Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:59, курсовая работа
Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.
Введение 3
Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России 4
Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства 4
Состав и межотраслевые связи 6
Сравнительная характеристика отраслевой структуры машиностроения развитых и развивающихся стран мира 9
Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ 12
Особенности размещения машиностроения России 12
Тяжелое машиностроение 15
Общее машиностроение 18
Среднее машиностроение 19
Место России в мировом производстве продукции машиностроения 25
Проблемы и перспективы развития и размещения машиностроения в нашей стране. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Список использованных источников: 38
Сельскохозяйственное
машиностроение располагает многочисленными
и крупными предприятиями по производству
различного сельскохозяйственного
инвентаря для обработки почв,
посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное
машиностроение тяготеет к районам
потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного
производства:
производство
зерновых комбайнов - на Северном Кавказе
(Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири
(Красноярск);
производство
картофелеуборочных машин - в Центральном
районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк),
силосоуборочных (Люберцы). Различные
сельскохозяйственные машины и оборудование
производят заводы, расположенные в
Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.
Оборудование
для предприятий с химической
переработкой сырья (нефтеперерабатывающие,
химические, бумажные) производится в
Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге,
Ижевске, Петрозаводске.
Среднее машиностроение
Среднее машиностроение
объединяет предприятия малой
Автомобильная
промышленность - ведущая отрасль
машиностроения в промышленно развитых
странах. Оно стимулирует развитие
многих отраслей, занятость населения
в производстве и обслуживании автомобильной
техники, повышает товарооборот, укрепляет
денежную систему, определяет потребность
в продукции всей промышленности.
В странах с наиболее развитым
автомобилестроением доля отрасли
в общем объеме продукции машиностроения
составляет в Западной Европе 38-40%, в
США 40%, в Японии 50%. В результате доля
автомобильной промышленности в
валовом внутреннем продукте США
и Франции составляет 5%, в Японии
и германии 9-10%. Страны, лидирующие по
объему ВВП, являются лидерами и в
области мирового автомобилестроения.
Рисунок 1.
Д
оля ВВП и
продукции автомобилестроения в
мировом производстве:
Источник: Журнал
«Промышленность России» №6, июнь
99г.
В экспорте
промышленно развитых стран доля
готовых легковых автомобилей по
стоимости составляет 7-8% от общего
объема и 13-15% экспорта машин и оборудования.
Автомобильная промышленность явилась
одним из рычагов подъема всего
материального производства в послевоенных
Японии и Германии. Оно играет прогрессивную
роль в общенациональном подъеме производства
и сферы услуг в Испании, Южной Корее, Мексике
и Бразилии, Польше и Чехии. Многие страны
в том числе США, ведущие страны Западной
Европы, а также Австралия и Новая Зеландия
практически достигли своего предела
по насыщенности легковыми автомобилями
(США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России
же достижение через 5 лет уровня автомобилизации
150 автомобилей на 1000 жителей можно считать
важнейшей социально- экономической задачей.
[6]
В настоящее
время в автомобильной
Автомобильная
промышленность, представленная 22 производственными
объединениями, в состав которых
входит более 200 заводов, включает в
свой состав помимо выпуска машин
также производство моторов, электрооборудования,
подшипников, прицепов и т.д., которые
выпускаются на самостоятельных
предприятиях.
Наиболее
крупные заводы создали многочисленные
филиалы. Так, АО «ЗИЛ» помимо четырех
заводов в Москве имеет филиалы,
специализированные на выпуске агрегатов,
узлов, деталей, заготовок и запасных
частей, в Смоленске, Ярцево (Смоленская
область), Петровске, Пензе, Рязани, Екатеринбурге.[6]
Автомобильные
моторы делают не только сами головные
предприятия, но и ряд специализированных
заводов. Большинство этих заводов
разместилось вне центров
Предприятия
автомобилестроения размещены в
различных районах страны, однако
подавляющая часть производства
сосредоточена в
Легковые
автомобили высшего и среднего класса
производят в Волго- Вятском (Нижний
Новгород), Центральном (Москва), Уральском
( Ижевск) районах; малолитражные - в
Поволжье (Тольятти), микролитражные -
в Серпухове.
Грузовые
автомобили среднего тоннажа - выпускают
заводы Центрального ( Москва, Брянск),
Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского
( Миасс) районов.
-Автомобили
небольшого тоннажа и
Создана сеть
автобусных заводов в Центральном
(Ликино, Голицино), Волго-Вятском (Павлово),
Уральском (Курган), Северо-Кавказский
(Краснодар) районах.
В Энгельсе
действует троллейбусный завод.
Специализированные
предприятия по производству моторов
находятся в Ярославле, Уфе, Омске,
Тюмени, Заволжье. [7]
Тракторная
промышленность России - одна из самых
больших в мире. По особенностям
размещения она напоминает автомобильную.
Выпускаются различные виды тракторов
не только для сельского хозяйства,
но и для промышленности. Резко
возрос диапазон выпускаемых тракторов
по мощности: от небольших садовых
в несколько лошадиных сил
до мощных машин в несколько сотен
лошадиных сил. С увеличением
количества тракторов для обработки
посевов резко сократилось доля
гусеничных тракторов, используемых преимущественно
для вспашки, уборки в сельском хозяйстве
и для промышленных нужд. Это определяет
специализацию предприятий и
районов на выпуске отдельных
марок тракторов (по назначению, мощности,
конструкции). Происшедшие изменения
в типах выпускаемых тракторов,
совершенствование их конструкции
усилили зависимость тракторных
заводов от предприятий-смежников (литейных,
резинотехнических, электрооборудования
и т.д.). Наиболее сложной продукцией
предприятий
В размещении
тракторной промышленности за последние
годы произошли крупные сдвиги. Возникнув
в основных сельскохозяйственных районах
страны (Поволжье- Волгоград, на Урале-
Челябинск) для обеспечения этих
районов пахотными машинами, тракторная
промышленность разместилась вблизи металлургических
баз. Тракторы предназначаются не только
для сельскохозяйственных работ, но
и для промышленных нужд (на их основе
выпускаются землеройные
Тракторные
заводы размещены в Санкт-Петербурге,
Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке,
Рубцовске. Для лесной промышленности
создано производство трелевочных
тракторов в Петрозаводске, промышленных
- в Чебоксарах.
Производство
зерноуборочных комбайнов сосредоточено
на заводе «Ростсельмаш», а также
на Таганрогском и Красноярском заводах,
картофелеуборочных- в Рязани, льноуборочных-
в Бежецке (Тверская область). Колесные
пропашные тракторы выпускают заводы
во Владимире, Липецке; гусеничные пропашные-
во Волгограде, Владимире; промышленные-
в Барнауле, Челябинске, Брянске, Чебоксарах.
[17]
Станкостроительная
промышленность - техническая база
всего машиностроения. Расходы металла
в ней, как правило, невелики, большая
часть заготовок и деталей
производится на самих предприятиях,
кооперация с другими заводами чаще
всего сводится к поставкам двигателей,
литьевых изделий, электрооборудования.
На их размещение большое влияние
оказывает трудоемкость продукции,
наличие квалифицированных
В настоящее
время предприятия
Крупными
центрами станкоинструментальной промышленности
являются Москва, Санкт-Петербург, Иваново,
Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск,
Оренбург, Иркутск, Хабаровск.[9]
Приборостроение
сконцентрировано в Центральном
районе(Москва), а также получило
развитие в Северо- Западном (Санкт-Петербург
и Ленинградская область) и Северо-
Кавказском районах. Производство электронной
техники сосредоточено в
Предприятия
радиотехнической промышленности, специализирующиеся
на выпуске радиоприемных
Наиболее
типичные для среднего машиностроения
особенности размещения весьма четко
прослеживаются в размещении авиационной
промышленности. В этой самой сложной
отрасли современного машиностроения
кооперируются предприятия
Современные
пассажирские самолеты международного
класса выпускаются: в Москве- Ил-96-300,
Ил-114, Як-42М; Смоленске- Як-42; Воронеж- Ил-86,
Ил-96-300; Казани- Ил-62; Ульяновске- Ту-204,
Ан-124; Самаре- Ту-154,Ан70; Саратове- Як-42,
Омске- Ан-74; Новосибирске- Ан-38. В Москве,
Казани производят вертолеты. Ракетно-космическая
промышленность (Москва, Омск, Красноярск,
Самара, Приморск и т.д.) выпускает
разного рода орбитальные космические
корабли, ракеты для запуска спутников
и орбитальных станций и
Информация о работе Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России