Курс лекций по «Правовой статистике»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:35, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Правовая статистика»

Работа содержит 1 файл

умкд для до.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

Открытость и доступность  такой методологии означают, что  доступ к информации о деятельности органов власти в области статистики и при формировании статистической методологии обеспечивается путем:

- обнародования органами  власти принятых ими правовых  актов и иных решений;

- размещения органами  власти информации о своей  деятельности в Интернете;

- сообщения органами  власти информации о своей  деятельности в средствах массовой  информации и иными способами;

- предоставления информации  о деятельности органов власти  по обращениям заинтересованных  лиц.

    1. рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;

Статистическая информация должна быть нейтральной и объективной.

Основная роль современной статистики состоит как в том, чтобы способствовать выполнению принятых нормативных документов, на основе которых уже решаются актуальные задачи, так и в том, чтобы сделать все возможное для реализации разрабатываемых постановлений, направленных на дальнейшее перспективное развитие.

Источник информации имеет свойство значимости, когда  он влияет на технические и экономические  решения пользователей, помогает им оценить прошлые, настоящие или  будущие события, либо подтверждая, либо корректируя их прошлые оценки, если ее невключение или неполное отражение может повлиять на экономические решения пользователей. Пользователи должны быть в состоянии сравнить отчетные данные разных периодов так, чтобы можно было определить любые тенденции изучаемых явлений и процессов; пользователи также должны быть в состоянии сопоставить однородные явления и процессы или их группы, чтобы можно было определить относительные характеристики и дать оценку эффективности.

    1. обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям;
    2. обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации;

Содержание данного  принципа наполнено нормами ст. 9 комментируемого Закона, предусматривающими гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения. Наряду с прочим указанная статья устанавливает, что:

первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами;

субъекты официального статистического учета обязаны  обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа;

первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

    1. согласованность действий субъектов официального статистического учета;

На обеспечение реализации данного принципа направлен целый ряд норм действующего законодательства. Прежде всего, норма ч. 5 ст. 5 Федеральному закону от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", устанавливающая, что официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством РФ (там же предусмотрено, что решение об актуализации (о корректировке) федерального плана статистических работ принимается Правительством РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти).

Согласованность действий субъектов официального статистического  учета обеспечивает также норма  ч. 8 указанной статьи, согласно которой  координация деятельности в сфере  официального статистического учета  осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации и утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению. Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере официального статистического учета является Росстат.

    1. применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;

8) обеспечение сохранности  и безопасности официальной статистической  информации, первичных статистических данных и административных данных.

 

Субъекты официального статистического учета.

Субъекты –  это лица, участвующие в процессе формирования официальной статистической информации

Субъектами  официального статистического учета  являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Федеральном законе "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" не приведен даже примерный перечень органов государственной власти и иных государственных органов, являющихся субъектами официального статистического учета. Для установления того, какие из этих органов являются субъектами официального статистического учета приведенный закон отсылает к законодательству РФ.

Круг органов государственной  власти и иных государственных органов, являющихся субъектами официального статистического учета, довольно широк. Здесь же представляется целесообразным отметить, что среди них особо выделяется Росстат, который также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере официального статистического учета.

Так, согласно Постановлению  Правительства РФ от 02 июня 2008 г. N 420 "О Федеральной службе государственной  статистики", федеральным органом, уполномоченным осуществлять ряд функций  в области статистического учета, является Федеральная служба государственной статистики.

Согласно вышеназванному Постановлению этот орган: разрабатывает  федеральный план статистических работ  совместно с субъектами официального статистического учета и готовит  предложения по его актуализации; утверждает формы федерального статистического наблюдения и разъясняет порядок их заполнения по представлению субъектов официального статистического учета. Помимо этого, Федеральная служба государственной статистики призвана координировать деятельность в сфере официального статистического учета при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации, а также утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.

Ведомственная отчетность собирается и обрабатывается отраслевыми ведомствами, которые, в свою очередь, представляют ее в органы государственной статистики. Государственную ведомственную статистическую отчетность ведут МВД РФ

В перечень субъектов  официального статистического учета  также входят:

- Федеральная служба государственной статистики России;

- Министерство внутренних  дел Российской Федерации;

- Федеральная служба  судебных приставов;

- Федеральная служба  безопасности Российской Федерации;

- Федеральная служба  Российской Федерации по контролю  за оборотом наркотиков;

- Федеральная служба  охраны Российской Федерации;

Субъекты официального статистического учета в целях  формирования официальной статистической информации вправе получать от респондентов первичные статистические данные и  административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц.

К персональным данным относятся  биографические и опознавательные  данные, личные характеристики, сведения о семейном, социальном положении, образовании, профессии, служебном и финансовом положении, состоянии здоровья и т.п.

Однако такие сведения должны иметь характер обязательного  обезличивания.

В современном демократическом  обществе права человека и, в частности, право на неприкосновенность частной жизни имеют первостепенное значение.

Право на личную жизнь - это  право невмешательства в жизнь  человека третьих лиц, распоряжение жизнью по собственному усмотрению. Это  право распространяется на личную, семейную жизнь, физическую неприкосновенность и духовную свободу личности, честь и достоинство, неразрешение публикации частных фотографий, защиту от незаконного использования частной переписки, от раскрытия информации, предоставленной или полученной на условиях конфиденциальности.

 

Система государственной  статистики и виды документированной  информации в системе государственной  статистики.

В соответствии с п.2 ст.2 ФЗ «Об официальном статистическом учете» система государственной  статистики - государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств.

Необходимо обратить внимание на то, что в данном определении  понятия "система государственной  статистики" указано только на федеральный уровень государственной информационной статистической системы. Соответственно, региональный уровень (уровень субъектов РФ) данным понятием не охватывается, что предопределено приведенным выше конституционным положением об отнесении статистического учета к исключительному ведению России (п. "р" ст. 71 Конституции РФ).

Главным звеном этой системы  в соответствии со ст. 71 Конституции  Российской Федерации является Росстат.

Росстат выполняет функцию обратной связи по отношению к органам управления путем предоставления им необходимой статистической информации о деятельности всех отраслей экономики, а также предприятий и организаций.

Территориальные органы Росстата в  республиках, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные им организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики РФ.

Государственная статистическая отчетность состоит из ведомственной отчетности (собираемой и обрабатываемой отраслевыми ведомствами) и централизованной отчетности (представляемой в органы государственной статистики). Так, ведомственную статистическую отчетность ведут МВД РФ, Минздрав и другие органы. Росстат утверждает формы федерального государственного статистического наблюдения и инструкции по их заполнению.

В системе государственной статистики используются следующие виды документированной  информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные.

Первичные статистические данные - документированная  информация по формам федерального статистического  наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая  непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.

Она формируется в  органах, куда респонденты обязаны  подавать такую информацию.

В определении понятия "первичные  статистические данные" говорится  о двух их видах, соответствующих  способам сбора первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения:

  1. документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов. Форма – это образец статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных;

2) информация, документируемая  непосредственно в ходе федерального  статистического наблюдения. Речь  идет о первичных статистических  данных, сбор которых при проведении  федерального статистического наблюдения  осуществляется путем опроса  респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных.

Административные данные - используемая при формировании официальной  статистической информации документированная  информация, получаемая федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Курс лекций по «Правовой статистике»