Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:51, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть развитие статистики, основные этапы ее становления. Задачей моей курсовой работы является изучение развития статистики на примере России.
Введение………………………………………………………………………………………………..3-4
Статистическая наука.
Понятие статистики. Предмет и метод статистики………………………………………..5
Потребности государства, предприятий. Основные задачи статистики…………………6-7
История статистики. Этапы развития статистики.
Основные этапы развития статистики и хронология развития Русской государственной статистики……………………………………………………………………………………8
Возникновение и организационно-структурное оформление статистической деятельности в России (конец XVIII века - 20-е годы XIX века)………………………..8-11
Развитие системы государственной статистики и зарождение ее методологических основ (первая половина 30-х годов – начало 60-х годов XIX века)………………………….11-13
Становление земских статистических органов и развитие государственной статистики в России (начало 60-х годов XIX века - начало XX века)………………………………..13-16
Советский период деятельности органов государственной статистики (1918-1991годы)…………………………………………………………………………………..16-19
Российская государственная статистика в период перехода к рыночной экономике………………………………………………………………….........................20-22
Статистические школы.
Русская описательная школа……………………………………………………………..23
Русская академическая статистика в XVIII-первой половине XIX века……………....24
Русская школа политических арифметиков……………………………………………..24-25
Русская школа кетлианства……………………………………………………………….25-26
Русская социологическая школа………………………………………………………….26
Русская философско-математическая школа…………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………………………………28
Он будет сопровождаться существенным снижением информационной нагрузки на предприятия, устранением дублирования информации, упрощением процедур и организации сбора данных. Это потребует, в свою очередь, инвентаризации существующего арсенала методов сбора информации на предмет соответствия специфике предприятий и обеспечения объективности данных. При этом сохраняется ориентация на цензовый принцип, когда крупные и средние предприятия всех форм собственности охватываются сплошным учетом с большим объемом и частой периодичностью представления информации, а малые предприятия - по выборке.
При переходе на статистику предприятия создаваемый Государственный статистический регистр (ГОСТАР) будет представлять собой центральное звено системы учета и идентификации хозяйственных субъектов, базу для организации выборочных обследований, банк данных "реквизитной" информации и экономических показателей в разрезе единиц статистического наблюдения. Преследуемая цель при проектировании системы - при минимуме входной информации иметь массивы статистических данных, удовлетворяющих потребности административных органов управления и пользующихся коммерческим спросом.
Процесс сбора данных будет ориентирован на весь спектр методов, используемых в мировой практике, в том числе и метод получения от других ведомств административной информации о хозяйствующих субъектах. С переходом на статистику предприятий должны быть четко сформулированы правила выделения учетных единиц и разработана их классификация, а также обоснован способ определения основного вида деятельности. Решение этих вопросов связано с созданием согласованных на международном уровне статистических стандартов, которые бы регламентировали порядок подготовки, сбора, обработки, передачи и анализа статистической информации.
Из числа проблем, связанных с классификаторами и решаемых в ходе реформирования российской статистики, весьма важными являются построение системы взаимосвязанных номенклатур продукции и услуг с различным уровнем агрегирования в увязке с решаемыми на их основе задачами анализа и прогнозирования экономики, а также интеграция классификаций как путь к созданию информационно совместимых баз данных экономической информации в рамках всего мирового сообщества.
Указанные принципы и направления реформирования статистики позволяют объективно определять реальные и необходимые объемы разработки статистической информации, что становится исходной предпосылкой для решения вопросов технического оснащения, структурирования работ, выполняемых в системе комплексов электронной обработки или же в рамках гибких программ на персональных компьютерах. Такой подход позволяет отречься от интуитивных принципов в технической модернизации статистической системы, исключить превращение технического оснащения в самоцель, придать этому процессу системный, экономичный и осмысленный характер.
Важнейшим элементом проводимых реформ являются технико-технологические аспекты совершенствования системы российской статистики, которые могут быть реализованы в тесной увязке со всеми стадиями организации статистической работы.
Эти целевые программы
Росстат осуществляет активное сотрудничество со Статистической комиссией ООН, статистическими органами ЕЭК, ЭСКАТО, ЮНЕСКО, МОТ, ФАО, а также МВФ, МБ, ОЭСР и другими международными организациями. Взаимодействие с национальными статистическими службами ведется в рамках подписанных двусторонних соглашений со статистическими органами Великобритании, США (Бюро цензов и Министерство сельского хозяйства), Франции, Германии, Италии, Швеции, Финляндии и Южной Кореи.
Развертывается двустороннее
3. Статистические школы.
3.1.
Русская описательная
школа.
В
XVIII веке наряду с организацией учета
естественного движения населения
и податных ресурсов страны, с распространением
внутривотчинных записей по сельскому
хозяйству, налаживанием учета на горных
заводах и мануфактурах возникают попытки
обогащенных исследований всего хозяйства
России с применением статистических
методов. Возникновению в XVIII в. многочисленных
описаний достопримечательностей России
(природных богатств, населяющих народов,
населенных пунктов, особенностей хозяйства,
государственного устройства и др.) во
многом способствовало разрешение пользоваться
до того недоступными материалами правительственных
приказов и коллегий.
Впервые в истории
статистики табличный метод при характеристике
достопримечательностей России был применен
И. К. Кириловым (1689-1737). И.К. Кирилов- один
из первых русских картографов и статистиков,
он и более 20 лет проработал в сенате и
имел доступ к его архивам, что облегчило
ему собирание многих фактических данных.
В 1726-1727 гг. он написал работу "Цветущее
состояние Всероссийского государства".
И. К. Кирилов представил здесь данные
о "государственных достопримечательностях"
в табличной форме, чем, по признанию многих
исследователей, установил приоритет
русской статистики в создании и применении
табличного метода. Только через 15 лет
после исследования И. К. Кирилова этот
метод был применен и датчанином Анхерсеном,
опубликовавшим в 1741 г. работу "Описание
культурнейших государств в таблицах".
Представителем описательной школы является
и знаменитый энциклопедист XVIII в. В. Н.
Татищев (1686- 1750), который немало сделал
в области описательной статистики и экономической
географии страны. В. Н. Татищев впервые
высказал идею о необходимости составления
географии России с полным ее экономическим
описанием. Важнейшей заслугой его в статистике
является разработанная им обширная анкета
(198 вопросов), призванная осветить все
основные стороны жизни страны.
Всестороннее
изучение государства и характеристика
его достопримечательностей получили
дальнейшее развитие в трудах великого
русского ученого М. В. Ломоносова (1711-1765).
В связи с созданием "Российского Атласа",который
должен был отразить не только географию,
но и экономику страны, М. В. Ломоносов
разработал обширную программу статистических
сведений о природных богатствах России,
ее пространстве и населении, о городах
и селах, о земледелии и промыслах, о торговле
и средствах передвижения. По мысли М.
В. Ломоносова, эти материалы должны были
послужить источником для экономико-географического
описания страны и для нанесения основных
сведений на карту с тем, чтобы было наглядно
видно, как и какими особенностями характеризуется
страна в целом и ее отдельные местности.
Научные труды М. В. Ломоносова имели серьезное
значение и для развития статистики. Они
сыграли существенную роль в накоплении
материала по экономико-географическому
описанию России. М. В. Ломоносов разработал
анкету, состоявшую из 30 вопросов, которая
охватывала все стороны экономической
жизни России, и разработка которой позволила
осветить многие достопримечательности
страны. К числу деятелей этого направления
следует отнести также И. И. Голикова (1735-1801),
С. И. Плещеева (1752-1602), М.Д.Чулкова (;1740-1793)
и других, давших в своих работах интересные
и важные фактические материалы, разработанные
и систематизированные в определенном
порядке. Следует особо отметить работу
М. Д. Чулкова по статистико-экономическому
описанию страны.
3.2. Русская академическая статистика в XVIII-первой половине XIX века.
Значительное место
в истории развития русской статистической
мысли принадлежит представителям так
называемой академической статистики,
т.е. представителям тех научных сил, которые
занимались вопросами теории статистики
и вели специальные курсы в высших учебных
заведениях России. Внедрение статистики
как предмета изучения в ряде учебных
заведений потребовало специальных пособий
по статистике и обобщения ее теоретических
основ. Собственно академическая статистика
сложилась лишь к концу XIX в., что подтверждается
появлением ряда трудов теоретического
характера, в которых находит подлинное
обоснование теория статистики, как особой
отрасли научных знаний. Русская академическая
статистика в процессе своего развития
была представлена многими широко разветвленными
направлениями. Некоторое время в ней
господствовало описательное направление.
Его представителями являются многие
отечественные статистики: Е.Ф.Зябловский
(1763-1846), который в 1815 г. издал свое "Статистическое
описание Российской империи в нынешнем
его состоянии с предварительными понятиями
о статистике и с общим обозрением Европы
в статистическом виде"; И. А. Гейм (1758-1826),
разработавший и издавший в 1821 г. "Опыт
начертания статистики главнейших государств
по нынешнему их состоянию". Все они
придерживались точки зрения на статистику
как на науку о достопримечательностях
государства, связывая ее с вопросами
либо истории, либо географии, либо, наконец,
политической экономики. Первый исследователь,
который попытался разорвать отношения
с описательной школой и выработать самостоятельную,
хотя и эклектическую позицию в отношении
статистической науки, был Д. А. Милютин
(1816- 1912), издавший в 1847 г. исследование
"Первые опыты военной статистики".
В самом начале 50-х годов XIX в. в русскую
статистическую науку начинают проникать
идеи А. Кетле, они на некоторое время,
главным образом в трудах И. В. Вернадского
(1821-1884) и его последователей, заняли ведущее
положение в теоретических концепциях
о предмете статистики.
И. В. Вернадский
решительно порывает связь с теорией государствоведения,
он усматривает в работах Кетле основные
положения теории статистики. Его взгляды
изложены в 1652 г. в статье "Задачи статистики",
опубликованной в журнале министерства
народного просвещения. На позициях кетлианства
стоял в конце 50-х годов XIX в. М. П. Заблоцкий-Десятовский
(умер в 1858 г.), опубликовавший в "Экономическом
указателе" свою статью "О законе
причин случайных, как основании нравственной
статистики".
Ярким представителем
русской описательной школы в статистике
является Е.Ф.Зябловский.Его выдающееся
значение в истории русской статистики
заключается главным образом в том, что
он собрал и опубликовал обширные сведения
о Российской империи и Европе в целом.
3.3. Русская школа политических арифметиков.
В истории развития
статистической мысли представителям
школы политических арифметиков принадлежит
важная роль. Русская школа политических
арифметиков начала формироваться во
второй половине XVIIIв. К типу работ политических
арифметиков относится и труд ученого
и государственного деятеля XVIII в., академика
И. Ф. Германа (1765-1816) "Мемуары о рождениях,
браках и смертных случаях в некоторых
провинциях и городах России", опубликованный
в 1789 г. В этом исследовании И. Ф. Герман
кратко излагает историю статистики естественного
движения населения России, начиная со
времен Петра I, и приводит сведения по
15 местностям России. Сведения эти носят
случайный характер, относятся к разным
периодам. Это-работа по политической
арифметике. В ней он подчеркивает значение
таблиц естественного движения населения.
Работы К. И. Арсеньева (1789-1865) - статистика,
историка и географа первой половины XIX
в., имеют важное значение в истории развития
статистики. Его фундаментальные исследования
представлены главным образом в двух монографиях:
"Начертание статистики Российского
государства" (1818-1819) и "Статистические
очерки России" (1.848). Эти работы носят
по преимуществу экономико-географический
характер, но в них немало вопросов, относящихся
и к статистике. К. И. Арсеньев установил
соотношение между городским и сельским
населением и разгруппировал города по
числу жителей с указанием количества
городов в каждой группе и населения в
них. Следует также отметить попытки К.
И. Арсеньева расклассифицировать (разгруппировать)
мануфактуры и фабрики в зависимости от
характера потребляемого сырья на три
группы (класса): 1) сырье получают от животных
- суконные, шелковые, кожевенные и др.;
2) от растительного мира -полотняные, канатные
и др. и 3) от ископаемых веществ - оружейные,
игольные, стальные и железные вещи и проч.
Такая классификация была распространена
уже в конце XVIII в. в анкете Вольного экономического
общества. Новой была попытка К. И. Арсеньева
подсчитать предприятия России исходя
из этой классификации.
Крупнейшими статистиками
первой половины XIX в., определившими полный
отход статистики от описательного направления
и заложившими прогрессивные для того
времени теоретические основы статистики
как самостоятельной науки, были Д. П. Журавский
и В. С. Порошин. Оригинальная работа В.
С. Порошина "Критические исследования
об основаниях статистики", изданная
в 1838 г., и знаменитое исследование Д. П.
Журавского "Об источниках и употреблении
статистических сведений", вышедшее
в свет в 1846 г., положили начало критической
оценке официальных статистических источников
того времени и определению статистики
как науки. Д. П. Журавский (1810-1856) свои оригинальные
работы он строил на принципах подлинной
статистической науки - единстве количественного
и качественного анализа. Выдающийся общественный
деятель, писатель, ученый, революционер-демократ
А.Н.Радищев(1749-1802)много и творчески занимался
вопросами теории и практики статистики
и в целом ряде своих работ изложил оригинальные
для того времени взгляды, не зависимые
от западноевропейской мысли.
Большинство работ А.
Н. Радищева относится к концу XVIII в., но
наиболее важная для развития статистической
теории и практики записка "О законоположении",
в которой довольно подробно изложены
программные вопросы экономической статистики
и детально разработаны вопросы судебной
статистики, была составлена им в 1801-1802
гг.
3.4.
Русская школа кетлианства.
0дним из крупнейших представителей буржуазной
статистики является бельгийский ученый
Адольф Кетле (1796-1874). Его первые исследования
в области статистики относятся к 30-м годам
XIX века. Либерал по своим убеждениям, организатор
национальной (Бельгийской) и международной
статистики, учитель ряда поколений статистиков
в Европе, поддерживающий и направляющий
их своим опытом, один из организаторов
сравнительной статистики, А. Кетле считал
свой "средний тип" олицетворением
устойчивости домонополистического капитализма,
тем самым утверждал незыблемость последнего.
Цель статистических исследований А. Кетле
сводилась к установлению свойств и особенностей
среднего человека. Значение А. Кетле в
истории общественных наук заключается
в том, что он первый показал, что человеческие
действия, подобно явлениям физического
мира, строго подчинены известной закономерности.
Для утверждения этой закономерности
А. Кетле искал философские основы, рассматривая
наблюдаемые статистикой единичные явления
в жизни людей как проявления общих законов,
и считал исследование этих законов подлинной
и единственной задачей статистики как
науки теоретической. В противоположность
ранее господствующей описательной школе
он ставит целью своего исследования установить
причинную зависимость явлений, относящихся
к духовно-нравственной жизни человека.
Разделяет точку зрения А. Кетле Э. Р. Вреден
(1835-1.891) в своих "Учебных записках по
статистике", но по характеру своих
исследований он примыкает к так называемой
социологической школе.
3.5. Русская
социологическая школа.
Социологическая школа русской академической статистики возникла в период революционной ситуации 60-х годов XIX в., когда старые критерии государствоведения почти что отмерли, а взгляды А. Кетле, хотя и оставили заметный след в историй статистики, стали подвергаться нападкам в новых условиях со стороны многих западноевропейских исследователей. Стремление заменить изучение государства изучением общества - характерная черта социологической школы. Это в основном отличает предмет изучения этой школы от других школ и направлений в статистике. В этом направлении прокладывали свой творческий путь все представители русской академической статистики 60-80-х годов.
3.6.
Русская философско-математическая
школа.
Информация о работе История статистики. Потребности государства и этапы развития статистики