Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:34, курсовая работа
Управление системой медицинского обслуживания населения является важнейшим направлением социальной политики местной администрации, определяющей комфортность проживания населения на территории. Для формирования комплексной программы развития, оптимизации ресурсного обеспечения необходимо понять структуру объекта и рычаги воздействия на него со стороны местной администрации, исследовать состояния и спрогнозировать развитие системы здравоохранения.
Цель данной работы – проанализировать особенности прогнозирования системы здравоохранения на примере Липецкой области и обосновать важнейшие направления совершенствования системы здравоохранения.
Введение
Теоретические основы прогнозирования системы здравоохранения
Здравоохранение как объект социального прогнозирования
Особенности развития современной системы здравоохранения
Система прогнозируемых показателей в области здравоохранения. Методы прогнозирования сферы здравоохранения.
Современное состояние системы здравоохранения.
Анализ современного состояния здравоохранения в Липецкой области
Особенности прогнозирования здравоохранения в Липецкой области
Общие проблемы здравоохранения в Липецкой области.
Перспективы развития системы здравоохранения.
Пути совершенствования системы здравоохранения.
Прогнозирование показателей здравоохранения в Липецкой области.
Заключение.
Список использованной литературы.
рис.2. Построение системы здравоохранения на территории Липецкой области
помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, детскими санаториями и другими специализированными медучреждениями;
Бюджет на здравоохранение Липецкой области зависит от подушевых нормативов, отражающих размеры средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека, формируется органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из определенных ими показателей стоимости медицинской помощи по видам ее оказания в соответствии с методическими рекомендациями.
Основным источником финансирования государственных учреждений здравоохранения являются страховые возмещения по программе ОМС.
Средством балансирования центров убытков и создание профит-центров в системе здравоохранения является добровольное медицинское страхование (ДМС), которое может выражаться в различных формах.
Развитие ДМС ограничено платежеспособностью населения. Мировой опыт показывает, что медицинская страховка покупается с готовностью, если ее стоимость составляет менее 5% годового дохода страхователей. Поэтому важно мотивировать и привлечь в ДМС корпоративных клиентов. С другой стороны, цены на услуги по системе ДМС, аналогичные входящим в программу ОМС, могут регламентироваться органами местного управления.
При определении основных
показателей развития здравоохранения
на плановый период привлекаются данные
демографических прогнозов о
численности населения в
Основными показателями, используемыми в плановых расчетах по Липецкой области являются: число больничных коек, эффективность их использования, количество врачебных должностей. Число больничных коек и врачебных должностей в определенной мере позволяет судить о состоянии обеспеченности населения важнейшими видами медицинской (амбулаторно-поликлинической и больничной помощи). Вместе с тем, эти показатели используются при планировании развития сети медицинских учреждений, определении численности обслуживаемого персонала, для выделения материально-технических и финансовых ресурсов. «Больничная койка» и «Врачебная должность» являются исходными для определения ассигнований, расхода медикаментов, оборудования, инвентаря, продуктов питания и других предметов снабжения, а также нормативов медицинского снабжения.
Обеспеченность населения
Потребность населения в больничных койках для Липецкой области рекомендуется определить по формуле (формула является традиционной для каждого субъекта РФ):
где:
К — число среднегодовых коек;
Н — численность населения;
Р — уровень госпитализации населения;
П — среднее число дней пребывания больного на койке;
Д — число дней использования койки в году.
Необходимая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (т.е. их пропускная способность) на плановый период определяется исходя из принятых на указанный период норматива мощности этих учреждений в смену в расчете на 100 или 10000 жителей и численности населения. При отсутствии этого норматива — на основании планируемых на данный период норматива числа врачебных посещений в расчете на одного жителя в год, численность населения, числа дней работы амбулаторно-поликлинических учреждений в году и коэффициента сменности их работы в день.
Расчет может производиться по следующей формуле:
или ,
где:
М — мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в смену;
А — норматив мощности амбулаторно-поликлинических учреждений в смену в расчете на 1000 или 10000 жителей;
Н — численность населения;
В — норматив числа посещений на одного жителя в год;
Д — число дней работы
амбулаторно-поликлинических
К — коэффициент сменности работы амбулаторно-поликлинических учреждений в день.
Развитие сети больничных
и амбулаторно-поликлинических
Число врачебных должностей на плановый период определяется по нормативам на принятые приросты сети здравоохранения и численности населения с учетом ожидаемого наличия врачей, а базисного года — по занятым должностям (включая должности, временно занятые средним медицинским персоналом).
Объемы медицинской помощи, предоставляемой населению субъекта РФ бесплатно, определяются исходя из нормативов объема лечебно-профилактической помощи на 1000 человек (на год):
Цены на услуги в системе ДМС рассчитываются по формуле:
где:
S - действующий тариф на услугу по областной программе ОМС;
ki -коэффициент, учитывающий затраты ЛПУ, связанные с эксплуатацией и ремонтом зданий, сооружений, приобретением оборудования и другой уставной деятельностью, и дифференцирующийся в зависимости от возраста пациента, оказываемых услуг (патолого-анатомические, стоматологические, амбулаторно-поликлинические);
N - нормативный срок лечения пациента;
Т - количество койко-дней сверх нормативного пребывания;
k2i - надбавки, устанавливаемые в процентном отношении к сумме затрат, указанных выше, за условия повышенной комфортности, предоставляемые по желанию пациента, например, одноместная палата - 25% (k2=0,25), телевизор - 10% (k2=0,1) и пр;
R - предельный норматив рентабельности;
D - дополнительные услуги за предоставляемый транспорт, привлечение специалистов-консультантов, индивидуальный пост, индивидуальное питание и др. (оплачиваются по счету, выставляемому пациенту по факту оказанных услуг) [2, с.213].
2.2. Общие проблемы
До настоящего времени в Липецкой области недостаточно разработаны вопросы мониторирования здоровья населения, не отработана методология непрерывного анализа, оценки и прогнозирования как состояния здоровья, так и социально-гигиенических факторов, влияющих на уровень и структуру заболеваемости, смертности, травматизма, потери трудоспособности и инвалидности населения. В этой связи для принятия конкретных управленческих решений необходимо, применительно к конкретному региону, периодически проводить углубленный анализ состояния здоровья населения на основе единых методологических приемов с использованием компьютерных технологий, которые позволят, учитывая дефицит бюджетного финансирования, своевременно корректировать как объем необходимых лечебно-профилактических мероприятий, так и структурные изменения в системе здравоохранения региона. Необходим комплексный подход и системный анализ деятельности учреждений здравоохранения соответствующего региона с учетом состояния сети лечебно-профилактических учреждений, их структуры, материально-технического оснащения, темпов развития, потребности населения в соответствующих видах медицинской помощи и ее удовлетворения, организационно-правового, информационного, штатного, финансового и других видов ресурсного обеспечения.
С точки зрения системного подхода и системного анализа здравоохранение региона, как народно-хозяйственный комплекс, относят к большим медицинским системам.
Проблемы управления большими
медицинскими системами имеют целый
ряд особенностей на уровне промышленно
развитого региона, которые необходимо
учитывать при разработке новых
теоретических и прикладных аспектов.
В первую очередь к ним относятся:
тесная взаимосвязь медико-
На территории Липецкой области исторически сложились особые условия жизнедеятельности человека, которые сформировались на основе интенсивной индустриализации, обусловливающей существующее экологическое неблагополучие.
Экологические проблемы области
обусловлены высоким уровнем
промышленного и
Экологическими проблемами в известной мере предопределены качественные и количественные характеристики состояния здоровья населения региона: высокий уровень болезней системы кровообращения, органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани, мочеполовой системы, органов пищеварения, эндокринной системы и т.д.
В области к числу ведущих
факторов, ухудшающих состояние здоровья
взрослого населения и
Нельзя не отметить изменение
воздействия на организм работающих
профессиональных рисков, связанных
с использованием достижений научно-технического
прогресса, наращиванием производственного
потенциала, внедрением новых технологий
в различных отраслях хозяйственного
комплекса и появлением в связи
с этим новых повреждающих факторов,
рост комбинированного и потенцирующего
воздействия разных профессиональных
факторов, в том числе малой
интенсивности, в сочетании с
умственно-эмоциональным
Усиление влияния на здоровье профессиональных факторов под воздействием экологических рисков приводит к изменению характера течения заболеваний и появлению новых форм болезней, нарушению иммунологической реактивности и аллергизации, ослаблению и срыву адаптационных механизмов.
Сложная экологическая ситуация на территории Липецкой области на фоне ухудшающихся показателей здоровья взрослого населения диктует необходимость реализации комплексной государственной политики в сфере нормализации параметров среды обитания человека.
В настоящее время на территории
Липецкой области ведутся работы
по разработке концепции развития системы
здравоохранения промышленно
3.Перспективы
развития системы
Целью перспективного развития
системы здравоохранения