Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства сфере товарного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).

Содержание

1. Введение
2. Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)
2.1. Задание 1
2.2. Задание 2
2.3. Задание 3
2.4. Задание 4
3. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по статистике.doc

— 348.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово – экономический институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по статистике

Вариант 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

специальность «Менеджмент организации»

Береснева Наталья Александровна

личное дело № 08ММБ01918.

 

Проверила: Пушкарева Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Киров, 2011

Содержание:

 

 

 

1. Введение

2. Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)

2.1. Задание 1

2.2. Задание 2

2.3. Задание 3

2.4. Задание 4

3. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль как экономическая категория.

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным  трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства  сфере товарного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).

Прибылью для торговли служит разница между продажной ценой товаров и ценой их приобретения, включая издержки обращения. Прибыль торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующей результаты их коммерческо-финансовой деятельности. Различают несколько прибылей: прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.

Прибыль от реализации - это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговых фирм.

Балансовая прибыль - сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат является на основании бухгалтерского учёта.

Чистая прибыль представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей бюджета разных уровней.

Внереализованная (дополнительная) деятельность также имеет доходы и затраты, что в конечном итоге образует результат нетто или чистую прибыль предприятия.

Размеры прибыли и возможности её роста находятся в сложной зависимости от ряда фактов, важнейшие из которых следующие:

      Объём реализации

      Структура товарооборота

      Величины других доходов и расходов,  входящих в состав прибыли (проценты, полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализованные  доходы и расходы);

      Уровень налогообложения прибыли.

Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

        Политическая стабильность

        Состояние экономики

        Демографическая ситуация

        Конъюктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;

        Темпы инфляции

        Ставка процента за кредит

К внутренним факторам относятся:

        Объём валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);

        Производительность труда работников;

        Скорость оборачиваемости товаров

        Наличие собственных оборотных средств

        Эффективность использования основных доходов

Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, которую ещё называют чистой прибылью.

Чистая прибыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов посредством взятых взаймы у других организации. Из чистой прибыли выплачиваются также штрафы и расходы по размещению ущерба, подлежащие в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней.

              Изначально различают бухгалтерскую экономическую прибыль. Бухгалтерская (балансовая) прибыль определяется как разность между валовым доходом и бухгалтерскими издержками. Бухгалтерские издержки- это издержки, принимающие форсу прямых платежей. Иначе их называют явными издержками. Для оценки целесообразности осуществления той или иной деятельности, следует учитывать не только явные, но и неявные (имплицыплитные) издержки предприятия. Иногда их определяют как скрытые или вмененные издержки. Неявные издержки представляют собой издержки, не носящие денежный характер, то есть альтернативные издержки использования любых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), принадлежащих владельцам предприятия ли предприятию как физическому лицу. Неявные издержки возникают вследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение. Сумма явных и имплицитных издержек, и, соответственно, экономическая прибыль определяется как валовый доход за минусом совокупных издержек. Следовательно, «экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предприятия) и способности его  к самофинансированию (саморазвитию)».

              Таким образом, бухгалтерская прибыль отличается от экономической на величину имплицитных издержек.

              В зависимости от  условий формирования прибыли различают и другие её виды (рис. 1) 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Основные виды прибыли в зависимости от условий её формирования.

 

Показатели прибыли отражают прибыль как экономическую категорию и имеют взаимосвязанные количественную и качественную стороны.  Соответственно разнообразию видов прибыли в анализе используется большое количество показателей. Наиболее распространённая система показателей, это система показателей, определяемая бухгалтерской отчётностью.

Таким образом прибыль является финансовым результатом деятельности торгового предприятия, полученным в результате взаимодействия показателей: валового дохода, издержек обращения, внерелизационных доходов и расходов.

Показатели, характеризующие прибыль

Прибыль от реализации продукции (продаж) Пр – это разность между выручкой от продаж Вр и издержками на производство и сбыт продукции (полной себестоимости) Зпр, суммой налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов АКЦ:

Пр=Вр-Зпр-НДС-АКЦ

Прибыль от прочей реализации (Ппр) – это прибыль, полученная от реализации основных средств и другого имущества, отходов, нематериальных активов. Определяется как разница между выручкой от реализации (Впр) и затрат на эту реализацию (Зр):

Ппр=Впр-Зр

Прибыль от внерелизационных операций – это разница между доходами от внерелизационных операций (Двн) и расходами по внерелизационным операциям (Рвн):

Пвн=Двн-Рвн

Доходы от внерелизационных операций - это доходы от долевого участия от деятельности другого предприятия, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, поступления от сдачи в аренду имущества, полученные штрафы, а также другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией.

Расходы по внерелизационным операциям -  это затраты на производство, которое не дало продукции:

Балансовая прибыль: Пб=Пр+Ппр+Пвн

Чистая прибыль: П=П-отчсл.

Нераспределённая прибыль: Пнр=Пч-ДВ-проц.

Статистические группировки в изучении прибыли.

В изучении финансовых результатов деятельности организации широкое применение находят статистические группировки. Группировка данных производится в соответствии с программой сводки для того, чтобы впоследствии представить полученную информацию доступно для восприятия. Группировка представляет собой объединение единиц совокупности в однородные группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака. Под статистической группировкой следует понимать разбиение общей совокупности единиц объекта наблюдения по одному или несколько существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой в количественном и качественном отношении и позволяющие выделить социально-экономические типы, изучить структуру совокупности и проанализировать связи между отдельными признаками.

С помощью метода группировок решаются следующие задачи:

Выделение социально-экономических типов явлений;

Изучение структуры явления;

Выявление взаимосвязи между явлениями и признаками, их характеризующими

Принцип распределения единиц по группам: различия между единицами, отнесёнными к одной группе должны быть меньше, чем между единицами, отнесёнными к разным группам.

Значение группировки состоит в том, что этот метод обеспечивает обобщение данных, представление их в компактном, обозримом виде. Группировка создаёт основу для последующего анализа данных.

Итоги группировки получают в форме таблицы, в которой указывают:

                  номера групп;

                  наименование группировочного признака;

                  значение или интервал его изменения по группам;

                  количество объектов в каждой группе;

                  итоговые показатели признаков сказуемого группировки по группам и в целом (суммы, удельные веса, средние значения и т. п)

Статистические группировки можно классифицировать по ряду признаков.

По очерёдности обработки информации группировки бывают:

                  первичные – составляются на основе первичных данных;

                  вторичные – являющиеся результатом группировки ранее уже сгруппированного материала.

По характеру решаемых задач статистические группировки бывают:

Типологические;

Структурные;

Аналитические.

Типологической называется группировка, в которой осуществляется разбиение разнородной совокупности единиц статистического наблюдения на отдельные качества однородные группы и выявление на этой основе социально-экономических типов явлений. При построении группировки этого вида основное влияние должно быть уделено идентификации социально-экономических типов и выбору группировочного признака. (Рис. 3)

Типы предприятий по уровню дебиторской задолженности

Типы предприятий

Число предприятий

Дебиторская задолженность

Ед.

В процентах к итогу

Всего, млн. руб.

В процентах к итогу

В среднем на одно предприятие, млн. руб.

С уровнем дебиторской задолженности ниже среднеотраслевой

9

36,0

21,6

18,5

2,4

С уровнем дебиторской задолженности выше среднеотраслевой

16

64,0

95,1

81,5

5,9

Итого:

21

100,0

116,7

100,0

4,7

Рисунок 3. Типологическая группировка.

 

Типологическая группировка может строиться для разных целей и по различным критериям.

Этот вид группировки в значительной степени определяется представлениями экспертов о том, какие типы могут встретиться в конкретной изучаемой совокупности. На практике задача выделения типов достаточно сложна, т. к. различия между типами достаточно очевидны и описываются одним признаком.

Последовательность действий при построении данной группировки следующая:

1.                  Называют те типы явлений, которые могут быть выделены.

Первоначально намётка типов производиться с помощью теоретического качественного анализа. Предварительно намечают столько типов, сколько их может быть в данной совокупности теоретически (хотя фактически возможно меньшее их число). Затем выделяют только наиболее существенные типы.

2.                  Выбирают группировочные признаки, формирующие описание типов.

3.                  Устанавливают границы интервалов.

4.                  группировку оформляют в таблицу, выделенные группы объединяются в типы, и определяется численность данного типа.

При выборе группировочного признака необходимо учитывать два условии:

1.                  Типологическая группировка должна выполняться только по существенным признакам. Поэтому рекомендуется выделять два-три главных признака, взятых в комбинации, чтобы избежать излишнего дробления совокупности и слишком маленьких по величине групп. (Это ведёт к невозможности статического анализа.)

2.                  При необходимости для выделения одних и тех же типов в разных условиях используются различные признаки, т. е. осуществляется специализация признака.

Структурной называется группировка, которая позволяет изучить состав и структуру однородной совокупности по варьирующему признаку и выявить ее структуру.

Одной из основных группировок является структурная группировка. Принцип построения структурных группировок – разделение однородной совокупности на группы, характеризующие её структуру по определённому группировочному признаку. Структурной группировкой в изучении финансовых показателей и в частности прибыли является отчёт о прибыли и убытках.

Для неё характерны закрытие равные интервалы.

Число групп должно изучать реальную структуру изучаемой совокупности, оно определяется уровнем колеблемости группировочного признака. Чем значительнее вариация признака, чем больше при прочих равных условиях должно быть число групп.

Информация о работе Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)