Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:59, курсовая работа
Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.
Введение 3
Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России 4
Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства 4
Состав и межотраслевые связи 6
Сравнительная характеристика отраслевой структуры машиностроения развитых и развивающихся стран мира 9
Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ 12
Особенности размещения машиностроения России 12
Тяжелое машиностроение 15
Общее машиностроение 18
Среднее машиностроение 19
Место России в мировом производстве продукции машиностроения 25
Проблемы и перспективы развития и размещения машиностроения в нашей стране. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Список использованных источников: 38
Уд. вес в
общем объеме импорта, % 33,3 37,7 33,8 35,4 25,8 24,
По данным
журналов «РИСК» 1997 №3-4,
«Внешняя
торговля» 1999 №3,
БИКИ №23
29.02.00.
Рисунок 4.
ДОЛЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
В ЭКСПОРТЕ США
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Экспорт в млрд. долл.
393,6
416,9
440,4
456,8
502,5
575,9
612,1
686,1
Импорт в млрд. долл.
517
491
536,5
589,4
668,6
749,4
803,2
876,1
Уд.вес машиностр. в экспорте США
150,44
166,8
176,16
187,3
175,9
190,1
222,5
274,4
Источники:
1. США: экономика,
политика, идеология.,1998,№2,№9.
2. МЭиМО.,1998,№8.
Проблемы
и перспективы развития и размещения
машиностроения в нашей стране.
В промышленно
развитых странах, где кризисы и
спады производства повторяются
периодически, изменения текущей
конъюнктуры меньше всего затрагивают
выпуск новейшей высокотехнологичной
продукции, что создает определенные
импульсы для выхода из кризисных
ситуаций. Машиностроению России в
последнее время присуща
Распад единого
машиностроительного комплекса
СССР на отдельные республиканские
блоки резко обострил проблемы машиностроения
России, так как одновременно распались
внешнеэкономические связи в
области торговли машинами и оборудованием,
которые отлаживались десятилетиями
и благодаря чему сложился определенный
баланс в насыщении отраслей народного
хозяйства России современной техникой.
Структура конечной продукции отечественного
машиностроения на рубеже последних
десятилетий отличалась «утяжеленностью»,
и высокой степенью милитаризации.
Доля военной техники оставалась
непомерно высокой при резком
отставании выпуска потребительских
товаров и особенно оборудования
для непроизводственной сферы. В первой
половине 80-х годов рост производства
продукции инвестиционного машиностроения
полностью прекратился, а во второй половине
начался спад, перешедший в начале 90-х
в обвальное падение.[2]
Уменьшение
спроса в отраслях-потребителях вынудило
машиностроение приспосабливаться
к условиям использования его
продукции, увеличивая выпуск универсальной
техники и внедряя примитивные
технологии. Это приведет к прекращению
выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему
свертыванию
Резкое сокращение
производства в начале 90-х годов
меньше затронуло выпуск товаров
длительного пользования, удельный
вес которых был выше среднего
- главным образом легковое автомобилестроение
и производство бытовой техники,
при наиболее быстром росте цен
на них и высокой рентабельности
производства. Так, основной особенностью
происходящих изменений была ориентация
на выпуск относительно престижных изделий
при ухудшении условий выпуска
многих других, что было во многом обусловлено
покровительственной таможенной политикой
государства, например в отношении
автомобилестроения. Поэтому относительное
благополучие некоторых предприятий
данной отрасли временно и в условиях
постоянного повышения издержек
производства и нарастающей конкуренции
со стороны иностранных
Отличительной
особенностью спада была относительная
стабильность развития отраслей и подотраслей,
изготавливающих мобильную
В силу рассмотренных
неблагоприятных факторов удельный
вес наукоемких отраслей снизился,
тогда как доля автомобильной
промышленности стабилизировалась. Условиями
этой стабилизации является сдерживание
тарифов на энергоносители, продукцию
металлургического и
В станкоинструментальной
промышленности России на сегодняшний
день производство все более и
более ориентируется на платежеспособный
спрос. Но со стороны прежнего основного
потребителя - государства он резко
сократился, а хозяйствующие субъекты
не компенсируют этого сокращения (особенно
на сложную наукоемкую продукцию), отдавая
предпочтение более дешевому и простому
оборудованию, что влечет за собой
потерю заказов, болезненную для
станкостроения. Спад производства наукоемких
видов оборудования идет здесь опережающими
темпами. Положение усугубляется оттоком
высококвалифицированных
Определенная
тенденция к стабилизации наметилась
в электротехнической промышленности
и приборостроении. В 1998 был увеличен
выпуск электродвигателей, ряда кабельных
изделий (силовых, городских телефонных).
В целях расширения рынков сбыта
и поиска новых потребителей электротехнические
и приборостроительные заводы приступили
к освоению и производству продукции,
пользующейся спросом, в том числе
ранее изготавливавшейся в
Ситуация
в энергетическом машиностроении стабилизировалась
из-за некоторого увеличения выпуска
паровых турбин, обусловленного экспортными
поставками оборудования, в основном
в Китай, Иран и страны Восточной
Европы. Производство дизелей и дизель-генераторов
стабилизировалось на уровне 1995 года.
При этом наметилась тенденция к
освоению производства дизелей по лицензиям
зарубежных фирм, что дает возможность
заводам данной подотрасли вступить
в конкурентную борьбу на мировом
рынке.[4]
В подотрасли
вагоностроения объемы производства определяются
финансовыми возможностями
В ближайшие
годы даже при условии инвестиционной
активности не следует ожидать существенного
роста спроса на строительную и дорожную
технику. Тем более что в строительном
комплексе существует сложившийся
до 1995 года парк строительной техники,
который загружен сейчас не более
чем на половину. Однако параметры
обновления выпускаемой продукции
ухудшились. Это явление свидетельствует
о том, что в отрасли не происходит
адаптация к новым условиям функционирования
за счет изменения качества продукции.
За последние 3 года интенсивность обновления
упала на 40%, а доля впервые осваиваемой
техники - в 2 раза. На предприятиях данной
отрасли способны тиражировать устаревшие
технику и технологии. [2]
Подводя итог
всему вышесказанному, можно определенно
утверждать, что состояние развития
машиностроительного комплекса
России определяется не просто спросовыми,
а инвестиционными
Информация о работе Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России