Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:35, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине «Правовая статистика»
Административные данные - это данные, которые, собственно, и формируют официальную статистическую информацию.
Понятие "административные данные" является нововведением Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". Ранее, до его принятия, административные данные рассматривались как составная часть первичных статистических данных. Следует отметить, что при работе над законопроектом высказывалось критическое замечание о неоправданности введения понятия "административные данные", т.к. при формировании официальной статистической информации такие данные используются как первичные статистические данные. Тем не менее данное понятие все же законодательно закреплено.
Следует обратить внимание на два существенных признака этих данных, отличающих их от первичных статистических данных:
1) источниками административных
данных является
2) документированную информацию указанные органы и организации получают в связи с осуществлением возложенных на них административными функций.
Следующим видом документированной информации является официальная статистическая информация - сводная обработанная документированная информация о количественной стороне социальных, и иных общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.
В определении понятия "официальная статистическая информация" нашли отражение следующие моменты:
Федеральное статистическое наблюдение
Статистическое наблюдение - это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.
Сведения, которые
собираются в процессе статистического
наблюдения, называются статистическими
данными, т.е. это совокупность количественных
характеристик социально-
Способами статистического наблюдения в правовой статистике являются непосредственное наблюдение и документальный учет фактов.
Непосредственное наблюдение - это способ наблюдения, при котором сбор информации происходит путем непосредственного подсчета, замера либо проверки работ, проводимых регистраторами. Установленный по результатам наблюдения факт подлежит регистрации. На основании этого наблюдения производятся записи в формуляре наблюдения.
При документальном способе наблюдения материалами исследования являются различные документы, именно поэтому результаты, полученные в ходе данного способа наблюдения, являются наиболее точными. Но это возможно при выполнении одного условия: правильное заполнение источника статистической информации.
Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения, которые являются формулярами-образцами статистического документа, предназначенного для получения первичных статистических данных.
Формы представляют собой анкеты, в которых содержатся вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за представление статистической информации. Единство таких форм позволяет осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.
Тема 2. Система статистической отчетности в правоохранительных органах и органах юстиции.
Согласно Указу Президента от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" правоохранительные органы осуществляют совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений.
В соответствии
со своей координирующей ролью Генеральная
прокуратура РФ разработала совместно
с заинтересованными
Для того, чтобы обеспечить функционирование государственной системы учета преступлений, единообразно и полно отражать сведения о состоянии преступности в формах государственного статистического наблюдения, а также реализовать единые принципы государственной регистрации и учета преступлений, был издан совместный Приказ Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ, МВД, ФСКН, МЧС, Минюста, Минэкономразвития N 39/780/1070/399/1021/253/353/ от 29 декабря 2005 г. "О едином учете преступлений". В основу данного документа легли требования настоящего ФЗ и Федеральной службы государственной статистики.
Точная, методологически выверенная совокупность показателей, включаемых в различные формы статистической отчетности, как непременное условие получения достоверных результатов анализа преступлений, лиц, их совершивших, деятельности правоохранительных органов содержится в документах, которые подготовлены по представлению Генеральной прокуратуры РФ:
- Постановление
Госкомстата РФ от 11 июня 1997 г. N 39
"Об утверждении формы
- Постановление Госкомстата РФ от 26 марта 1997 г. N 20 "Об утверждении формы ведомственной государственной статистической отчетности о следственной работе";
- Постановление
Федеральной службы
- Постановление
Федеральной службы
Для обеспечения статистической работы и анализа в Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов Федерации и приравненных к ним прокуратурах действуют специальные отделы (группы). Они взаимодействует с Федеральной службой государственной статистики, правоохранительными министерствами и ведомствами, научно-исследовательскими институтами.
Данная работа регламентируется нормативными документами:
- Приказами Генеральной прокуратуры "О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации" N 12 от 16 марта 2006 г., "Об изменении статистической отчетности о работе прокурора" N 19 от 23 мая 2003 г., "О порядке представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, а также иной обязательной информации в органах прокуратуры Российской Федерации" N 70 от 3 декабря 2002 г.;
- указаниями "О
порядке и сроках
Приказом Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ, МВД, ФСКН, МЧС, Минюста, Минэкономразвития N 39/780/1070/399/1021/253/353/ от 29 декабря 2005 г. "О едином учете преступлений" утверждены и введены в действие:
- Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях;
- Положение
о едином порядке регистрации
уголовных дел и учета
- Инструкция
о порядке заполнения и
Первичный учет осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статкарточек). Указанным документом также утверждены и статистические карточки:
форма N 1 - статистическая карточка на выявленное преступление;
форма N 1.1 - статистическая карточка о результатах расследования преступления;
форма N 2 - статистическая карточка на лицо, совершившее преступление;
форма N 3 - статистическая карточка о движении уголовного дела;
форма N 4 - статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности;
форма N 5 - статистическая карточка о потерпевшем;
форма N 6 - статистическая карточка о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции;
приложение к статистической карточке формы N 6 на преступление по делу частного обвинения.
Субъектами регистрации преступлений являются:
- органы прокуратуры (включая военные прокуратуры);
- органы внутренних дел РФ;
- органы федеральной службы безопасности (включая пограничные органы);
- органы контроля
над оборотом наркотических
- таможенные органы РФ;
- органы Федеральной службы исполнения наказаний;
- органы Федеральной службы судебных приставов;
- органы Государственной
противопожарной службы
Учет преступлений, а также иных объектов учета осуществляется Информационным центром, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление.
Учет - фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета.
Субъектами учета преступлений являются орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор. На них возложена обязанность фиксирования в учетных документах сведений об объектах учета.
В случае, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления.
Преступления, совершенные на территории нескольких субъектов РФ, выявленные при расследовании уголовного дела в одном субъекте РФ, учитываются по месту их совершения путем направления учетных документов в информационный центр по месту совершения каждого преступления.
Обязанность включения в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах, возложена на информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, Главной военной прокуратуры.
Сбор и обобщение статистических сведений, представляемых вышеуказанными информационными центрами, осуществляется ГИАЦ МВД России.
ГИАЦ МВД России и информационный центры являются держателями межведомственных статистических баз данных, представляющих собой государственные информационные ресурсы, отражающие состояние преступности и результаты борьбы с ней.
Районные, городские и приравненные к ним прокуроры осуществляют надзор за тем, чтобы ни одно преступление, известное органам МВД и прокуратуре, не осталось незарегистрированным и чтобы в учете не искажалось действительное состояние преступности. Вышестоящие прокуроры, а также руководители соответствующих правоохранительных органов обязаны проверять точное выполнение названной выше Инструкции подчиненными им органами и должностными лицами.
Порядок заполнения и представления
статистической карточки формы № 1