Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:59, курсовая работа
Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.
Введение 3
Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России 4
Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства 4
Состав и межотраслевые связи 6
Сравнительная характеристика отраслевой структуры машиностроения развитых и развивающихся стран мира 9
Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ 12
Особенности размещения машиностроения России 12
Тяжелое машиностроение 15
Общее машиностроение 18
Среднее машиностроение 19
Место России в мировом производстве продукции машиностроения 25
Проблемы и перспективы развития и размещения машиностроения в нашей стране. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Список использованных источников: 38
Трудоёмкость:
С точки зрения трудоёмкости машиностроительный
комплекс характеризуется большими
затратами и очень высокой
квалификацией труда. Производство
машин требует больших затрат
рабочего времени. В связи с этим
достаточно большое количество отраслей
машиностроения тяготеют к районам
страны, где концентрация населения
высока, и в особенности там, где
есть высококвалифицированные и
инженерно-технические кадры. Чрезвычайно
трудоёмкими можно назвать
Близость
потребителя: Продукцию некоторых
отраслей машиностроения, таких как:
производство энергетического, горно-шахтного,
металлургического
Как отдельный
фактор географического размещения
машиностроения можно вынести военно-
Таблица 1.
Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения:
Фактор размещения Доля отраслей, размещенных с учетом данного фактора, %
Тяготение к:
Районам с развитой научной базой 42
Районам сосредоточения трудовых ресурсов 24
Районам потребления продукции 22
Металлургическим
базам 12
Источник:
Экономическая
и социальная география; справочные
материалы.
Дронов В.П.,
Макасовский В.П.
Машиностроительный
комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов
различных машин и 130 тыс. деталей.
Его продукция нужна
Таблица 2.
Экономический район Доля производимой продукции (%)
Северный 1.5
Северо-западный 5
Центральный 23
Волго-Вятский 10
Центрально-Черноземный 4
Поволжский 18
Уральский 20
Северокавказский 6
Западно-Сибирский 7
Восточно-Сибирский 3
Дальневосточный 2.5
Следовательно
87.5% машиностроительной продукции выпускает
Западная экономическая зона и всего
12.5% выпускает Восточная
В зависимости
от особенностей размещения в машиностроении
условно можно выделить несколько
групп отраслей, в том числе:
1. Тяжелое
машиностроение (67 % продукции ).
2. Общее машиностроение
(18 % продукции).
Среднее машиностроение
(15 % продукции).
Тяжелое машиностроение
Группа отраслей
тяжелого машиностроения отличается большим
потреблением металла, относительно малой
трудоемкостью и использованием
энергии. Тяжелое машиностроение включает
производство оборудования для металлургических
предприятий, горно-шахтного, крупного
энергетического оборудования, тяжелых
станков и кузнечно-прессовых
машин, крупных морских и речных
судов, локомотивов и вагонов. Особенности
производства продукции тяжелого машиностроения
заключаются в отливке, механической
обработке и сборке крупногабаритных
деталей, узлов, агрегатов и целых
секций. Для этой цели отрасли характерны
как предприятия законченного производственного
цикла, самостоятельно осуществляющие
заготовку, обработку и сборку деталей
и узлов, так и заводы, сочетающие
эти операции с монтажом привозных,
поступающих в порядке
Центральный
(Электросталь).
Уральский экономический
район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.)
Сибирь (производство
металлургического и горного
оборудования в городах Иркутск,
Красноярск, производство турбин в
г. Новосибирске)
Северо- Западный:
Санкт-Петербург - исторически сложившийся
центр тяжелого машиностроения (завод
"Электросила", выпускающий турбогенераторы)
новые центры,
связанные с производством
Производство
металлургического оборудования сложилось
как в крупных районах
На заводах
Урала сосредоточен выпуск в стране
экскаваторов для добычи руды, агломерационных
машин, оборудования доменных и электротермических
печей (Екатеринбург, Орск).
Оборудование
для мартенов, проката и сварки
труб производится в Центральном
районе (Электросталь). Рудоразмольное
оборудование поставляет Поволжье (Сызрань).
Литейные машины - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре)
и т.д.[9]
Производство
крупного энергетического оборудования
возникло и развивалось преимущественно
вне металлургических баз в крупных
центрах развитого
Высокопроизводительные
котлы, дающие сотни и тысячи тонн
пара в час, производят в Центральном
районе (Подольск), Центрально-Черноземном
(Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог),
Западно-Сибирском (Барнаул).
Преимущественно
вне металлургических баз размещается
производство тяжелых станков и
кузнечно-прессового оборудования. Их
выпускают небольшими сериями и
нередко по индивидуальным заказам
для отечественных и зарубежных
заводов. Предприятия этой отрасли
разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск),
Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном
(Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и
т.д.
Производство
горно-шахтного оборудования сложилось
в главных угольных районах страны
Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово);
Уральский (Екатеринбург, Копейск); Восточно-Сибирский
(Черемхово, Красноярск). Нередко такое
размещение предприятий по изготовлению
горно-шахтного оборудования связано
с учетом местных особенностей добычи
угля, руды и других полезных ископаемых.[9]
Вне металлургических
баз размещается и большинство
предприятий судостроительной промышленности,
несмотря на потребление ими большого
количества неудобных для транспортировки
профилей металла. Судостроительные заводы
специализируются на выпуске судов
определенного назначения, с разными
типами судовых двигателей. Сложность
современных судов
Речное судостроение
представлено многочисленными верфями
на важнейших речных магистралях: на
Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби
(Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск),
Амуре (Благовещенск). Создание глубоководных
фарватеров на реках, сооружение каналов,
соединивших важнейшие речные артерии
между собой, позволило перейти
к строительству судов типа "река-море"
не только в нижних течениях рек, но
и в средних и верхних. На этих
речных верфях строятся также суда
озерного типа и небольшие суда морского
типа. Выгодное географическое положение
таких речных верфей относительно предприятий-смежников
в центральных районах делает
сооружение судов на них весьма эффективным.
Железнодорожное
машиностроение - одна из старейших
отраслей машиностроения, сравнительно
сильно развитая дореволюционной России
и реконструированная в 60-х годах.
Технический процесс на транспорте
в послевоенные годы привел к изменению
видов тяги: замене малоэкономичных
паровозов более эффективными и
мощными электровозами и
Резко возросла
концентрация производства локомотивов
в Центральном районе (в г. Коломна,
Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург.
Маневровые
и промышленные тепловозы для
широкой и узкой колеи
Грузовые
вагоны производятся в Нижнем Тагиле,
Алтайске, Абакане. Пассажирские- в
Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные- в
Усть-Катаве (Урал); для метрополитена-
в Мытищах, Санкт-Петербурге.[17]
Общее машиностроение
Группа отраслей
общего машиностроения характеризуется
средними нормами потребления металла,
энергии, не высокой трудоемкостью.
Предприятия общего машиностроения
производят технологическое оборудование
для нефтеперерабатывающей, химической,
бумажной, лесной, строительной промышленности,
дорожные и простейшие сельскохозяйственные
машины. Преобладают специализированные
предприятия, связанные с изготовлением
заготовок и сборкой
Информация о работе Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России