Прогнозирование в системе здравоохранения с проведенным пргнозным анализом по Липецкой области

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Управление системой медицинского обслуживания населения является важнейшим направлением социальной политики местной администрации, определяющей комфортность проживания населения на территории. Для формирования комплексной программы развития, оптимизации ресурсного обеспечения необходимо понять структуру объекта и рычаги воздействия на него со стороны местной администрации, исследовать состояния и спрогнозировать развитие системы здравоохранения.
Цель данной работы – проанализировать особенности прогнозирования системы здравоохранения на примере Липецкой области и обосновать важнейшие направления совершенствования системы здравоохранения.

Содержание

Введение
Теоретические основы прогнозирования системы здравоохранения
Здравоохранение как объект социального прогнозирования
Особенности развития современной системы здравоохранения
Система прогнозируемых показателей в области здравоохранения. Методы прогнозирования сферы здравоохранения.
Современное состояние системы здравоохранения.
Анализ современного состояния здравоохранения в Липецкой области
Особенности прогнозирования здравоохранения в Липецкой области
Общие проблемы здравоохранения в Липецкой области.
Перспективы развития системы здравоохранения.
Пути совершенствования системы здравоохранения.
Прогнозирование показателей здравоохранения в Липецкой области.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая гот.docx

— 109.61 Кб (Скачать)

рис.2. Построение системы здравоохранения на территории Липецкой области

помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, детскими санаториями и другими специализированными медучреждениями;

  1. добровольные взносы и пожертвования юридических (например, обществами красного креста) и физических лиц;
  2. банковские кредиты и другие формы привлечения инвестиций (например, в форме лизинга медицинского оборудования) - только для небюджетных учреждений;
  3. оплата населением платных услуг (частных стоматологий, центров планирования семьи, клиник и пр.).

Бюджет на здравоохранение  Липецкой области зависит от подушевых нормативов, отражающих размеры средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека, формируется органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из определенных ими показателей стоимости медицинской помощи по видам ее оказания в соответствии с методическими рекомендациями.

Основным источником финансирования государственных учреждений здравоохранения  являются страховые возмещения по программе  ОМС.

Средством балансирования центров убытков и создание профит-центров в системе здравоохранения является добровольное медицинское страхование (ДМС), которое может выражаться в различных формах.

Развитие ДМС ограничено платежеспособностью населения. Мировой  опыт показывает, что медицинская страховка покупается с готовностью, если ее стоимость составляет менее 5% годового дохода страхователей. Поэтому важно мотивировать и привлечь в ДМС корпоративных клиентов. С другой стороны, цены на услуги по системе ДМС, аналогичные входящим в программу ОМС, могут регламентироваться органами местного управления.

При определении основных показателей развития здравоохранения  на плановый период привлекаются данные демографических прогнозов о  численности населения в планируемом  периоде, его половозрастной структуре, а также сведения о состоянии  здоровья населения, расчетные данные о действующей сети лечебно-профилактических, санитарно-профилактических, аптечных санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, учреждений отдыха с разбивкой этих данных по формам собственности, городской и сельской местности. Осуществляется анализ возможностей отечественной медицинской промышленности, уровни медицинского обслуживания по регионам страны, определяются районы и виды лечебной помощи, которые должны получить преимущественное развитие в плановом периоде.

Основными показателями, используемыми  в плановых расчетах по Липецкой области являются: число больничных коек, эффективность их использования, количество врачебных должностей. Число больничных коек и врачебных должностей в определенной мере позволяет судить о состоянии обеспеченности населения важнейшими видами медицинской (амбулаторно-поликлинической и больничной помощи). Вместе с тем, эти показатели используются при планировании развития сети медицинских учреждений, определении численности обслуживаемого персонала, для выделения материально-технических и финансовых ресурсов. «Больничная койка» и «Врачебная должность» являются исходными для определения ассигнований, расхода медикаментов, оборудования, инвентаря, продуктов питания и других предметов снабжения, а также нормативов медицинского снабжения.

Обеспеченность населения больничными  койками определяется на 10000 жителей на конец планируемого периода. Показателем сети амбулаторно-поликлинических учреждений является их мощность, измеряемая числом посещений в смену.

Потребность населения в больничных койках для Липецкой области рекомендуется определить по формуле (формула является традиционной для каждого субъекта РФ):

где:

К — число среднегодовых коек;

Н — численность населения;

Р — уровень госпитализации населения;

П — среднее число дней пребывания больного на койке;

Д — число дней использования  койки в году.

Необходимая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (т.е. их пропускная способность) на плановый период определяется исходя из принятых на указанный период норматива мощности этих учреждений в смену в расчете на 100 или 10000 жителей и численности населения. При отсутствии этого норматива — на основании планируемых на данный период норматива числа врачебных посещений в расчете на одного жителя в год, численность населения, числа дней работы амбулаторно-поликлинических учреждений в году и коэффициента сменности их работы в день.

Расчет может производиться  по следующей формуле:

   или   ,

где:

М — мощность амбулаторно-поликлинических  учреждений в смену;

А — норматив мощности амбулаторно-поликлинических учреждений в смену в расчете на 1000 или 10000 жителей;

Н — численность населения;

В — норматив числа  посещений на одного жителя в год;

Д — число дней работы амбулаторно-поликлинических учреждений в году;

К — коэффициент сменности  работы амбулаторно-поликлинических  учреждений в день.

Развитие сети больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений предусматривается за счет их нового строительства. Поэтому прирост сети этих учреждений должен соответствовать или быть больше их вывода (в связи с необходимостью замены пришедших в негодность зданий больниц, диспансеров, родильных домов, поликлиник, амбулаторий).

Число врачебных должностей на плановый период определяется по нормативам на принятые приросты сети здравоохранения  и численности населения с  учетом ожидаемого наличия врачей, а базисного года — по занятым  должностям (включая должности, временно занятые средним медицинским  персоналом).

Объемы медицинской  помощи, предоставляемой населению  субъекта РФ бесплатно, определяются исходя из нормативов объема лечебно-профилактической помощи на 1000 человек (на год):

  1. Амбулаторно-поликлиническая помощь.
  2. Стационарная помощь.
  3. Скорая медицинская помощь.

Цены на услуги в системе  ДМС рассчитываются по формуле:

где:

S - действующий тариф на услугу по областной программе ОМС;

ki -коэффициент, учитывающий затраты ЛПУ, связанные с эксплуатацией и ремонтом зданий, сооружений, приобретением оборудования и другой уставной деятельностью, и дифференцирующийся в зависимости от возраста пациента, оказываемых услуг (патолого-анатомические, стоматологические, амбулаторно-поликлинические);

N - нормативный срок лечения пациента;

Т - количество койко-дней сверх нормативного пребывания;

k2i - надбавки, устанавливаемые в процентном отношении к сумме затрат, указанных выше, за условия повышенной комфортности, предоставляемые по желанию пациента, например, одноместная палата - 25% (k2=0,25), телевизор - 10% (k2=0,1) и пр;

R - предельный норматив рентабельности;

D - дополнительные услуги за предоставляемый транспорт, привлечение специалистов-консультантов, индивидуальный пост, индивидуальное питание и др. (оплачиваются по счету, выставляемому пациенту по факту оказанных услуг) [2, с.213].

 

2.2. Общие проблемы здравоохранения  в Липецкой области.

 

До настоящего времени в Липецкой области недостаточно разработаны вопросы мониторирования здоровья населения, не отработана методология непрерывного анализа, оценки и прогнозирования как состояния здоровья, так и социально-гигиенических факторов, влияющих на уровень и структуру заболеваемости, смертности, травматизма, потери трудоспособности и инвалидности населения. В этой связи для принятия конкретных управленческих решений необходимо, применительно к конкретному региону, периодически проводить углубленный анализ состояния здоровья населения на основе единых методологических приемов с использованием компьютерных технологий, которые позволят, учитывая дефицит бюджетного финансирования, своевременно корректировать как объем необходимых лечебно-профилактических мероприятий, так и структурные изменения в системе здравоохранения региона. Необходим комплексный подход и системный анализ деятельности учреждений здравоохранения соответствующего региона с учетом состояния сети лечебно-профилактических учреждений, их структуры, материально-технического оснащения, темпов развития, потребности населения в соответствующих видах медицинской помощи и ее удовлетворения, организационно-правового, информационного, штатного, финансового и других видов ресурсного обеспечения.

С точки зрения системного подхода и системного анализа  здравоохранение региона, как народно-хозяйственный  комплекс, относят к большим медицинским  системам.

Проблемы управления большими медицинскими системами имеют целый  ряд особенностей на уровне промышленно  развитого региона, которые необходимо учитывать при разработке новых  теоретических и прикладных аспектов. В первую очередь к ним относятся: тесная взаимосвязь медико-демографических  и экологических характеристик  с социально-экономическими показателями; зависимость состояния здоровья населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений от устойчивости финансирования системы здравоохранения; влияние обеспеченности ресурсами системы здравоохранения на объем и качество предоставляемой медицинской помощи и другие. Эти особенности необходимо учитывать при разработке эффективного механизма управления на всех уровнях региональной системы здравоохранения, их концептуального и методологического обоснования с ориентацией на анализ динамики состояния здоровья населения и ресурсного обеспечения этой социальной сферы.

На территории Липецкой области  исторически сложились особые условия  жизнедеятельности человека, которые  сформировались на основе интенсивной  индустриализации, обусловливающей  существующее экологическое неблагополучие.

Экологические проблемы области  обусловлены высоким уровнем  промышленного и сельскохозяйственного  производства. Интенсивное развитие промышленности региона повлекло за собой целый ряд экологических  проблем: загрязнение атмосферного воздуха, ухудшение качества поверхностных  и подземных вод, накопление отходов  производства и потребления. По загрязнению  сточными водами поверхностных водных объектов область занимает 8-е место  в ЦФО и 39-е — в РФ; атмосферного воздуха — 1-е место в ЦФО  и 13-е — в РФ.

Экологическими проблемами в известной мере предопределены качественные и количественные характеристики состояния здоровья населения региона: высокий уровень болезней системы  кровообращения, органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани, мочеполовой системы, органов пищеварения, эндокринной системы и т.д.

В области к числу ведущих  факторов, ухудшающих состояние здоровья взрослого населения и обусловливающих  рост смертности в трудоспособном возрасте, относятся не вполне удовлетворительные условия труда, прямо или косвенно служащие причиной от 20 до 40% трудопотерь по болезням. Основными причинами неудовлетворительных условий труда являются: спад производства и неустойчивая работа многих предприятий, связанные с проводимыми с 90-х годов XX века реструктуризацией и изменением организационно-правовых форм предприятий и организаций хозяйственного комплекса страны и приведшие к резкому сокращению объемов производства и финансирования работ по улучшению условий труда; старение и износ основных производственных фондов и технологического оборудования; сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений и оборудования; существенное сокращение работ по реконструкции и техническому перевооружению, созданию и закупке новых современных безопасных производственных технологий и техники; недостаточная квалификация административно-технических руководителей производства; снижение внимания к безопасности производства работ; недостаточный уровень обучения и контроля навыков и знаний по охране труда; ухудшение производственной и технологической дисциплины.

Нельзя не отметить изменение  воздействия на организм работающих профессиональных рисков, связанных  с использованием достижений научно-технического прогресса, наращиванием производственного  потенциала, внедрением новых технологий в различных отраслях хозяйственного комплекса и появлением в связи  с этим новых повреждающих факторов, рост комбинированного и потенцирующего воздействия разных профессиональных факторов, в том числе малой  интенсивности, в сочетании с  умственно-эмоциональным напряжением, гипокинезией или монотонным трудом, стрессогенными ситуациями.

Усиление влияния на здоровье профессиональных факторов под воздействием экологических рисков приводит к  изменению характера течения  заболеваний и появлению новых  форм болезней, нарушению иммунологической реактивности и аллергизации, ослаблению и срыву адаптационных механизмов.

Сложная экологическая ситуация на территории Липецкой области на фоне ухудшающихся показателей здоровья взрослого населения диктует  необходимость реализации комплексной  государственной политики в сфере  нормализации параметров среды обитания человека.

В настоящее время на территории Липецкой области ведутся работы по разработке концепции развития системы  здравоохранения промышленно развитого  региона, обеспечивающей интеграцию методов  системного подхода и социально-гигиенического анализа взаимосвязи комплекса  показателей здоровья населения  с социально-экономическими и организационными характеристиками; отрабатывается многоуровневая система управления процессом организации  оказания медицинской и профилактической помощи населению, отличающаяся ориентацией  управленческих решений на программно-ситуационное моделирование социально-экономического состояния промышленно развитого  региона; внедряется региональная система  мониторинга показателей здоровья различных групп населения, позволяющая  прогнозировать по количественной взаимосвязи  показателей здоровья с показателями деятельности медицинских учреждений рациональное распределение ресурсного обеспечения; формируется алгоритм анализа ожидаемой динамики показателей  здоровья населения в зависимости  от уровней управляемых факторов, позволяющий выбрать рациональную структуру сети ЛПУ в соответствии с их типом развития и учетом дефицита бюджетного финансирования.

 

3.Перспективы  развития системы здравоохранения.

Целью перспективного развития системы здравоохранения Липецкой области должно стать повышение качества и доступности медицинской помощи населению.

Информация о работе Прогнозирование в системе здравоохранения с проведенным пргнозным анализом по Липецкой области