Статистическая оценка динамики тарифов на электроэнергию

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка методики комплексного статистического анализа и прогнозирования развития рынка электроэнергии Российской Федерации
В соответствии с целью исследования в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
- определить структуру и принципы функционирования российского рынка электроэнергии как объекта статистического исследования;
- изучить систему показателей, характеризующую состояние и развитие рынка электроэнергетики;
- исследовать динамику тарифов на электронергию на примере Бурятского региона;
- предложить методику оценки конкурентной среды рынка электроэнергии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Рынок электроэнергии как объект статистического исследования…........................................................................................................6
§ 1.1. Структура, основные функции и принципы функционирования российского рынка электроэнергии.......................................................................6
§ 1.2. Организация статистического наблюдения и система показателей рынка электроэнергии...........................................................................................12
§ 1.3. Государственная система регулирования электроэнергетики Российской Федерации.........................................................................................19
Глава 2. Цена как основной объект статистического исследования рынка электроэнергетики……………………………………………………………….23
§ 2.1. Система показателей статистики цен ……………………………….......23
§ 2.2. Оценка тарифов на электроэнергию и ее динамика на примере рынка электроэнергии Бурятии…………………………………………………….......28
Глава 3. Прогнозирование развития рынка электроэнергии Российской Федерации, в том числе зоны Сибири………………………………………….39
§ 3.1. Основные показатели социально-экономического развития России и зоны Сибири в области электроэнергетики…………………………………....39
§ 3.2. Прогноз тарифов (цен) на электрическую энергию, в том числе в зоне Сибири……………………………………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Сама курсовая Статистика динамики цен на электроэнергию (Автосохраненный).docx

— 654.56 Кб (Скачать)

Для регулируемой организации, применение системы приведет к реализации следующих преимуществ:

  • возможность расчета тарифа на основе действующих методик, с применением средств и методов, которые применяются в ФСТ России и региональных органах тарифного регулирования;
  • возможность проверки данных и выявления ошибок до передачи материалов в органы тарифного регулирования;
  • снижение временных и материальных затрат на подготовку материалов и взаимодействие с органами тарифного регулирования

В процессе опытной эксплуатации и развития функционала ЕИАС ФСТ отработан механизм использования электронной цифровой подписи, позволяющий придать документам, пересылаемым в рамках системы статус юридически значимых.

В целях подготовки ЕИАС к промышленной эксплуатации разработаны и введены в действие рекомендации.

Информационный обмен  в электронном виде между ФСТ  России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в области государственного регулирования, субъектами естественных монополий  и экспертными организаций в  электронном виде обеспечивает поддержку  выполнения основных функций участников информационного обмена в процессе регулирования деятельности естественных монополий.

Электронный документооборот  в системе информационного обмена сопровождает все основные стадии подготовки, проверки и принятия тарифных и ценовых  решений, относящихся к полномочиям  ФСТ России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в области государственного регулирования.

Юридическая значимость электронных  документов в соответствии с Федеральным  законом от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной  цифровой подписи» обеспечивается применением  средств ЭЦП и СКЗИ (в соответствии с необходимыми правилами и регламентами), обеспечивающих подлинность и достоверность  подписанных ЭЦП и переданных в порядке информационного обмена документов.

Полномочия лиц-участников информационного обмена в электронном  виде на передачу документов определяются выполняемыми ими обязанностями  и подтверждаются документами в  бумажном виде (доверенность), направляемыми уполномоченными лицами организаций на имя должностного лица ФСТ России. Полномочия лиц-участников информационного обмена оформляются в электронном виде как «листы контроля доступа» на основании решения должностного лица ФСТ России.

Статистические отчеты - часть системы федерального государственного статистического наблюдения и представления  информации в ФСТ России.

Основные формы статистической отчетности закреплены Постановлением Росстата от 23 марта 2007 г. N 29 «Об утверждении статистического инструментария для организации ФСТ России статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики» (Приложение 1). Постановление утверждает представленные ФСТ прилагаемые формы:

  • N 46-ЭЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности";
  • N 46-ТЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии";
  • N 46-ЭЭ (передача) "Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии потребителям распределительными сетевыми организациями".

Помимо вышеперечисленных  форм в сфере электроэнергетики  Росстатом утверждены формы:

  • N 23-Н "Сведения о производстве и распределении электрической энергии" Приказ Росстата от 14 октября 2009 г. N 226
  • N 6-ТП "Сведения о работе тепловой электростанции" Приказ Росстата от 23 сентября 2008 г. N 235
  • N 6-ТП (гидро) "Сведения о работе гидроэлектростанции" Приказ Росстата от 23 сентября 2008 г. N 235
  • N 6-ТП (КЭС) "Сведения о работе электросетей" Приказ Росстата от 23 сентября 2008 г. N 235

 

1.3. Регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации  реализует свои полномочия в области  государственного регулирования и  контроля в электроэнергетике в  соответствии со ст. 21 ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. ФЗ от 04.11.2007 N 250-ФЗ).

К уполномоченным Правительством РФ в области государственного регулирования  отношений в сфере электроэнергетики  федеральным органам исполнительной власти отнесены:

А) Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России), на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе и по вопросам электроэнергетики.  

Б) Федеральная служба по тарифам, которая осуществляет правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением. 

В) Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая антимонопольное регулирование в сфере электроэнергетики, в том числе контроль на оптовом и розничном рынках, с учетом особенностей, установленных законодательством в области электроэнергетики. 

Г) Федеральная служба по экологическому, технологическому и  атомному надзору (Ростехнадзор), осуществляющая контроль и надзор: 

- за соблюдением в пределах  своей компетенции требований  безопасности в электроэнергетике  (технический контроль и надзор  в электроэнергетике);

- за соблюдением собственниками  гидротехнических сооружений и  эксплуатирующими организациями  норм и правил безопасности  гидротехнических сооружений.

Кроме этого, Ростехнадзор осуществляет:

- лицензирование видов  деятельности, отнесенных к компетенции  Службы;

- проверки (инспекции) соблюдения  требований законодательства Российской  Федерации, нормативных правовых  актов и правил в установленной  сфере деятельности, в том числе  в электроэнергетике.

Управление энергетикой  в настоящее время осуществляется с двух сторон. Во-первых, регулятором  и координатором со стороны государства  выступает Министерство энергетики (государство не имело права полностью  устраниться от участия в этом сегменте, поскольку энергетика является социально значимой сферой экономики). Во-вторых, в энергетике России действуют  механизмы рыночного саморегулирования, координацию которых осуществляет НП "Совет рынка". В результате реформы были запущены и успешно функционируют оптовый и розничные рынки электрической энергии и мощности. В энергетике России создана конкурентная среда. В дальнейшем важно не допустить доминирующего положения кого-либо из участников.

На территории Российской Федерации поставки электрической  энергии всем потребителям и оказание услуг на потребительском рынке  электроэнергии и мощности осуществляются по тарифам (нормативам), утвержденным в соответствии с Законом "О  государственном регулировании  тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования, устанавливаемыми правительством Российской Федерации, и Методическими указаниями о  порядке расчета тарифов на электрическую  и тепловую энергию на потребительском рынке, утвержденными Федеральной комиссией.

Государственное регулирование  тарифов на электрическую энергию  на потребительском рынке осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую  энергию (мощность) и тарифов на услуги, оказываемые на указанном рынке.

Регулирование тарифов на электрическую энергию производится по инициативе энергоснабжающей организации или инициативе регулирующего органа.

Регулирование тарифов на электрическую энергию по инициативе Региональной комиссии осуществляется в следующем.

Региональная комиссия при  наличии одного или нескольких условий, перечисленных в выше, может дать энергоснабжающей организации предписание представить в месячный срок предложения по установлению тарифов на электрическую (размера платы за услуги).

Внесение предложений, их рассмотрение и принятие решений  осуществляется в соответствии с  разделами II и III «Порядка утверждения  и изменения тарифа на электрическую  и тепловую энергию в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г, № 121.

В случае если энергоснабжающая организация, осуществляющая деятельность на потребительском рынке, не представила в установленный срок предложения,  Региональная комиссия может самостоятельно подготовить предложения в соответствии с Методическими указаниями и представить их в Федеральную комиссию на рассмотрение в качестве разногласий при государственном регулировании тарифов. Федеральная комиссии рассматривает предложения и принимает решение об уровне тарифов и сроках их введения в соответствии с порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Постановлением правительства  российской  Федерации от 4 февраля  1997г, № 121 и  порядком  рассмотрения  разногласий  при обращении в Комиссию, установленным Правительством российской Федерации.

Процедура рассмотрения, утверждения  и применения тарифов на электрическую  энергию (мощность) устанавливается  в соответствии с "Порядком утверждения  и применения тарифов на электрическую  и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 121.

Основой расчетов по обоснованию  и регулированию тарифов на электрическую  энергию (мощность) является баланс электрической  энергии (мощности) энергоснабжающей организации,  разработанный исходя из утвержденного Федеральной комиссией баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам ФОРЭМ (баланс электроэнергии и мощности ФОРЭМ).

Утверждённый баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергосистемы  России по субъектам является обязательным при установлении региональными  Энергетическими комиссиями тарифов  на электрическую энергию (мощность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Цена как  основной объект статистического исследования рынка электроэнергетики 

§ 2.1. Система показателей  статистики цен

Цена – многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цены, процессы  их образования  и изменения представляют  собой предмет статистического исследования. Статистика цен – самостоятельный блок, входящий как  составная часть в статистику рынка и соответственно в  социально-экономическую статистику. Известны два основных источника информации по ценам. Первым является наблюдение за изменениями цен тарифов на потребительском рынке, которое проводится с 1992 года специальной службой при Госкомстате РФ. Эта служба занимается сбором и обработкой данных о розничной торговле, объеме производства, обследованием покупок, используя данные статистики производства, налогов и торговой статистики. Вторым важным источником информации являются бюджетные обследования как одна из форм выборочного статистического исследования доходов, расходов и потребления населения. На основании этих источников рассчитывается индекс потребительских цен (ИПЦ) (который иногда называют индексом стоимости жизни) по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг. Методология расчета является единой для многих стран, что позволяет производить международные сопоставления ИПЦ. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.

Сущность цены, ее экономическая  природа проявляются в  двойной  роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:

     -  индикатор,  отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);

     -  маркетинговый  регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных  запасов  и  т. д.  В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Цены классифицируют по следующим  основным признакам:

1.По сферам товарного  обслуживания:

Информация о работе Статистическая оценка динамики тарифов на электроэнергию