Контрольная работа по «Коммерция (торговое дело)»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Цель данного теоретического вопроса – определение основных методов выявления сезонной компоненты.

Задачи:

1.Дать характеристику сезонным колебаниям и сезонной составляющей;
2.Обозначить основные методы выявления сезонности;
3.Определить применение данных методов в практике государственного и муниципального управления.

Содержание

Введение 3
1 Основная теория сезонности временного ряда 6
1.1 Методы выявления сезонной компоненты 7
2 Статистические методы анализа объёма и структуры потребления населением товаров и услуг 10
2.1 Статистика производства и обращения продукции и услуг. Показатели объёма продукции (услуг) 10
2.2 Индексный метод анализа факторов динамики объёма реализации продукции и услуг. Индекс физического объёма продукции 13
2.3 Индексный метод изменения стоимости реализованной продукции 14
Заключение 16
Список использованной литературы и источников 17

Работа содержит 1 файл

Тарасова А.Н. Контрольная работа.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Филиал  Уральского государственного экономического университета

г. Березники 
 

Кафедра «Математических и естественнонаучных дисциплин» 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

на  тему:

  1. Методы выявления сезонной компоненты. Их применение в анализе  
    и прогнозировании социально-экономических показателей в практике государственного  
    и муниципального управления.
  2. Статистические методы анализа объёма и структуры потребления населением товаров  
    и услуг.
 

специальность: 080301 «Коммерция (торговое дело)» 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила

     Студентка гр. КДЗ – 071              _______________     А.Н. Тарасова            

           
 
 

     Проверил

     Профессор, д.т.н.           _______________    Б.Н. Щёткин                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Березники

2010 г

 

Содержание

 

Введение

 

     В процессе математического моделирования  экономических явлений и объектов часто возникает необходимость  оценки существующих колебательных процессов. Под сезонными колебаниями понимают более или менее устойчивую закономерность внутригодовой динамики социально-экономических явлений. Их причинами являются особенности товарного предложения, покупательского спроса, изменения затрат в зависимости  
от изменения климатических условий в разные временные промежутки рассматриваемого периода и т.д. Практическое значение изучения сезонных колебаний состоит в том, что получаемые при анализе рядов внутригодовой динамики количественные характеристики отображают специфику развития изучаемых явлений по месяцам (кварталам) годового цикла.

     В условиях сменяемости сезонов деятельность экономических объектов сопровождается изменениями интенсивности динамики социально-экономических процессов. Это может проявляться в виде чередований подъёмов и спадов различных показателей деятельности организации, а также приостановкой производственных процессов в определённые периоды (строительство автодорог).

     Учёт сезонных колебаний приводит к снижению ошибки при расчёте теоретических значений показателей деятельности организации и при их прогнозировании. Использование более точных величин позволит приблизить разрабатываемую модель экономического объекта к действительности, что является одной из задач при её создании.

     Таким образом, частью задачи прогнозирования  должна являться задача оценки колебательных процессов, которые могут в значительной степени влиять на получаемую картину прогнозируемого состояния объекта.

     Рассмотрим  часть приёмов, позволяющих оценить величину сезонных колебаний.  
Для этого обычно используются индексы сезонности.

     В литературе чаще всего рассматриваются  следующие методы нахождения данных индексов:

  • метод постоянной средней;
  • метод переменной средней;
  • метод нахождения взвешенных индексов сезонности;
  • метод скользящей средней.

     Рассмотрим  каждый из этих методов.

     1. Наиболее простым методом определения  величины колебательных процессов является метод постоянной средней. Он применяется в случае отсутствия тенденции роста или убывания, когда внутригодичные изменения колеблются на протяжении изучаемого периода (ряда лет) вокруг определённого постоянного уровня.

     2. Метод переменной средней применяется при наличии ярко выраженной основной тенденции развития. В этом случае в качестве базы сравнения выступают теоретические уровни, представляющие собой своего рода «среднюю ось кривой», поскольку их расчёт основан на положениях метода наименьших квадратов.

     3. При изучении сезонных колебаний  по данным за несколько лет  их можно отделить от изменений уровней за счёт наличия общей тенденции и от случайных колебаний, искажающих характер сезонной волны (индекса сезонности) в отдельные годы, путём нахождения взвешенных индексов сезонности. В данном случае индивидуальные индексы сезонности усредняются путём нахождения взвешенных средних. Весами являются средние месячные или квартальные уровни каждого года.

     4. Метод скользящей средней также как и два предыдущих метода позволяет выявить и исключить общую тенденцию развития изучаемого явления. Определение общей тенденции в ряду динамики с помощью рассматриваемого метода состоит в вычислении средних величин из определённого числа членов ряда с отбрасыванием при вычислении каждой новой средней одного члена ряда слева и присоединением одного члена ряда справа.

     Аналитик  вправе использовать любой подходящий метод для определения величины колебаний. Но при достаточно серьёзном моделировании экономического объекта рекомендуется воспользоваться методом нахождения взвешенных индексов сезонности или скользящей средней, причём первый из этих методов при довольно хороших результатах более удобен при расчётах.

     Цель  данного теоретического вопроса – определение основных методов выявления сезонной компоненты.

     Задачи:

  1. Дать характеристику сезонным колебаниям и сезонной составляющей;
  2. Обозначить основные методы выявления сезонности;
  3. Определить применение данных методов в практике государственного и муниципального управления.

     Как известно, величина дохода населения  полностью зависит от потребления  
им товаров и услуг, и наоборот. Важной задачей социальной статистики является определение структуры потребления населения на базе материалов систематических выборочных исследований бюджетов домашних хозяйств. Обычно эта структура обусловливается структурой потребительских затрат населения. В составе этих затрат выделяются следующие направленности затрат: продукты питания, иногда с возможным отделением алкогольных напитков, непродовольственные товары и оплата услуг.

     Доход и потребление населением товаров и услуг – одна из основных характеристик  
в анализе уровня жизни населения. В качестве показателя уровень жизни рассчитывается как денежные доходы в расчёте на одного человека или семью. Если доход увеличивается, то увеличивается потребление товаров и услуг, следовательно, увеличивается качество потребляемых товаров и услуг. Статистика изучает величину и состав доходов, его структуру, динамику в целом по всему населению, а также в разрезе территорий страны, отраслей экономики, типов домашних хозяйств, социальных групп населения.

     Если же потребление  товаров и услуг уменьшается, то нужно обратить внимание на доход. Снижение доходов приводит к снижению покупательной способности населения,  
а, следовательно, к уменьшению расходов. Расходы, произведённые на приобретение товаров и услуг, называются потребительскими расходами населения. Статистика изучает уровень, степень, динамику и строение потребительских расходов.

     Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведённого продукта для удовлетворения определённых потребностей.

     Основные  задачи статистики потребления населения  как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

     Для наиболее успешного исследования данной составляющей выделяют:

  • промежуточное потребление (отражено в счёте производства СНС) представляющее собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потреблённых и предоставленных  
    в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг.
  • конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счёте использования доходов СНС), — расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных  
    и коллективных потребностей людей.

     Поскольку структура потребления населения содержит потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные  
и нематериальные, платные и бесплатные), различают платное и бесплатное потребление соответственно.

     Цель  данного теоретического вопроса – определение основных статистических методов анализа объёма и структуры потребления населением товаров и услуг.

     Задачи:

  1. Определить основные виды товаров и услуг;
  2. Дать характеристику показателей анализа объёма и структуры товаров и услуг;
  3. Определить статистические методы анализа объёма и структуры потребления населением товаров и услуг и их сущность.

 

1 Основная теория сезонности временного ряда

 

     Основными составляющими временного ряда являются тренд и сезонная компонента. Составляющие этих рядов могут представлять собой либо тренд, либо сезонную компоненту.

     Тренд является систематической компонентой временного ряда, которая может изменяться во времени. Трендом называют неслучайную функцию, которая формируется под действием общих или долговременных тенденций, влияющих на временной ряд. Примером тенденции может выступать, например, фактор роста исследуемого рынка.

     Автоматического способа обнаружения трендов  во временных рядах не существует. Но если временной ряд включает монотонный тренд, анализировать временной  ряд  
в большинстве случаев нетрудно.

     Существует  большое разнообразие постановок задач прогнозирования, которое можно подразделить на две группы: прогнозирование односерийных рядов  
и прогнозирование мультисерийных, или взаимовлияющих, рядов.

  • Группа прогнозирования односерийных рядов включает задачи построения прогноза одной переменной по ретроспективным данным только этой переменной, без учёта влияния других переменных и факторов.
  • Группа прогнозирования мультисерийных, или взаимовлияющих, рядов включает задачи анализа, где необходимо учитывать взаимовлияющие факторы на одну или несколько переменных.

     Кроме деления на классы по односерийности и многосерийности, ряды также бывают сезонными и несезонными. Последнее деление подразумевает наличие или отсутствие  
у временного ряда такой составляющей как сезонность, т.е. включение сезонной компоненты.

     Сезонная  составляющая временного ряда является периодически повторяющейся компонентой временного ряда. Свойство сезонности означает, что через примерно равные промежутки времени форма кривой, которая описывает поведение зависимой переменной, повторяет свои характерные очертания. Свойство сезонности важно при определении количества ретроспективных данных, которые будут использоваться для прогнозирования.

     Рассмотрим  простой пример. На рисунке 1 приведён фрагмент ряда, который иллюстрирует поведение переменной «объёмы продажи товара Х» за период, составляющий один месяц. При изучении кривой, приведённой на рисунке, аналитик не может сделать предположений относительно повторяемости формы кривой через равные промежутки времени. 

     

 

     Рисунок 1 – Фрагмент временного ряда за сезонный период 

     Однако  при рассмотрении более продолжительного ряда (за 12 месяцев), изображённого на рисунке 2 можно увидеть явное наличие сезонной компоненты. Следовательно, о сезонности продаж можно говорить только, когда рассматриваются данные за несколько месяцев (сезонных периодов)

Информация о работе Контрольная работа по «Коммерция (торговое дело)»