Курс лекций по «Правовой статистике»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:35, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Правовая статистика»

Работа содержит 1 файл

умкд для до.doc

— 382.50 Кб (Скачать)
  1. Метод массового статистического наблюдения применительно к юридической статистике означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений, деликтов, субъектов этих действий и т.д. можно установить объективные закономерности в преступности, правонарушаемости, в их причинности, в правоприменительной деятельности судов, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов. Изучение явлений единичных или в небольшом количестве в силу случайных отклонений не позволяет выявить действительные закономерности. При массовом наблюдении случайные колебания взаимно погашаются и остаются следствия, обусловленные общими причинами.

Давно замечено, что преступления или другие юридически значимые явления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и своей классификации такую же закономерность, как явления природы. Поэтому для действительно научного фундамента статистических фактов необходимо брать не отдельные факты, пускай даже очень важные, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, иначе может возникнуть подозрение об их тенденциозном подборе.

  1. Сводка и группировка данных наблюдения по качественноопределенным признакам — следующий специфический метод (этап) юридической статистики. Данные, полученные путем статистического наблюдения, носят общий характер. В целях проникновения в сущность наблюдаемых явлений они должны быть сведены и разгруппированы по нужным нам признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (против личности, экономики, государства и др.), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и т.д.) или по субъектам преступлений (полу, возрасту, социальному положению, прежней судимости). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и различия. Данный метод позволяет увидеть единство количественного и качественного в той или иной совокупности.
  2. Статистический количественный анализ позволяет углубить изучение, установить и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих в себя частные, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики.
  3. Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования: и при наблюдении, и при группировке, и при количественном анализе. Качественный анализ является основополагающим. Отступление от него может привести исследователя в плен механистических представлений и схоластических расчетов. Обратимся к примеру качественной оценки деятельности правоохранительных органов за последние годы.

 

Правовое регулирование  официального статистического учета  и системы государственной статистики.

Основой правового регулирования статистического учета и системы государственной статистики являются Конституция РФ и международные договоры РФ.

В части указания на Конституцию  РФ рассматриваемая норма основана на положениях ч. 1 ст. 15 данного акта, которыми установлено, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России; законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ.

Согласно ст. 71 Конституции  РФ в ведении Российской Федерации находятся "метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет".

В Конституции РФ закреплено право гражданина Российской Федерации на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе за получением статистической информации.

 

Частью 1 ст. 15 Конституции  РФ, которыми установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы; в случае если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Что касается международных документов, то на протяжении последних лет Минфином России совместно с Банком России и Росстатом проведена значительная работа по приведению национальной статистки в соответствие с требованиями международных стандартов.

    • В декабре 1997 г. в Люксембурге был подписан Меморандум о взаимопонимании между Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Евростатом по обмену статистическими данными, который предусматривает совместную работу в развитии эффективных статистических систем, информационной и программно-технологической совместимости статистических данных с тем, чтобы получать достоверную статистическую информацию. На основе Меморандума был открыт проект ТАСИС RU04EU06 "Обмен данными между РФ и Евростатом", который включает в себя представление статистической методологии, технической поддержки в деле публикации и распространения баз данных, ориентированных на пользователя.
    • В 2005 году Россия присоединилась к Специальному стандарту распространения данных (ССРД) Международного валютного фонда, сделав тем самым важнейший шаг в развитии статистической системы страны. Присоединение к ССРД явилось кульминационным событием в развитии российской статистики. ССРД был основан Международным валютным фондом в марте 1996 года и служит руководством для стран - членов Фонда в процессе распространения экономических и финансовых данных.

Другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с  ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется исполнение функции по предоставлению официальной государственной статистики, являются:

  • Федеральному закону от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, Гражданский кодекс (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. Так, например, согласно ст. 51 ГК РФ "Государственная регистрация юридических лиц", юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе (Федеральной налоговой службе) в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
  • Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие при: обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных; организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации; обработке подлежащих включению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах.
  • Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан" от 02.05.2006 N 59-ФЗ, который регулирует порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе и в органы государственного статистического учета;
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
  • Закон Российской Федерации "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1 (в ред. от 01.12.2007), регулирующий отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

 

Принципы официального статистического учета и системы государственной статистики.

Принципами официального статистического учета и системы  государственной статистики являются:

    1. полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами);

Как неполная, так и  избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь  ошибки. Так, в отчетной информации не должна быть опущена важная информация, но в то же время она не должна быть перегружена подробностями, использование их для отчета излишне.

Полнота информации обеспечивается определением системы показателей  по экономическим, техническим и  социальным параметрам производственно-хозяйственной  деятельности отрасли и всех юридических и физических лиц, входящих в нее, отражением в учете всех фактов хозяйственной деятельности, обеспечивающих ее диагностику.

Достоверная информация - это информация, которая не содержит ошибок, искажений и заведомо ложных данных. Это связано с тем, что недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. И к тому же достоверная информация может стать недостоверной, так как со временем она перестает отражать истинное положение дел. А информация полезна только в том случае, если она точна и не содержит фактических ошибок, а также отражает точно все реальные процессы.

Своевременной информацией  считается информация, которая получена в то время, когда она необходима и может принести ожидаемую пользу. Так, одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она еще не может быть усвоена), так и ее задержка. И в случае неоправданной задержки в предоставлении информация может потерять свою уместность, однако иногда необходимо сбалансировать относительные достоинства своевременности с предоставлением надежной информации.

Научно обоснованной является информация, у которой существует обоснованное доказательство и которая  опирается на опыт и надежность этого  обоснованного доказательства. Научная обоснованность достигается на основе анализа различных факторов, явлений и процессов с использованием новейших методов многомерного статистического анализа и экономико-математических методов прогнозирования, что позволяет сформировать объективную информацию по явлениям и процессам в деятельности.

К общедоступной информации согласно ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ относятся общеизвестные  сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Разумеется, принцип общедоступности официальной статистической информации не распространяется на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. Это изъятие нашло отражение в норме ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", согласно которой официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

    1. применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии;

Данный принцип говорит о научно обоснованной официальной статистической методологии, которая утверждается Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и является обязательной для федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, юридических лиц, их филиалов и представительств, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при проведении государственных статистических наблюдений.

Данная методология должна соответствовать международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации.

В положениях и приказах субъектов официальной статистики, согласно которым утверждается методология, изложены основные правила и процедуры учета данных, которые базируются на положениях законодательства Российской Федерации.

Под статистической методологией понимается система принципов и  методов их реализации, направленная на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре взаимосвязей и динамике социально-экономических явлений.

Элементами метода статистики и статистической методологии являются:

1) массовое статистическое  наблюдение, т.е. сбор первичных  данных об изучаемом объекте  (например, в процессе переписи населения страны собираются данные о каждом человеке, проживающем на ее территории, которые заносятся в специальный формуляр);

2) сводка и группировка,  т.е. разделение совокупности  данных, полученных на этапе наблюдения, на однородные группы по одному  или нескольким признакам;

3) применение обобщающих  статистических показателей и  их анализ, т.е. вычисление и  социально-экономическая интерпретация  обобщающих статистических показателей.

Информация о работе Курс лекций по «Правовой статистике»