Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.


Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.

Содержание

Введение 3


Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России 4


Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства 4


Состав и межотраслевые связи 6


Сравнительная характеристика отраслевой структуры машиностроения развитых и развивающихся стран мира 9


Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ 12


Особенности размещения машиностроения России 12


Тяжелое машиностроение 15


Общее машиностроение 18


Среднее машиностроение 19


Место России в мировом производстве продукции машиностроения 25


Проблемы и перспективы развития и размещения машиностроения в нашей стране. 31


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36


Список использованных источников: 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 61.96 Кб (Скачать)

Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой  квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам  страны, где концентрация населения  высока, и в особенности там, где  есть высококвалифицированные и  инженерно-технические кадры. Чрезвычайно  трудоёмкими можно назвать следующие  отрасли комплекса: авиационная  промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск). 

Близость  потребителя: Продукцию некоторых  отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые  потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие  расстояния из-за их большого размера  и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах  потребления конечной продукции.  

Как отдельный  фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного  комплекса, выпускающие продукцию  оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах. 
 

Таблица 1. 

Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения:

Фактор размещения Доля отраслей, размещенных с учетом данного фактора, %

Тяготение к:  

Районам с  развитой научной базой 42

Районам сосредоточения трудовых ресурсов 24

Районам потребления  продукции 22

Металлургическим  базам 12 
 

Источник:  

Экономическая и социальная география; справочные материалы. 

Дронов В.П., Макасовский В.П.  
 

Машиностроительный  комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов  различных машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически  повсюду, т.е. для машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому  машиностроение развито во всех экономических  районах России, хотя его роль в  хозяйстве районов не одинакова. 
 

Таблица 2.

Экономический район Доля производимой продукции (%)

Северный 1.5

Северо-западный 5

Центральный 23

Волго-Вятский 10

Центрально-Черноземный 4

Поволжский 18

Уральский 20

Северокавказский 6

Западно-Сибирский 7

Восточно-Сибирский 3

Дальневосточный 2.5 
 
 

Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает  Западная экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая  зона. В Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции  вывозится в европейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции).[7] 

В зависимости  от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько  групп отраслей, в том числе: 

1. Тяжелое  машиностроение (67 % продукции ). 

2. Общее машиностроение (18 % продукции). 

Среднее машиностроение (15 % продукции). 

Тяжелое машиностроение 
 

Группа отраслей тяжелого машиностроения отличается большим  потреблением металла, относительно малой  трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых  станков и кузнечно-прессовых  машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности  производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых  секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного  цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей  и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных  связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются  и узкоспециализированные заводы. Тяжелое  машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли затраты на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %. Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированны как на металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное- в Западной Сибири и на Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся: 

Центральный (Электросталь). 

Уральский экономический  район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.) 

Сибирь (производство металлургического и горного  оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в  г. Новосибирске) 

Северо- Западный: Санкт-Петербург - исторически сложившийся  центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий турбогенераторы) 

новые центры, связанные с производством атомных  реакторов - завод "Автоммаш" в  г. Волгодонске. 

Производство  металлургического оборудования сложилось  как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении отдельных видов  оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных  узлов.  

На заводах  Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных  машин, оборудования доменных и электротермических печей (Екатеринбург, Орск). 

Оборудование  для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном  районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье (Сызрань). Литейные машины - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре) и т.д.[9] 

Производство  крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно  вне металлургических баз в крупных  центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей  квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для  электростанций дают Северо-западный (Санкт-Петербург), Уральский (Екатеринбург) и Западно-Сибирский (Новосибирск) районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или  индивидуальной продукции - Санкт-Петербург. В этих районах и центрах сложилась  специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование - мощные дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе, Коломне.[17] 

Высокопроизводительные  котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном  районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул).  

Преимущественно вне металлургических баз размещается  производство тяжелых станков и  кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и  нередко по индивидуальным заказам  для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли  разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и  т.д. 

Производство  горно-шахтного оборудования сложилось  в главных угольных районах страны Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский (Екатеринбург, Копейск); Восточно-Сибирский (Черемхово, Красноярск). Нередко такое  размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудования связано  с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.[9] 

Вне металлургических баз размещается и большинство  предприятий судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого количества неудобных для транспортировки  профилей металла. Судостроительные заводы специализируются на выпуске судов  определенного назначения, с разными  типами судовых двигателей. Сложность  современных судов обусловливает  установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Поэтому в судостроении исключительно  сильно развиты кооперированные  связи с многочисленными предприятиями-смежниками, поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и  секции судов. Строительство судов  начинается на суше, а достраиваются  они на плаву. Поэтому многие морские  верфи размещены в укрытых  устьях крупных рек (Нева, Амур), или  защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится  важнейший его центр - Санкт-Петербург  с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных пассажирских, грузопассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов, речных судов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде. Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Астрахани, Владивостоке. Судоремонтные верфи расположены в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.[17] 

Речное судостроение представлено многочисленными верфями  на важнейших речных магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание глубоководных  фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии  между собой, позволило перейти  к строительству судов типа "река-море" не только в нижних течениях рек, но и в средних и верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и небольшие суда морского типа. Выгодное географическое положение  таких речных верфей относительно предприятий-смежников  в центральных районах делает сооружение судов на них весьма эффективным. 

Железнодорожное машиностроение - одна из старейших  отраслей машиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и реконструированная в 60-х годах. Технический процесс на транспорте в послевоенные годы привел к изменению  видов тяги: замене малоэкономичных  паровозов более эффективными и  мощными электровозами и тепловозами, повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов вагонов  для перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Современные  тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные  материалы - черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и  оснащены сложным оборудованием - мощными  дизелями, электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева специальных цистерн, пневматическими  установками для разгрузки сыпучих  материалов.[9] 

Резко возросла концентрация производства локомотивов  в Центральном районе (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург.  

Маневровые  и промышленные тепловозы для  широкой и узкой колеи поставляют преимущественно предприятия Центрального района (Муром, Людиново, Брянск). 

Грузовые  вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане. Пассажирские- в  Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные- в  Усть-Катаве (Урал); для метрополитена- в Мытищах, Санкт-Петербурге.[17] 

Общее машиностроение 
 

Группа отраслей общего машиностроения характеризуется  средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением  заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах  сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в  отрасли и размещаются во многих районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли. Затраты на зарплату стоимости продукции  здесь составляют от 12 до 33 %, затраты  на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 3 - 5 %. 

Информация о работе Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России