История статистики. Потребности государства и этапы развития статистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть развитие статистики, основные этапы ее становления. Задачей моей курсовой работы является изучение развития статистики на примере России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..3-4
Статистическая наука.
Понятие статистики. Предмет и метод статистики………………………………………..5
Потребности государства, предприятий. Основные задачи статистики…………………6-7
История статистики. Этапы развития статистики.
Основные этапы развития статистики и хронология развития Русской государственной статистики……………………………………………………………………………………8
Возникновение и организационно-структурное оформление статистической деятельности в России (конец XVIII века - 20-е годы XIX века)………………………..8-11
Развитие системы государственной статистики и зарождение ее методологических основ (первая половина 30-х годов – начало 60-х годов XIX века)………………………….11-13
Становление земских статистических органов и развитие государственной статистики в России (начало 60-х годов XIX века - начало XX века)………………………………..13-16
Советский период деятельности органов государственной статистики (1918-1991годы)…………………………………………………………………………………..16-19
Российская государственная статистика в период перехода к рыночной экономике………………………………………………………………….........................20-22
Статистические школы.
Русская описательная школа……………………………………………………………..23
Русская академическая статистика в XVIII-первой половине XIX века……………....24
Русская школа политических арифметиков……………………………………………..24-25
Русская школа кетлианства……………………………………………………………….25-26
Русская социологическая школа………………………………………………………….26
Русская философско-математическая школа…………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

      Он будет сопровождаться существенным снижением информационной нагрузки на предприятия, устранением дублирования информации, упрощением процедур и организации сбора данных. Это потребует, в свою очередь, инвентаризации существующего арсенала методов сбора информации на предмет соответствия специфике предприятий и  обеспечения объективности данных. При этом сохраняется ориентация на  цензовый принцип, когда крупные и средние предприятия всех форм собственности охватываются сплошным учетом с большим объемом и частой периодичностью представления информации, а малые предприятия - по выборке.

      При переходе на статистику  предприятия создаваемый Государственный статистический регистр (ГОСТАР) будет представлять собой центральное  звено системы учета и идентификации хозяйственных субъектов, базу для  организации выборочных обследований, банк данных "реквизитной" информации и экономических показателей в разрезе единиц статистического наблюдения. Преследуемая цель при проектировании системы  -  при минимуме входной информации иметь массивы статистических данных, удовлетворяющих  потребности административных органов управления и пользующихся коммерческим спросом.

      Процесс сбора  данных  будет   ориентирован  на  весь  спектр  методов, используемых в мировой практике, в том числе и метод получения от других ведомств административной информации о хозяйствующих  субъектах. С переходом на  статистику предприятий должны быть четко сформулированы правила выделения учетных единиц и разработана их классификация, а также обоснован способ определения основного вида деятельности. Решение этих вопросов связано с созданием согласованных на международном уровне статистических стандартов, которые бы регламентировали порядок подготовки, сбора, обработки, передачи и анализа статистической информации.

     Из числа проблем, связанных с классификаторами и решаемых в ходе реформирования российской статистики, весьма важными являются  построение системы взаимосвязанных номенклатур продукции и услуг с  различным уровнем агрегирования в увязке с решаемыми на их основе задачами анализа и прогнозирования экономики, а также интеграция  классификаций как путь к созданию информационно совместимых баз  данных экономической информации в рамках всего мирового сообщества.

      Указанные принципы и направления реформирования статистики позволяют объективно определять реальные и необходимые объемы разработки статистической информации, что становится исходной предпосылкой для решения вопросов технического оснащения,  структурирования работ, выполняемых в системе комплексов электронной обработки или же в рамках гибких программ на персональных компьютерах. Такой подход позволяет отречься от интуитивных принципов в технической модернизации статистической системы, исключить превращение технического оснащения в самоцель, придать этому процессу системный, экономичный и осмысленный характер.

      Важнейшим элементом проводимых реформ являются технико-технологические аспекты совершенствования системы российской статистики, которые могут быть реализованы в тесной увязке со всеми стадиями организации статистической работы.

      Эти целевые программы реформирования  государственной статистики были  реализованы. Но и по сей  день происходит ее реформирование.

      Росстат осуществляет активное сотрудничество со Статистической комиссией ООН, статистическими органами ЕЭК, ЭСКАТО,  ЮНЕСКО, МОТ, ФАО, а также МВФ, МБ, ОЭСР и другими международными организациями. Взаимодействие с национальными статистическими службами ведется в рамках подписанных двусторонних   соглашений со статистическими органами Великобритании, США (Бюро  цензов и Министерство сельского хозяйства), Франции, Германии, Италии, Швеции, Финляндии и Южной Кореи.

      Развертывается двустороннее сотрудничество  с партнерами из стран  СНГ, подписано соглашение с Министерством статистики и анализа Республики Беларусь. Российская государственная статистика, находящаяся в процессе реформирования, открывает качественно новый исторический этап своего развития. Система государственной статистики находится в ведении Правительства РФ, имеет структуру, которая включает федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Статистические школы.

3.1. Русская описательная  школа. 

    В XVIII веке наряду с организацией учета  естественного движения населения  и податных ресурсов страны, с распространением внутривотчинных записей по сельскому хозяйству, налаживанием учета на горных заводах и мануфактурах возникают попытки обогащенных исследований всего хозяйства России с применением статистических методов. Возникновению в XVIII в. многочисленных описаний достопримечательностей России (природных богатств, населяющих народов, населенных пунктов, особенностей хозяйства, государственного устройства и др.) во многом способствовало разрешение пользоваться до того недоступными материалами правительственных приказов и коллегий.  
        Впервые в истории статистики табличный метод при характеристике достопримечательностей России был применен И. К. Кириловым (1689-1737). И.К. Кирилов- один из первых русских картографов и статистиков, он и более 20 лет проработал в сенате и имел доступ к его архивам, что облегчило ему собирание многих фактических данных. В 1726-1727 гг. он написал работу "Цветущее состояние Всероссийского государства". И. К. Кирилов представил здесь данные о "государственных достопримечательностях" в табличной форме, чем, по признанию многих исследователей, установил приоритет русской статистики в создании и применении табличного метода. Только через 15 лет после исследования И. К. Кирилова этот метод был применен и датчанином Анхерсеном, опубликовавшим в 1741 г. работу "Описание культурнейших государств в таблицах". Представителем описательной школы является и знаменитый энциклопедист XVIII в. В. Н. Татищев (1686- 1750), который немало сделал в области описательной статистики и экономической географии страны. В. Н. Татищев впервые высказал идею о необходимости составления географии России с полным ее экономическим описанием. Важнейшей заслугой его в статистике является разработанная им обширная анкета (198 вопросов), призванная осветить все основные стороны жизни страны.  
        Всестороннее изучение государства и характеристика его достопримечательностей получили дальнейшее развитие в трудах великого русского ученого М. В. Ломоносова (1711-1765). В связи с созданием "Российского Атласа",который должен был отразить не только географию, но и экономику страны, М. В. Ломоносов разработал обширную программу статистических сведений о природных богатствах России, ее пространстве и населении, о городах и селах, о земледелии и промыслах, о торговле и средствах передвижения. По мысли М. В. Ломоносова, эти материалы должны были послужить источником для экономико-географического описания страны и для нанесения основных сведений на карту с тем, чтобы было наглядно видно, как и какими особенностями характеризуется страна в целом и ее отдельные местности. Научные труды М. В. Ломоносова имели серьезное значение и для развития статистики. Они сыграли существенную роль в накоплении материала по экономико-географическому описанию России. М. В. Ломоносов разработал анкету, состоявшую из 30 вопросов, которая охватывала все стороны экономической жизни России, и разработка которой позволила осветить многие достопримечательности страны. К числу деятелей этого направления следует отнести также И. И. Голикова (1735-1801), С. И. Плещеева (1752-1602), М.Д.Чулкова (;1740-1793) и других, давших в своих работах интересные и важные фактические материалы, разработанные и систематизированные в определенном порядке. Следует особо отметить работу М. Д. Чулкова по статистико-экономическому описанию страны.
 

    

   3.2. Русская академическая статистика в XVIII-первой половине XIX века.

    
       Значительное место в истории развития русской статистической мысли принадлежит представителям так называемой академической статистики, т.е. представителям тех научных сил, которые занимались вопросами теории статистики и вели специальные курсы в высших учебных заведениях России. Внедрение статистики как предмета изучения в ряде учебных заведений потребовало специальных пособий по статистике и обобщения ее теоретических основ. Собственно академическая статистика сложилась лишь к концу XIX в., что подтверждается появлением ряда трудов теоретического характера, в которых находит подлинное обоснование теория статистики, как особой отрасли научных знаний. Русская академическая статистика в процессе своего развития была представлена многими широко разветвленными направлениями. Некоторое время в ней господствовало описательное направление. Его представителями являются многие отечественные статистики: Е.Ф.Зябловский (1763-1846), который в 1815 г. издал свое "Статистическое описание Российской империи в нынешнем его состоянии с предварительными понятиями о статистике и с общим обозрением Европы в статистическом виде"; И. А. Гейм (1758-1826), разработавший и издавший в 1821 г. "Опыт начертания статистики главнейших государств по нынешнему их состоянию". Все они придерживались точки зрения на статистику как на науку о достопримечательностях государства, связывая ее с вопросами либо истории, либо географии, либо, наконец, политической экономики. Первый исследователь, который попытался разорвать отношения с описательной школой и выработать самостоятельную, хотя и эклектическую позицию в отношении статистической науки, был Д. А. Милютин (1816- 1912), издавший в 1847 г. исследование "Первые опыты военной статистики". В самом начале 50-х годов XIX в. в русскую статистическую науку начинают проникать идеи А. Кетле, они на некоторое время, главным образом в трудах И. В. Вернадского (1821-1884) и его последователей, заняли ведущее положение в теоретических концепциях о предмете статистики. 
        И. В. Вернадский решительно порывает связь с теорией государствоведения, он усматривает в работах Кетле основные положения теории статистики. Его взгляды изложены в 1652 г. в статье "Задачи статистики", опубликованной в журнале министерства народного просвещения. На позициях кетлианства стоял в конце 50-х годов XIX в. М. П. Заблоцкий-Десятовский (умер в 1858 г.), опубликовавший в "Экономическом указателе" свою статью "О законе причин случайных, как основании нравственной статистики". 
        Ярким представителем русской описательной школы в статистике является Е.Ф.Зябловский.Его выдающееся значение в истории русской статистики заключается главным образом в том, что он собрал и опубликовал обширные сведения о Российской империи и Европе в целом.
 
 

  3.3. Русская школа  политических арифметиков.

   
         В истории развития статистической мысли представителям школы политических арифметиков принадлежит важная роль. Русская школа политических арифметиков начала формироваться во второй половине XVIIIв. К типу работ политических арифметиков относится и труд ученого и государственного деятеля XVIII в., академика И. Ф. Германа (1765-1816) "Мемуары о рождениях, браках и смертных случаях в некоторых провинциях и городах России", опубликованный в 1789 г. В этом исследовании И. Ф. Герман кратко излагает историю статистики естественного движения населения России, начиная со времен Петра I, и приводит сведения по 15 местностям России. Сведения эти носят случайный характер, относятся к разным периодам. Это-работа по политической арифметике. В ней он подчеркивает значение таблиц естественного движения населения. 
Работы К. И. Арсеньева (1789-1865) - статистика, историка и географа первой половины XIX в., имеют важное значение в истории развития статистики. Его фундаментальные исследования представлены главным образом в двух монографиях: "Начертание статистики Российского государства" (1818-1819) и "Статистические очерки России" (1.848). Эти работы носят по преимуществу экономико-географический характер, но в них немало вопросов, относящихся и к статистике. К. И. Арсеньев установил соотношение между городским и сельским населением и разгруппировал города по числу жителей с указанием количества городов в каждой группе и населения в них. Следует также отметить попытки К. И. Арсеньева расклассифицировать (разгруппировать) мануфактуры и фабрики в зависимости от характера потребляемого сырья на три группы (класса): 1) сырье получают от животных - суконные, шелковые, кожевенные и др.; 2) от растительного мира -полотняные, канатные и др. и 3) от ископаемых веществ - оружейные, игольные, стальные и железные вещи и проч. Такая классификация была распространена уже в конце XVIII в. в анкете Вольного экономического общества. Новой была попытка К. И. Арсеньева подсчитать предприятия России исходя из этой классификации.  
       Крупнейшими статистиками первой половины XIX в., определившими полный отход статистики от описательного направления и заложившими прогрессивные для того времени теоретические основы статистики как самостоятельной науки, были Д. П. Журавский и В. С. Порошин. Оригинальная работа В. С. Порошина "Критические исследования об основаниях статистики", изданная в 1838 г., и знаменитое исследование Д. П. Журавского "Об источниках и употреблении статистических сведений", вышедшее в свет в 1846 г., положили начало критической оценке официальных статистических источников того времени и определению статистики как науки. Д. П. Журавский (1810-1856) свои оригинальные работы он строил на принципах подлинной статистической науки - единстве количественного и качественного анализа. Выдающийся общественный деятель, писатель, ученый, революционер-демократ А.Н.Радищев(1749-1802)много и творчески занимался вопросами теории и практики статистики и в целом ряде своих работ изложил оригинальные для того времени взгляды, не зависимые от западноевропейской мысли. 
      Большинство работ А. Н. Радищева относится к концу XVIII в., но наиболее важная для развития статистической теории и практики записка "О законоположении", в которой довольно подробно изложены программные вопросы экономической статистики и детально разработаны вопросы судебной статистики, была составлена им в 1801-1802 гг.
 
 

3.4. Русская школа кетлианства. 

     0дним из крупнейших представителей буржуазной статистики является бельгийский ученый Адольф Кетле (1796-1874). Его первые исследования в области статистики относятся к 30-м годам XIX века. Либерал по своим убеждениям, организатор национальной (Бельгийской) и международной статистики, учитель ряда поколений статистиков в Европе, поддерживающий и направляющий их своим опытом, один из организаторов сравнительной статистики, А. Кетле считал свой "средний тип" олицетворением устойчивости домонополистического капитализма, тем самым утверждал незыблемость последнего. Цель статистических исследований А. Кетле сводилась к установлению свойств и особенностей среднего человека. Значение А. Кетле в истории общественных наук заключается в том, что он первый показал, что человеческие действия, подобно явлениям физического мира, строго подчинены известной закономерности. Для утверждения этой закономерности А. Кетле искал философские основы, рассматривая наблюдаемые статистикой единичные явления в жизни людей как проявления общих законов, и считал исследование этих законов подлинной и единственной задачей статистики как науки теоретической. В противоположность ранее господствующей описательной школе он ставит целью своего исследования установить причинную зависимость явлений, относящихся к духовно-нравственной жизни человека. 
Разделяет точку зрения А. Кетле Э. Р. Вреден (1835-1.891) в своих "Учебных записках по статистике", но по характеру своих исследований он примыкает к так называемой социологической школе.

    

   3.5. Русская социологическая школа. 

   Социологическая школа русской академической статистики возникла в период революционной ситуации 60-х годов XIX в., когда старые критерии государствоведения почти что отмерли, а взгляды А. Кетле, хотя и оставили заметный след в историй статистики, стали подвергаться нападкам в новых условиях со стороны многих западноевропейских исследователей. Стремление заменить изучение государства изучением общества - характерная черта социологической школы. Это в основном отличает предмет изучения этой школы от других школ и направлений в статистике. В этом направлении прокладывали свой творческий путь все представители русской академической статистики 60-80-х годов.

    
 
3.6. Русская философско-математическая школа. 

Информация о работе История статистики. Потребности государства и этапы развития статистики