Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:59, курсовая работа
Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.
Введение 3
Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России 4
Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства 4
Состав и межотраслевые связи 6
Сравнительная характеристика отраслевой структуры машиностроения развитых и развивающихся стран мира 9
Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ 12
Особенности размещения машиностроения России 12
Тяжелое машиностроение 15
Общее машиностроение 18
Среднее машиностроение 19
Место России в мировом производстве продукции машиностроения 25
Проблемы и перспективы развития и размещения машиностроения в нашей стране. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Список использованных источников: 38
Производство
слаботочной аппаратуры, точных машин,
инструментов связано со штамповкой
и точной отливкой заготовок, точной
механической обработкой деталей, сборкой
деталей, узлов и агрегатов. Преобладает
массово-поточная организация производства,
в котором заняты высококвалифицированные
кадры, используется в большом количестве
рабочая сила. Предприятия отрасли
потребляют относительно небольшое
количество материалов, но широкого ассортимента
(черные, цветные, благородные, редкие
металлы, разнообразные виды стекла,
пластмасс и т.д.). Сложность и
точность выпускаемой продукции
предъявляет очень высокие
Одной из главных
задач развития машиностроительного
комплекса является коренная реконструкция
и опережающий рост таких отраслей,
как станкостроение, приборостроение,
электротехническая и электронная
промышленность. Важное значение придается
сохранению научно-технического потенциала,
разработке и внедрению новых
технологий, восстановлению производства
в отраслях машиностроения, способных
выпускать конкурентную продукцию.
Чтобы успешно решить поставленные
задачи, требуется оживление
Место России
в мировом производстве продукции
машиностроения
По экспорту
машиностроение занимает 2-ое место
после ТЭК. Эта отрасль дает 15
% экспорта России. Но если взять Японию
и Германию, то экспорт их машиностроения
составляет :
Таблица 3.
Производство
машиностроительной продукции в
отдельных странах мира
(начало 90-х).
Страна Доля машиностроения в стоимости обрабатывающей промышленности, % Доля машиностроения в экспорте страны, %
США 36 48
Япония 37 64
Германия 38 48
Франция 33 35
Великобритания 32 36
Италия 32 34
Китай 26 16
Канада 25 42
Бразилия 24 15
Испания 22 31
Источник: сайт
Госкомстата www.gks.ru
В настоящее
время машиностроительный комплекс
РФ находится в глубоком кризисе,
который не мог не сказаться на
экспортном потенциале отрасли. Общее
снижение экспортных возможностей машиностроения
вызвано как внешними, так и
внутренними факторами. К первым
относят разрушение предметной специализации
в рамках бывшего СССР, а также
изменение соотношения цен
К внутренним
факторам относят низкую, по сравнению
с зарубежными аналогами, конкурентоспособность
продукции, а также неготовность
к активной деятельности в области
мониторинга рынков, маркетинга и
обслуживания техники в сфере
эксплуатации.
Вместе с
тем в номенклатуре машиностроения
есть конкурентоспособные виды оборудования
и техники, пользующиеся спросом
на внутреннем и на внешних рынках.
В экспорте России, преобладает продукция
оборонной промышленности и тяжелого
энергетического и
Российское
оружие обладает прекрасными боевыми
качествами, низкой стоимостью, а большие
запасы избыточного вооружения позволяют
России осуществлять поставки в рекордно
короткие сроки. Но несмотря на это, потенциал
экспорта российского оружия ограничен.
Прежде всего потому, что торговля
вооружением и военной техникой
очень сильно подвержена влиянию
внешнеполитических факторов, которые
сводят на нет технические и прочие
достоинства российского
Несмотря
на завершение перевооружения армий
стран Ближнего и Среднего Востока,
этот регион до конца века останется
крупнейшим покупателем оружия. Заказы
Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ
закономерно ушли в США, Великобританию
и Францию, которые обеспечивают
безопасность местных режимов
Продажи вооружения
в Иран сдерживаются из-за давления
на Россию со стороны США. Пороговый
уровень российских поставок Тегерану,
за которым могут последовать
осложнения, ограничивается $350-400 млн.
для «недестабилизирующих»
У России есть
возможность поставлять вооружение
в Сирию, Алжир и Египет, но потенциал
импорта этих стран далек от емких
рынков аравийских импортеров.
Более благоприятные
перспективы наращивания
Ограничен и
европейский рынок. Бывшие соцстраны
ориентируются на закупки западного
вооружения, хотя экономическая реальность
и вынуждает их поддерживать связи
с Россией. В 1997 году по крайней мере
три европейские страны фигурировали
в первой десятке покупателей российского
вооружения- Финляндия, Кипр и Венгрия.
Всего они получили вооружений на сумму
$300-350 млн., но поставки в Финляндию и Венгрию
шли в счет погашения долга. В последние
годы был зафиксирован динамичный рост
военных закупок странами Латинской Америки.
Однако из-за противодействия США Россия
в лучшем случае может довести среднегодовой
объем экспорта в этот регион до $300 млн.[13]
Экспорт тяжелого
машиностроения идет главным образом
за счет энергетического и
В станкостроении
выделяются модели машин, оборудования
и инструмента, которые отвечают
основным критериям
Из выпускаемой
строительно-дорожной техники конкурентоспособными
являются: асфальтоукладчик «ДС-181»
и дорожный каток АО «Раскат», кран
на автомобильном ходу АО «Автокран»,
шагающий экскаватор АО « Уралмаш»,
гидрооборудование АО «Пневмостроймашина».
Отдельные виды
продукции химического и
Конкурентоспособны
и не уступают мировому уровню буровые
установки АО «Уралмаш», вагоны метрополитена
АО «Метровагонмаш», погрузочная шахтная
машина Красногорского машиностроительного
завода, магистральный пассажирский
тепловоз и дизели холдинговой компании
«Коломинский завод».
Экспорт тракторов
составляет 20% от объема их производства.
Поэтому необходим поиск новых
рынков для расширения сбыта сельскохозяйственных
машин, соответствующих по своим
параметрам мировому уровню. Среди
них - тракторы Владимировского, Липецкого,
Алтайского тракторных заводов, зерноуборочные
комбайны Красноярского комбайнового
завода, «Дон 1200» и «Дон 1500» ПО
«Ростсельмаш», измельчитель кормов «Волгарь
5» завода «Сызраньсельмаш», грабли-ворошилки
завода «Соль-Илецкмаш».[3]
Ряд изделий
электротехнической промышленности и
приборостроения по техническому уровню
и основным параметрам также не уступают
аналогам зарубежных фирм. Это турбо-
и гидрогенераторы, трансформаторы,
крупные электрические машины, электродвигатели,
кабели. Но расширение экспортных поставок
электротехнической и приборостроительной
продукции сдерживается из-за высокой
насыщенности ею зарубежных рынков.
Машиностроительные
предприятия по отдельности не в
состоянии обеспечить комплексную
конкурентоспособность своей
показатели
качества продукции - технический уровень,
надежность, адаптация к местным
условиям, уровень сервиса, ремонтнопригодность,
эргономические характеристики, дизайн,
а также имидж фирмы-
ценовых показателей
- цена, возможность приобретения в
кредит, наличие скидок, поддержка
государством выпуска дорогой наукоемкой
продукции с длительным сроком окупаемости
затрат. Здесь приходится учитывать,
что западный производитель кредитуется
своими банками нередко под гарантии
российских правительственных структур.
У наших предприятий при острой
нехватке оборотных средств, высоких
налогах такая возможность
показатели
сбыта - наличие дилерской сети и
представительств, охват рынка. Такие
функции доступны лишь эффективным
производствам;
продвижение
продукции - радио- и телереклама, пресса,
прямая реклама, выставки, сувенирная
реклама.[2]
Большинство
предприятий не может обеспечить
комплекс необходимых характеристик
конкурентоспособности своей
За 1996 год
импорт превысил экспорт на 177,3% Причем
превышение наблюдается и со странами
СНГ (106,6), и с дальним зарубежьем
(210,7%). Но в целом за 1996 год наметилась
тенденция снижения доли импорта. Эта
тенденция сохранилась и в 1997
году, и поэтому возможны положительные
сдвиги в развитии отечественного машиностроения.
Подтверждает это и показатели доли
импорта в объеме продаж на российском
рынке некоторых важнейших
Специалисты
МВЭС констатируют, что товарная структура
внешней торговли РФ в начале 1998
года не претерпела кардинальных изменений.
В экспорте преобладали топливно-
Рисунок 2.
Внешнеэкономический
оборот машиностроительной продукции
за 1991 –1999 год
(млн. долл.)
1991 1992 1993 1994
Экспорт 5220 3759 2879 5600
Импорт 14821 13932 9061 13667
Р
исунок 3.
1991 1992 1993 1994
Уд. вес в
общем объеме экспорта, % 10,2 7 4,9 8,4 10 9,3 9,6
Информация о работе Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России