Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.


Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.

Содержание

Введение 3


Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России 4


Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства 4


Состав и межотраслевые связи 6


Сравнительная характеристика отраслевой структуры машиностроения развитых и развивающихся стран мира 9


Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ 12


Особенности размещения машиностроения России 12


Тяжелое машиностроение 15


Общее машиностроение 18


Среднее машиностроение 19


Место России в мировом производстве продукции машиностроения 25


Проблемы и перспективы развития и размещения машиностроения в нашей стране. 31


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36


Список использованных источников: 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 61.96 Кб (Скачать)

Сельскохозяйственное  машиностроение располагает многочисленными  и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного  инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам  потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного  производства: 

производство  зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск); 

производство  картофелеуборочных машин - в Центральном  районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные  сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в  Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске. 

Оборудование  для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в  Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.  

Среднее машиностроение 
 

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и  готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных  черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие  кооперированные связи. Их продукция  массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для  них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых  машин, насосов и компрессоров, машин  и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической  промышленности.[9] 

Автомобильная промышленность - ведущая отрасль  машиностроения в промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения  в производстве и обслуживании автомобильной  техники, повышает товарооборот, укрепляет  денежную систему, определяет потребность  в продукции всей промышленности. В странах с наиболее развитым автомобилестроением доля отрасли  в общем объеме продукции машиностроения составляет в Западной Европе 38-40%, в  США 40%, в Японии 50%. В результате доля автомобильной промышленности в  валовом внутреннем продукте США  и Франции составляет 5%, в Японии и германии 9-10%. Страны, лидирующие по объему ВВП, являются лидерами и в  области мирового автомобилестроения. 
 

Рисунок 1. 

Д

оля ВВП и  продукции автомобилестроения в  мировом производстве: 

Источник: Журнал «Промышленность России» №6, июнь 99г. 

В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и оборудования. Автомобильная промышленность явилась  одним из рычагов подъема всего  материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно играет прогрессивную  роль в общенациональном подъеме производства и сферы услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие страны в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности легковыми автомобилями (США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же достижение через 5 лет уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000 жителей можно считать важнейшей социально- экономической задачей. [6] 

В настоящее  время в автомобильной промышленности России занято до 1 млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%, что является достаточно высоким показателем экономического положения отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль- один из наиболее прибыльных для бюджета  видов товаров. В среднем с  одной тонны массы выпущенного  автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0 тыс. долл. США. 

Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными  объединениями, в состав которых  входит более 200 заводов, включает в  свой состав помимо выпуска машин  также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые  выпускаются на самостоятельных  предприятиях.  

Наиболее  крупные заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ» помимо четырех  заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в Смоленске, Ярцево (Смоленская область), Петровске, Пензе, Рязани, Екатеринбурге.[6]  

Автомобильные моторы делают не только сами головные предприятия, но и ряд специализированных заводов. Большинство этих заводов  разместилось вне центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в  порядке кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышленность выпускает подшипники для всех отраслей народного хозяйства. В ее составе  более десятка заводов, расположенных  в большинстве экономических  районах страны. Каждый из заводов  специализируется на выпуске определенных типоразмеров подшипников и поставляет их разным предприятиям страны. 

Предприятия автомобилестроения размещены в  различных районах страны, однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных  районах европейской части с  высокой концентрацией автоперевозок. Основными районами размещения автомобильной промышленности являются: центральный, Волго-Вятский, Поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где расположены ЗИЛ, Ликинский автобусный завод, заводы по производству подшипников и комплектующих деталей. 

Легковые  автомобили высшего и среднего класса производят в Волго- Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском ( Ижевск) районах; малолитражные - в  Поволжье (Тольятти), микролитражные - в Серпухове. 

Грузовые  автомобили среднего тоннажа - выпускают  заводы Центрального ( Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского ( Миасс) районов.  

-Автомобили  небольшого тоннажа и большегрузные  выпускаются в Поволжье (Ульяновск  и Набережные Челны) 

Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар) районах.  

В Энгельсе действует троллейбусный завод. 

Специализированные  предприятия по производству моторов  находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье. [7] 

Тракторная  промышленность России - одна из самых  больших в мире. По особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные виды тракторов  не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Резко  возрос диапазон выпускаемых тракторов  по мощности: от небольших садовых  в несколько лошадиных сил  до мощных машин в несколько сотен  лошадиных сил. С увеличением  количества тракторов для обработки  посевов резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых преимущественно  для вспашки, уборки в сельском хозяйстве  и для промышленных нужд. Это определяет специализацию предприятий и  районов на выпуске отдельных  марок тракторов (по назначению, мощности, конструкции). Происшедшие изменения  в типах выпускаемых тракторов, совершенствование их конструкции  усилили зависимость тракторных заводов от предприятий-смежников (литейных, резинотехнических, электрооборудования  и т.д.). Наиболее сложной продукцией предприятий сельскохозяйственного  машиностроения является производство комбайнов. В комбайностроении большое  значение приобрели кооперированные связи с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна "Нива" участвует 225 заводов. [1] 

В размещении тракторной промышленности за последние  годы произошли крупные сдвиги. Возникнув  в основных сельскохозяйственных районах  страны (Поволжье- Волгоград, на Урале- Челябинск) для обеспечения этих районов пахотными машинами, тракторная промышленность разместилась вблизи металлургических баз. Тракторы предназначаются не только для сельскохозяйственных работ, но и для промышленных нужд (на их основе выпускаются землеройные машины- бульдозеры, скреперы и т.д.) Для других отраслей выпускаются тягачи, трелевочные  тракторы. Для нужд сельского хозяйства  налажен выпуск специальных типов  и модификаций тракторов (кроме  пропашных- садово-огородные, для работ  на крутых склонах, на увлажненных почвах, на свекловичных полях), предназначенных  для использования в разных районах  страны. Это обусловило специализацию  тракторных заводов и широкий  межрайонный обмен выпускаемой  продукцией. Поэтому в последующие  годы новые тракторные заводы возникли как в центральных промышленных районах, так и в других европейских  районах.  

Тракторные  заводы размещены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных  тракторов в Петрозаводске, промышленных - в Чебоксарах. 

Производство  зерноуборочных комбайнов сосредоточено  на заводе «Ростсельмаш», а также  на Таганрогском и Красноярском заводах, картофелеуборочных- в Рязани, льноуборочных- в Бежецке (Тверская область). Колесные пропашные тракторы выпускают заводы во Владимире, Липецке; гусеничные пропашные- во Волгограде, Владимире; промышленные- в Барнауле, Челябинске, Брянске, Чебоксарах. [17] 

Станкостроительная  промышленность - техническая база всего машиностроения. Расходы металла  в ней, как правило, невелики, большая  часть заготовок и деталей  производится на самих предприятиях, кооперация с другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. На их размещение большое влияние  оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно-технического персонала  и конструкторов. Предприятия отрасли  оснащены сложным оборудованием. Увеличение выпуска более современных станков - полуавтоматов и автоматов, фрезерных, шлифовальных, агрегатных, прецизионных, станков с программным управлением, станочных линий и, наконец, автоматизированных цехов и заводов - усилило в  размещении станкостроения роль крупных научных и конструкторских центров. Возросла роль кооперированных связей (унификация стандартных узлов в разных типах станков, специальное электротехническое оборудование и т.д.). Узкая специализация станкостроительных предприятий предопределило широкое развитие межрайоных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией большинство районов страны.  

В настоящее  время предприятия станкостроения имеются во многих городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В число ведущих  районов по производству металлорежущих станков вошли Уральский (30%), Центральный (28%), Поволжский (13%). 

Крупными  центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск, Хабаровск.[9] 

Приборостроение сконцентрировано в Центральном  районе(Москва), а также получило развитие в Северо- Западном (Санкт-Петербург  и Ленинградская область) и Северо- Кавказском районах. Производство электронной  техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе. 

Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске радиоприемных устройств  и телевизоров, созданы в Центральном (Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-Черноземный (Воронеж) районах.[17] 

Наиболее  типичные для среднего машиностроения особенности размещения весьма четко  прослеживаются в размещении авиационной  промышленности. В этой самой сложной  отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия практически  всех отраслей тяжелой промышленности, и особенно самого машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные  материалы из черных и цветных  металлов, химических материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной  промышленности отличаются исключительно  высоким уровнем классификации  инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и  развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где помимо опытных кадров на производстве имеются научно-исследовательские  институты и конструкторские  бюро. В таких крупных промышленных центрах, как правило, имеются и  предприятия-смежники. Авиационные заводы в отдельных городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов. 

Современные пассажирские самолеты международного класса выпускаются: в Москве- Ил-96-300, Ил-114, Як-42М; Смоленске- Як-42; Воронеж- Ил-86, Ил-96-300; Казани- Ил-62; Ульяновске- Ту-204, Ан-124; Самаре- Ту-154,Ан70; Саратове- Як-42, Омске- Ан-74; Новосибирске- Ан-38. В Москве, Казани производят вертолеты. Ракетно-космическая  промышленность (Москва, Омск, Красноярск, Самара, Приморск и т.д.) выпускает  разного рода орбитальные космические  корабли, ракеты для запуска спутников  и орбитальных станций и космические  корабли многоразового использования  типа «Буран», сочетающие наиболее современные, высокие технологии с широкой  межотраслевой комплексностью производства. Наша авиакосмическая промышленность - одна из самых передовых в мире.[14] 

Информация о работе Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России