Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:59, курсовая работа
Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.
Введение 3
Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России 4
Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства 4
Состав и межотраслевые связи 6
Сравнительная характеристика отраслевой структуры машиностроения развитых и развивающихся стран мира 9
Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ 12
Особенности размещения машиностроения России 12
Тяжелое машиностроение 15
Общее машиностроение 18
Среднее машиностроение 19
Место России в мировом производстве продукции машиностроения 25
Проблемы и перспективы развития и размещения машиностроения в нашей стране. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Список использованных источников: 38
Станкоинструментальная
промышленность включает производство
металлорежущих станков, кузнечно-прессового
оборудования, деревообрабатывающего
оборудования, металлообрабатывающего
инструмента, централизованный ремонт
металлообрабатывающего оборудования.
Около половины объема продукции
приходится на металлорежущие станки.
Приборостроение.
Продукция этой отрасли отличается
небольшой материало- и энергоемкостью,
но для ее производства требуются
высококвалифицированная
Машиностроение
для легкой и пищевой промышленности.
Сюда входят следующие подотрасли:
производство оборудования для текстильной,
трикотажной, швейной, обувной, кожевенной,
меховой промышленности, а также
для производства химических волокон
и оборудование для пищевой промышленности.
Основным фактором размещения является
близость к потребителю.
Авиационная
промышленность. В авиационной промышленности
кооперируются предприятия
Ракетно-космическая
промышленность выпускает орбитальные
космические корабли, ракеты для
вывода спутников, грузовых и обитаемых
кораблей и корабли многоразового
использования типа «Буран», сочетающая
высокие технологии с широкой
межотраслевой комплексностью производства.
Автомобильная
промышленность. По объему производства,
а также по стоимости основных
фондов она является крупнейшей отраслью
машиностроения. Продукция автомобилестроения
широко используется во всех отраслях
народного хозяйства и является
одним из самых ходовых товаров
в розничной торговле.
Сельскохозяйственное
и тракторное машиностроение. В сельскохозяйственном
машиностроении осуществляется предметная
и подетальная специализация; значительно
меньше заводов специализировано на
определенных стадиях технологического
процесса или капитальном ремонте
оборудования. Отрасль производит различные
виды комбайнов: зерноуборочные, льноуборочные,
картофелеуборочные, кукурузоуборочные,
хлопкоуборочные и т.д. А также
различные модификации
Судостроительная
промышленность. Большинство предприятий
отрасли, несмотря на потребляемое ими
значительное количество металла больших
параметров, что неудобно для транспортировки,
находится вне крупных
Сравнительная
характеристика отраслевой структуры
машиностроения развитых и развивающихся
стран мира
Размещение
отраслей стран мира сложилось под
влиянием большого числа причин, главная
из которых - трудовой фактор. Ориентация
на труд и определяет главные сдвиги
в размещении отрасли: она переместилась
в районы с «дешевым» трудом. После войны
машиностроение особенно быстро развивалось
в Японии, Италии, впоследствии в Южной
Корее, на Тайване, Гонконге, а также в
некоторых странах «новой индустриализации».
Вторым по
значению фактором, оказывающим воздействие
на размещение машиностроения, является
научно-технический прогресс. НТП
определяет структурные сдвиги в
машиностроении. Общеэкономические
тенденции, вызванные научно-технической
революцией, предопределили нарастание
доли труда в стоимости продукции.
Тем самым положение стран
с дешевым трудом стало предпочтительным
по сравнению со странами, обладающими
ресурсами.
В- третьих,
происходит систематическое усложнение
машиностроительного
На все
вышеуказанные процессы накладывается
тенденция усиления специализации
и кооперирования в машиностроении
отдельных стран и всего мира.
Эта тенденция обусловлена
Определить
уровень развития машиностроения в
разных странах весьма сложно. Однако
по сумме признаков можно выделить
следующие группы стран:
1. Страны
обладающие полной
2. Страны
обладающие малосущественными
3. Страны
с существенными пробелами в
структуре машиностроения - Италия.
4. Страны
вынужденные импортировать
5. Страны
с неравномерным развитием
Данная типология
может быть использована для регионализации
глобальной экономической системы
и определения роли отдельных
регионов в размещении мирового машиностроения.
На регион
«Северная Америка» (США, Канада, Мексика)
приходится 1/3 мирового машиностроительного
производства.
Этот регион
выступает на мировых рынках прежде
всего как экспортер продукции
высокой сложности, изделий тяжелого
машиностроения и наукоемких отраслей.
На регион
«Западная Европа приходится от 25 до
30% продукции мирового машиностроения.
Третий регион-
«Восточная и Юго-восточная Азия»
(около 20 % продукции машиностроения),
лидер которого- Япония.
В Бразилии
формируется четвертый регион мирового
машиностроения.[12]
В последние
годы страны с дешевым рабочим
трудом оказались в более
Вторым по
значению фактором стал научно- технический
прогресс. Усложняется машиностроительное
производство, поэтому выделяются страны-
производители массовой продукции,
производители сложной
Особенностью
машиностроения развитых стран по сравнению
с развивающимися является наиболее
полная структура машиностроительного
производства и увеличение доли электротехники;
высокое качество и конкурентоспособность
продукции; отсюда- высокая экспортность
и большой удельный вес в машиностроительного
продукции в общей стоимости
экспорта (Япония- 64%, США, ФРГ- 48%, Канада-
42%, Швеция- 44%).[7]
Общее машиностроение
далеко не однородно в развитых и
развивающихся странах. В первой
группе стран преобладает
В электротехнической
промышленности быстро выдвинулась
электронная индустрия. Выделяются
две подотрасли электронной промышленности:
военно-промышленная и бытовая электроника.
Первая- удел
экономически развитых стран, вторая (требующая
большого количества дешевых рабочих
рук) стала обычной для
В самом машиностроении
в последние годы развивается
процесс интернационализации
Структура транспортного
машиностроения также изменилась. Интенсивно
развивались судостроение и автомобильная
индустрия. Причем заметно переселение
судостроения и производства подвижного
железнодорожного состава в развивающиеся
страны.
Локомотивы
выпускают Индия, Бразилия, Аргентина,
Турция. Среди производства вагонов
выделяются Мексика, Египет, Иран, Таиланд.
Заметные
изменения произошли и в
В основном
роль отдельных регионов мира в размещении
машиностроения такова: на страны Северной
Америки приходится более 30% мирового
машиностроительного
По важнейшему
показателю, отражающему масштабы развития
отрасли, стоимости продукции
В странах
СНГ на долю машиностроительного
комплекса приходится 30% стоимости
продукции промышленности. Эти страны
занимает промежуточное положение
между экономически развитыми и
развивающимися странами мира.[12]
В целом основная
часть выпуска продукции
Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ
Особенности
размещения машиностроения России
Машиностроение
отличается от других отраслей промышленности
целым рядом особенностей, которые
влияют на его географию. Важнейшим
является наличие общественной потребности
в продукции, квалифицированных
трудовых ресурсов, собственного производства
или возможности поставки конструкционных
материалов и электроэнергии. И хотя
в целом машиностроение принадлежит
к отраслям «свободного размещения»,
так как оно в меньшей степени
испытывает влияние таких факторов,
как природная среда, наличие
полезных ископаемых, воды и т.д. В
тоже время на размещение предприятий
машиностроения сильное влияние
оказывает ряд других факторов. К
ним можно отнести:
Наукоёмкость:
Трудно представить себе современное
машиностроение без широкого внедрения
научных разработок. Именно поэтому
производство наиболее сложной современной
техники (компьютеров, всевозможных роботов)
концентрируется в районах и
центрах, обладающих высокоразвитой научной
базой: крупными НИИ, конструкторскими
бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск
и др.). Ориентация на научный потенциал
- основополагающий фактор размещения
машиностроительных предприятий.
Металлоёмкость:
Отрасли машиностроения, занимающиеся
производством такой продукции,
как например, металлургического, энергетического,
горно-шахтного оборудования потребляют
много черных и цветных металлов.
В связи с этим машиностроительные
заводы, занимающиеся выпуском такого
рода продукции обычно стараются
находиться как можно ближе к
металлургическим базам, чтобы уменьшить
затраты по доставке сырья. Большинство
крупных заводов тяжелого машиностроения
расположены на Урале.
Информация о работе Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России