Статистические методы анализа уровня, структуры и динамики цен на продукцию и услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить по теоретическим основам статистических данных понятие и сущность цены, принципы и методы регистрации цен, освоить методы расчета и анализа цен на продукцию и услуги, изучить и представить в данной работе важнейшие статистические методы, такие как ряды распределения, структурные средние и ряды распределения. Также немало важной задачей: благодаря этой работе мы должны будем научиться решать статистические задачи и, овладеть умением применения их на практике. В третьей главе, пользуясь статистическим ежегодником, а также с применением освоенного методологического аппарата и компьютерных программ провести статистические исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………….….…….…3
Теоретическая часть………………………………………….…………...4
1. Теоретические основы статистики цен……………..………...….….5
1.1. Понятие и сущность цен на продукцию и услуги….….…5
1.2. Задачи статистики цен на продукцию и услуги………….7
1.3. Принципы и методы регистрации цен…………….……...9
2. Методы расчета и анализа индексов цен…………………..……….14
2.1. Статистические индексы……………………………………14
2.2. Индивидуальные и общие индексы………………………...15
3. Статистические методы………………………...……………………20
3.1. Ряды распределения……………………………………..…..20
3.2 Структурные средние…………………………………….….20
3.3. Ряды динамики………………………………...……………..23
4.Изучение статистической связи…………………………..…………..26
Расчетная часть……………………………………………………………29
Заключение…………………………………………….…...……………..47
Список используемой литературы………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Курсовая_на печать.doc

— 613.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ИЗУЧЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ

 

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг — важнейшая функция работников коммерческих служб: менеджеров, коммерсантов, экономистов. Особую актуальность это приобретает в условиях развивающейся рыночной экономики. Изучение механизма рыночных связей, взаимодействия спроса и предложения, влияние объема и состава предложения товаров на объем и структуру товарооборота, формирование товарных запасов, издержек обращения, прибыли и других качественных показателей имеет первостепенное значение для прогнозирования конъюнктуры рынка, рациональной организации торговых процессов и решения многих вопросов успешного ведения бизнеса.

Статистика призвана изучать коммерческую деятельность с количественной стороны. Это осуществляется с помощью соответствующих приемов и методов статистики.

Статистические показатели коммерческой деятельности могут состоять между собой в следующих основных видах связи: балансовой, компонентной, факторной и др.

Балансовая связь — характеризует зависимость между источниками формирования ресурсов (средств) и их использованием.

 

    (5)

 

— остаток товаров на начало отчетного периода;

— поступление товаров за период;

— выбытие товаров в изучаемом периоде;

— остаток товаров на конец отчетного периода.

Левая часть формулы характеризует предложение товаров

, а правая часть — использование товарных ресурсов .

Компонентные связи показателей коммерческой деятельности характеризуются тем, что изменение статистического показателя определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель, как множители:

     (6)

 

В статистике коммерческой деятельности компонентные связи используются в индексном методе. Например, индекс товарооборота в фактических ценах представляет произведение двух компонентов — индекса товарооборота в сопоставимых ценах и индекса цен , т.е.

 

.     (7)

 

Важное значение компонентной связи состоит в том, что она позволяет определять величину одного из неизвестных компонентов:

 

    (8)      или               (9)

 

Факторные связи характеризуются тем, что они проявляются в согласованной вариации изучаемых показателей. При этом одни показатели выступают как факторные, а другие — как результативные.

Факторные связи могут рассматриваться как функциональные и корреляционные.

При функциональной связи изменение результативного признака всецело зависит от изменения факторного признака :

       (10)

При корреляционной связи изменение результативного признака не всецело зависит от факторного признака , а лишь частично, так как возможно влияние прочих факторов :

.     (11)

Примером корреляционной связи показателей коммерческой деятельности является зависимость сумм издержек обращения от объема товарооборота. В этой связи, помимо факторного признака — объема товарооборота , на результативный признак (сумму издержек обращения ) влияют и другие факторы, в том числе и не учтенные . Поэтому корреляционные связи не являются полными (тесными) зависимостями.

Характерной особенностью корреляционных связей является то, что они проявляются не в единичных случаях, а в массе.

При статистическом изучении корреляционной связи показателей коммерческой деятельности перед статистикой ставятся следующие основные задачи:

1) проверка положений экономической теории о возможности связи между изучаемыми показателями и придание выявленной связи аналитической формы зависимости;

2) установление количественных оценок тесноты связи, характеризующих силу влияния факторных признаков на результативные.

Для того, чтобы установить, есть ли зависимость между величинами, используются многообразные статистические методы, позволяющие определить, во-первых — какие связи; во-вторых — тесноту связи (в одном случае она сильная, устойчивая, в другом — слабая); в-третьих — форму связи (т.е. формулу, связывающую величину и).

В процессе изучения связи надо учитывать, что мы используем математический аппарат, но всегда надо иметь теоретические обоснования той связи, которую пытаются показать.

Р А С Ч Е Т Н А Я    Ч А С Т Ь

 

1.      Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений.

Имеются следующие данные о стоимости основных производственных фондов и объема выпуска продукции за год (млн. руб.):

Таблица 1. Стоимость основных производственных фондов и объема выпуска продукции за год (млн. руб.)

№ предприятия

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов Х

Годовой выпуск продукции Y (млн. руб.)

1

20

31

2

26

39,4

3

27

40,8

4

28

42,2

5

31

46,4

6

33

49,2

7

34

50,6

8

35

52

9

36

53,4

10

37

54,8

11

38

56,2

12

39

57,6

13

36

53,5

14

37

54,7

15

38

56,3

16

41

60,4

17

42

61,8

18

43

63,2

19

44

64,6

20

50

73

 

По данным таблицы 1 необходимо выполнить следующие построения и вычисления :

a)                       Построить график объема выпуска продукции в зависимости от стоимости основных производственных фондов

Рис.1. Зависимость объема выпуска продукции за год (млн. руб.) Y от среднегодовой стоимости основных производственных фондов X.

b)                      Визуально определить характер функциональной зависимости между изучаемыми факторами: из рис.1 видно, что зависимость линейная.

c)                       Для выявления общей тенденции зависимости объема выпуска и реализации продукта (Y) от стоимости основных производственных фондов (Х) необходимо построить линейное уравнение регрессии:

            Y = a + bx    (12)

       b = tg α = = 1,400         a = Y(20) – 20b= 31 – 1,4*20 = 3,000

Также коэффициенты а и b можно найти с использованием метода наименьших квадратов. Для этого решаем систему уравнений:

                                       An + b∑x = ∑y                (13)

                                       A∑x + b∑x² = ∑xy       

из которой находим, что b = = 1,400   а = =3,000

Изначально заполнив таблицу

    Таблица 2. Расчет величин для вычисления коэффициентов линейного уравнения регрессии

 

x

y

xy

Xi - Xср

(Хi- Xср)²

Yi-Yср

(Yi-Yср)²

(Xi - Xср)*(Yi-Yср)

 

20

400

31

620

-15,8

248,06

-22,06

486,42

347,37

 

26

676

39,4

1024,4

-9,75

95,063

-13,66

186,46

133,14

 

27

729

40,8

1101,6

-8,75

76,563

-12,26

150,19

107,23

 

28

784

42,2

1181,6

-7,75

60,063

-10,86

117,83

84,126

 

31

961

46,4

1438,4

-4,75

22,563

-6,655

44,289

31,611

 

33

1089

49,2

1623,6

-2,75

7,5625

-3,855

14,861

10,601

 

34

1156

50,6

1720,4

-1,75

3,0625

-2,455

6,027

4,2963

 

35

1225

52

1820

-0,75

0,5625

-1,055

1,113

0,7913

 

36

1296

53,4

1922,4

0,25

0,0625

0,345

0,119

0,0863

 

37

1369

54,8

2027,6

1,25

1,5625

1,745

3,045

2,1813

 

38

1444

56,2

2135,6

2,25

5,0625

3,145

9,891

7,0763

 

39

1521

57,6

2246,4

3,25

10,563

4,545

20,657

14,771

 

36

1296

53,5

1926

0,25

0,0625

0,445

0,198

0,1113

 

37

1369

54,7

2023,9

1,25

1,5625

1,645

2,706

2,0563

 

38

1444

56,3

2139,4

2,25

5,0625

3,245

10,53

7,3013

 

41

1681

60,4

2476,4

5,25

27,563

7,345

53,949

38,561

 

42

1764

61,8

2595,6

6,25

39,063

8,745

76,475

54,656

 

43

1849

63,2

2717,6

7,25

52,563

10,145

102,92

73,551

 

44

1936

64,6

2842,4

8,25

68,063

11,545

133,29

95,246

 

50

2500

73

3650

14,25

203,06

19,945

397,8

284,22

715

26489

1061

39233

0

927,75

4E-14

1818,8

1299

 

Уравнение регрессии имеет вид Y = 3 + 1,4b

Находим среднеарифметические значения факторов

= 715/20=35,750; (14)   = 1061,1/20= 53,055   (15)

d)                      Дисперсию факторов Х и Y исчисляем по формулам:

=927,75/20=46,388;      (16)  

= 1818,7695/20=95,725;      (17) 

Откуда 6, 811;  9,536

Среднеквадратичное отклонение вычисляем по формуле:

     (18)

где = = 927,75/19 = 48,829;    (19)

= 6,988

Среднеквадратичное отклонение вычисляем по формуле:

,    (20)

где = = 1818,7695/19 = 95,725;    (21)

  = 9,784

e)                          Оценку линейного коэффициента корреляции между факторами X и Y, позволяющему количественно оценить тесноту связи между изучаемыми экономическими факторами, исчисляем по следующей формуле:

      = = 0,9999941,000;    (22)

      Коэффициент линейной корреляции дает количественную оценку тесноты функциональной связи между экономическими факторами X и Y. Коэффициент корреляции изменяется в интервале от минус 1,000 до плюс 1,000. Отрицательное значение коэффициента корреляции свидетельствует об обратной зависимости между изучаемыми величинами. В данном случае положительное значение коэффициента корреляции свидетельствует о прямой  положительной зависимости между изучаемыми факторами.

f) Оценки параметров линейного уравнения регрессии определяем по следующим формулам:

           = 1298,975/927,75 = 1,400;

            a = = 53,055 – 1,4*35,75 = 3,005

 

g)                      Исчисляем квадрат линейного коэффициента корреляции , который называется линейным коэффициентом детерминации:

    = = 0,999994²=0,999988

т.е. 99,9988% дисперсии изучаемого фактора объема реализации продукции зависит от фактора Х, т.е. от стоимости основных производственных фондов, остальная часть вариации объема реализации зависит от других факторов, не учтенных в уравнении регрессии.

j)   Исчисляем величину корреляционного отношения и оценки степени адекватности полученного уравнения регрессии.

Заполняем таблицу 3.

                                                                                            

   Таблица 3. Расчет оценок равнения регрессии (млн. руб.)

 

Yрегр

ΔYi ошибки = =Yi-Yрегр

(Yi- Yрегр)²

 

31

0

0

 

39,4

0

0

 

40,8

0

0

 

42,2

0

5,04871E-29

 

46,4

0

0

 

49,2

0

5,04871E-29

 

50,6

0

5,04871E-29

 

52

0

0

 

53,4

0

0

 

54,8

0

0

 

56,2

0

5,04871E-29

 

57,6

0

5,04871E-29

 

53,4

0,1

0,01

 

54,8

-0,1

0,01

 

56,2

0,1

0,01

 

60,4

0

0

 

61,8

0

0

 

63,2

0

5,04871E-29

 

64,6

0

0

 

73

0

0

1061

0,1

0,03

 

Теоретическое корреляционное отношение вычисляем по формуле

= = 0,999991891,000;   (23) 

     Теоретическое корреляционное отношение применяется для измерения тесноты связи при линейной и криволинейной зависимости между результативным и факторным признаком. Корреляционное отношение может иметь значения от 0,000 до 1,000. Значение близкое единице показывает тесную связь между признаками.

h)                      Исчислить прогнозные оценки объема выпуска и реализации продукции при условиях увеличения стоимости основных производственных фондов. Предполагается рост основных производственных фондов от до (+(-)/2), расчеты выполнять с учетом роста фондов на 2 млн. руб.                                                                                                 

      Таблица 4. Прогнозные оценки объема выпуска и реализации (млн.руб.)

№ предприятия

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов Х

Годовой выпуск продукции

20

50

73

21

50+2=52

3+1,4*52=75,8

22

52+2=54

3+1,4*54=78,6

23

56

81,4

24

58

84,2

25

60

87

26

62

89,8

27

64

92,6

28

66

95,4

Информация о работе Статистические методы анализа уровня, структуры и динамики цен на продукцию и услуги