увеличилась бы на 20,65%
3. Прогнозирование социально-экономических процессов и явлений.
Изучение статистических закономерностей – важнейшая познавательная задача статистики, которую она решает с помощью особых методов, видоизменяющихся в зависимости от характера исходной информации и целей познания. Знание характера и силы связей позволяет управлять социально-экономическими процессами и предсказывать их развитие. Особую актуальность это приобретает в условиях развивающейся рыночной экономики. Изучение механизма рыночных связей, взаимодействие спроса и предложения, влияние объема и структуры товарооборота на объем и состав производства продукции, формирование товарных запасов, издержек производства и прибыли имеет первостепенное значение для прогнозирования коньюктуры рынка, региональной организации производственных и торговых процессов, успешного ведения бизнеса.
По имеющимся данным объема реализации продукции предприятия за два года (таблица 5) необходимо построить регрессионную модель объема реализации продукции и выполнить краткосрочный прогноз изменения объема реализации сроком на один год.
Для этого необходимо выполнить следующие построения и вычисления:
1. Построить график динамики реализации продукции предприятием;
Рис.2. Зависимость объема реализации от времени
2. Визуально определить вид функциональной зависимости объема реализации продукции предприятием от времени: из рис.2 видно, что зависимость линейная.
3. Определить оценки уравнения регрессии.
Способ 1. (простой):
Y = a + bx
b = tg α = ; a = Y(24) – 24*b = 142 – 1,665*24 = 102,035
Y = 102,035 + 1,665*x
Способ 2. (сложный) Коэффициенты а и b можно найти с использованием метода наименьших квадратов. Для этого решаем систему уравнений:
из которой находим, что b = ; а =
Для этого находим необходимые величины, которые вносим в таблицу 6.
Таблица 6. Расчет величин для вычисления коэффициентов линейного уравнения регрессии
| x | y | xy | Ex*Еу | x^2 | (Ex)^2 | Xi-Xcp | (Xi-Xcp)^2 |
| 1 | 103,7 | 103,7 |
| 1 |
| -11,5 | 132,25 |
| 2 | 105,3 | 210,6 |
| 4 |
| -10,5 | 110,25 |
| 3 | 107 | 321 |
| 9 |
| -9,5 | 90,25 |
| 4 | 108,7 | 434,8 |
| 16 |
| -8,5 | 72,25 |
| 5 | 110,3 | 551,5 |
| 25 |
| -7,5 | 56,25 |
| 6 | 112 | 672 |
| 36 |
| -6,5 | 42,25 |
| 7 | 113,7 | 795,9 |
| 49 |
| -5,5 | 30,25 |
| 8 | 115,3 | 922,4 |
| 64 |
| -4,5 | 20,25 |
| x | y | xy | Ex*Еу | x^2 | (Ex)^2 | Xi-Xcp | (Xi-Xcp)^2 |
| 9 | 117 | 1 053,00 |
| 81 |
| -3,5 | 12,25 |
| 10 | 118,7 | 1 187,00 |
| 100 |
| -2,5 | 6,25 |
| 11 | 120,3 | 1 323,30 |
| 121 |
| -1,5 | 2,25 |
| 12 | 122 | 1 464,00 |
| 144 |
| -0,5 | 0,25 |
| 13 | 123,7 | 1 608,10 |
| 169 |
| 0,5 | 0,25 |
| 14 | 125,3 | 1 754,20 |
| 196 |
| 1,5 | 2,25 |
| 15 | 127 | 1 905,00 |
| 225 |
| 2,5 | 6,25 |
| 16 | 128,7 | 2 059,20 |
| 256 |
| 3,5 | 12,25 |
| 17 | 130,3 | 2 215,10 |
| 289 |
| 4,5 | 20,25 |
| 18 | 132 | 2 376,00 |
| 324 |
| 5,5 | 30,25 |
| 19 | 133,7 | 2 540,30 |
| 361 |
| 6,5 | 42,25 |
| 20 | 135,3 | 2 706,00 |
| 400 |
| 7,5 | 56,25 |
| 21 | 137 | 2 877,00 |
| 441 |
| 8,5 | 72,25 |
| 22 | 138,7 | 3 051,40 |
| 484 |
| 9,5 | 90,25 |
| 23 | 140,3 | 3 226,90 |
| 529 |
| 10,5 | 110,25 |
| 24 | 142 | 3 408,00 |
| 576 |
| 11,5 | 132,25 |
∑ | 300 | 2 948,00 | 38 766,40 | 884400 | 4900 | 90000 | 0 | 1150 |
b = ; а = = =
Уравнение регрессии: Y = 102,003 + 1,666*x
4. Исчислить ошибку уравнения регрессии.
Заполняем таблицу 7.
Таблица 7. Расчет оценок равнения регрессии (млн. руб.)
| Yi-Ycp | (Yi-Ycp)^2 | (Xi-Xcp)*(Yi-Ycp) | Yрегр = a+bx | ΔYi ошибки = Yi-Yрегр | ΔY²i ошибки |
| -19,13 | 366,083 | 220,033 | 103,67 | 0,031 | 0,000961 |
| -17,53 | 307,417 | 184,0997 | 105,34 | -0,035 | 0,001225 |
| -15,83 | 250,693 | 150,4164 | 107 | -0,001 | 1,00E-06 |
| -14,13 | 199,75 | 120,1331 | 108,67 | 0,033 | 0,001089 |
| -12,53 | 157,084 | 93,9998 | 110,33 | -0,033 | 0,001089 |
| -10,83 | 117,36 | 70,4165 | 112 | 0,001 | 1,00E-06 |
| -9,133 | 83,4172 | 50,2332 | 113,67 | 0,035 | 0,001225 |
| -7,533 | 56,7506 | 33,8999 | 115,33 | -0,031 | 0,000961 |
| -5,833 | 34,0274 | 20,4166 | 117 | 0,003 | 9,00E-06 |
| -4,133 | 17,0842 | 10,3333 | 118,66 | 0,037 | 0,001369 |
| -2,533 | 6,4176 | 3,8 | 120,33 | -0,029 | 0,000841 |
| -0,833 | 0,6944 | 0,4166 | 122 | 0,005 | 2,50E-05 |
| 0,8667 | 0,7512 | 0,4334 | 123,66 | 0,039 | 0,001521 |
| 2,4667 | 6,0846 | 3,7001 | 125,33 | -0,027 | 0,000729 |
| 4,1667 | 17,3614 | 10,4168 | 126,99 | 0,007 | 4,90E-05 |
| 5,8667 | 34,4182 | 20,5335 | 128,66 | 0,041 | 0,001681 |
| 7,4667 | 55,7516 | 33,6002 | 130,33 | -0,025 | 0,000625 |
| 9,1667 | 84,0284 | 50,4169 | 131,99 | 0,009 | 8,10E-05 |
| 10,867 | 118,085 | 70,6336 | 133,66 | 0,043 | 0,001849 |
| 12,467 | 155,419 | 93,5003 | 135,32 | -0,023 | 0,000529 |
| 14,167 | 200,695 | 120,417 | 136,99 | 0,011 | 0,000121 |
| 15,867 | 251,752 | 150,7337 | 138,66 | 0,045 | 0,002025 |
| 17,467 | 305,086 | 183,4004 | 140,32 | -0,021 | 0,000441 |
| 19,167 | 367,362 | 220,4171 | 141,99 | 0,013 | 0,000169 |
∑ | 0,0008 | 3 193,57 | 1916,4 |
| 0,128 | 0,018616 |