История статистики. Потребности государства и этапы развития статистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть развитие статистики, основные этапы ее становления. Задачей моей курсовой работы является изучение развития статистики на примере России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..3-4
Статистическая наука.
Понятие статистики. Предмет и метод статистики………………………………………..5
Потребности государства, предприятий. Основные задачи статистики…………………6-7
История статистики. Этапы развития статистики.
Основные этапы развития статистики и хронология развития Русской государственной статистики……………………………………………………………………………………8
Возникновение и организационно-структурное оформление статистической деятельности в России (конец XVIII века - 20-е годы XIX века)………………………..8-11
Развитие системы государственной статистики и зарождение ее методологических основ (первая половина 30-х годов – начало 60-х годов XIX века)………………………….11-13
Становление земских статистических органов и развитие государственной статистики в России (начало 60-х годов XIX века - начало XX века)………………………………..13-16
Советский период деятельности органов государственной статистики (1918-1991годы)…………………………………………………………………………………..16-19
Российская государственная статистика в период перехода к рыночной экономике………………………………………………………………….........................20-22
Статистические школы.
Русская описательная школа……………………………………………………………..23
Русская академическая статистика в XVIII-первой половине XIX века……………....24
Русская школа политических арифметиков……………………………………………..24-25
Русская школа кетлианства……………………………………………………………….25-26
Русская социологическая школа………………………………………………………….26
Русская философско-математическая школа…………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

      Сосредоточение сбора и разработки отчетных данных в органах ЦСУ  СССР потребовало дальнейшего укрепления всей системы государственной  статистики – от районного звена до центра и решительного усиления   механизации статистических работ. В областных статистических управлениях были созданы вычислительные центры (машиносчетные станции), в административных районах - машиносчетные станции, которые   затем были слиты с инспектурами государственной статистики в один низовой статистический орган – районную информационно-вычислительную станцию (РИВС). Впервые вопрос о необходимости механизации  статистических работ был серьезно поставлен в связи с разработкой материалов переписи населения 1926 г.

      Постановлением Совета Народных Комиссаров в январе 1927г. ЦСУ было дано задание разработать вопрос о механизации счетно-статистических работ и представить на утверждение план механизации работ   государственной статистики.

      В период конца 80-х годов большое внимание уделялось совершенствованию экономического анализа и статистической информации,  упорядочению отчетности и обеспечению ее достоверности, расширению гласности статистики,  реорганизации и повышению роли статистических органов.

      В 1987 году Центральное статистическое управление СССР было преобразовано в союзно-республиканский Государственный Комитет СССР  по статистике (Госкомстат СССР).

      Этап советской статистики отличался  достаточной интенсивностью: проводилось большое число специально организованных статистических переписей и обследований, был построен первый баланс народного хозяйства.

      Материалы переписей 1920 года легли в основу разработки Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). Одной из  первых фундаментальных работ была оригинальная, сложная в теоретическом, методологическом и практическом отношении разработка первого баланса народного хозяйства за 1923/24 год, составленного по  Постановлению Совета Труда и Обороны от 21 июля 1924 года. Баланс давал возможность проследить за движением продуктов от одной отрасли к другой, выявить взаимосвязь между отраслями по линии  производства и распределения продукции.

      В  период с 1926 по 1930 гг. начала формироваться  методология статистического анализа экономики колхозов и совхозов.   

      В 30-е годы была организована текущая статистика, постановка оперативной отчетности, разработка годовых отчетов предприятий и организаций, осуществлен ряд крупных статистических работ, таких, как: переписи промышленного оборудования в 1932 и 1934  гг.; переписи скота в1932г., проводившиеся в последующем, начиная с 1935г.- ежегодно; общеторговая перепись 1935 г.; Всесоюзные переписи населения 1937 и 1939гг. (итоги Всесоюзной  переписи  населения 1937г. не были опубликованы) и

другие.

      В годы Великой Отечественной войны статистика обеспечивала выявление и мобилизацию всех имеющихся в стране ресурсов для решения неотложных задач в условиях военного времени. Первостепенное значение приобрели срочные переписи материальных ресурсов, обследования и расчеты численности и состава населения, трудовых ресурсов, организация оперативной статистики о работе важнейших в военно-стратегическом отношении предприятий и отраслей народного хозяйства. За период Великой Отечественной войны и 1946-1947гг. ЦСУ произвело в общей сложности 142 срочных переписи.

      В первые послевоенные годы  статистика сохранила основные черты, присущие ей в военное время. После окончания войны и до 1947г. было проведено 37 срочных переписей оборудования и материалов, ряд единовременных учетов рабочих и служащих по полу, возрасту, профессиям, зарплате. Возобновились ежегодные переписи скота, проводились переписи многолетних насаждений.

      В январе 1959 года была проведена  первая послевоенная Всесоюзная перепись населения СССР.

      В конце 20-х начале 30-х годов  возобновились работы по составлению баланса народного хозяйства. Итоги этих работ были опубликованы в виде сборника материалов по балансу народного хозяйства за 1928, 1929 и 1930гг., подготовленного под руководством А.И. Петрова. В середине 30-х годов были построены схемы и начаты разработки Баланса денежных доходов и расходов населения, а к концу 30-х годов - Баланса производства, распределения и перераспределения общественного продукта и  национального дохода (так называемого финансового баланса).

      Со второй половины 50-х годов работы по  балансу народного хозяйства стали интенсивно развиваться в целом по стране и в отдельных республиках.

   Широкое распространение получили отчетные межотраслевые балансы производства и распределения продукции, которые, начиная с 1959г. стали разрабатываться по широкой программе (119-120  отраслей) практически  один раз в пять лет. С 1972 г. эти балансы по краткой программе (18  отраслей) составлялись ежегодно.

      В 50-е годы большая группа ученых успешно занималась проблемой построения индексов физического  объема и цен. Первая в советской статистике монография по индексному методу принадлежит Сергею Павловичу Боброву (1889-1979) - "Индексы Госплана" (М.,1925). Три основных вопроса книги: выбор формы средней при построении индекса,  проблема взвешивания и порядок сравнения с отдаленной базой. Он выдвигал среднюю геометрическую взвешенную в качестве наилучшей формы индекса.

      Значительный  вклад в практику  построения индексов и ее научное обоснование внес Михаил Васильевич Игнатьев (1894-1959). Он первым  сравнил цены в СССР и других странах, вычислил общий индекс товарных  цен в разных странах по отношению к СССР.

      Евгений  Евгеньевич Слуцкий (1880-1948) открыл псевдопериодические волны, возникающие в рядах, члены которых коррелятивно связаны между собой,  что дало возможность определить ошибку коэффициента корреляции между такими рядами.

      Вопросы демографической статистики, в частности, методология построения таблиц смертности в России, разработка методов построения  таблиц брачности и разводимости, рождаемости и плодовитости с успехом  решались Михаилом Васильевичем Птухой (1884-1964) и Юрием Авксентьевичем Корчак- Чепурковским (1896-1967).

      Санитарная статистика своим развитием во многом обязана деятельности П.И. Куркина, организатора статистики заболеваемости населения, руководителя разработки классификации причин смерти и болезней. С.Г. Струмилиным были рассчитаны потери в рождаемости и трудоспособности,  дан прогноз численности и возрастно-полового состава населения России на 1921-1941гг., который в основном подтвердился.

       Бюджетная статистика разрабатывалась  Александром Васильевичем Чаяновым (1888-1937). Он оценивал эффективность крестьянских хозяйств методами двойной бухгалтерии - "счетоводная статистика".  

        По статистике промышленности были разработаны вопросы определения единиц наблюдения, промышленного ценза, классификации отраслей промышленности. Большой вклад в их решение внесли М.Н. Смит, Л.В. Кафенгауз, Д.В. Савинский, С.Г. Струмилин, В.Е. Варзар. Была разработана методология построения сводных показателей объема промышленной продукции и промышленного производства,  совершенствовались методы измерения производительности труда в промышленности.

       В 1967 г. создан Вычислительный центр ЦСУ СССР, а с1994 г.-Вычислительный центр Госкомстата России, который  в настоящее время осуществляет информационно - вычислительные работы в соответствии с Федеральной программой статистических работ.

      В 1963г. был создан Научно-исследовательский  институт по проектированию вычислительных центров и систем экономической  информации (НИИ ЦСУ СССР), в настоящее время - Институт статистики и  экономических исследований Росстата. В1971г. был образован Всесоюзный государственный проектно-технологический институт по механизации учета и вычислительных работ (ВГПТИ) ЦСУ СССР, в  настоящее время - Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы (НИПИстатинформ) Росстата.

        
 
 
 

2.6. Российская государственная статистика в период перехода к рыночной экономике. 

      Начало 90-х годов совпало с прекращением  существования СССР и созданием на его территории самостоятельных государств. С этих пор Госкомстат Российской Федерации стал преемником накопленного советской статистикой опыта в методологии и практике статистических работ на ее территории. Согласно новой структуре федеральных органов исполнительной власти, установленной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314, Государственный комитет Российской Федерации по статистике был преобразован в Федеральную службу государственной статистики (Росстат).

      В настоящее время в системе  государственных статистических  органов Российской Федерации работают свыше 50 тыс. человек. Из них на долю центрального аппарата приходилось 1,7%, территориальных органов государственной статистики - 94%, вычислительного центра - 3,4%, научно-исследовательских и проектных институтов - 0,9%.

      Росстат является федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим руководство российской статистикой. В его состав входят 88 территориальных комитетов государственной статистики республик, краев, областей, автономных округов и автономной области, вычислительный центр, научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы, институт статистики и экономических исследований, учебные заведения (Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики, 14 колледжей и техникумов, 58 учебных центров).

      Госкомстат России стал центром не только организации, но и методологии проведения статистических разработок, тесно связанных с реформированием экономики. Реформирование потребовало перехода Российской  Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, направления которой были намечены в утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 121 соответствующей Программе.

      В соответствии с Программой  была существенно изменена действующая система статистических показателей, создана система национальных счетов, положено начало международным сопоставлениям валового внутреннего продукта, приведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая  таможенную, бюджетную и банковскую статистику, заложена основа Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. На Всероссийском совещании статистиков в ноябре 1995г. Председатель Госкомстата России изложил принципы и направления реформирования российской государственной статистики.

      Реформирование статистики на первом его этапе проводилось по принципу приоритетности, когда в старую систему были вмонтированы несвязанные между собой новые элементы.

      В первую очередь будет разработана  система статистических показателей, комплексно характеризующих экономику переходного периода, рыночные отношения. Принципиальная схема направлена на решение следующих задач:

      - представить во взаимосвязанной  форме механизм функционирования Российской экономики и определить основные направления анализа  происходящих в ней процессов;

      - определить систему показателей, необходимых для такого анализа, как на федеральном, так и на региональном уровнях с учетом  отечественного и мирового опыта, рекомендаций международных экономических организаций;

      -  обосновать современные подходы к организации статистической информации; придать текущей работе статистических органов по пересмотру форм и показателей государственной отчетности нужную долговременную ориентацию; развивать статистическую методологию  исходя из содержательной стороны самого экономического анализа.

      На ее основе будет обеспечена большая готовность статистики к  решению проблем экономики в новых условиях, более целенаправленное осуществление замены обязательной отчетности выборочным наблюдением  и определение их программы не только на ближайшее время, но и на перспективу. На новом этапе трансформации  статистики потребуется решить несколько важных задач в области методологии статистических показателей:

      - разработать методологию показателей системы национальных счетов России, характеризующих движение финансовых потоков, с использованием  для этого в качестве основы статистики предприятий, а также  административной и банковской статистики;

      - осуществить комплексную взаимоувязку методик отдельных отраслевых показателей, что обеспечит однозначную трактовку статистических показателей и их сквозное применение (от производства до конечного потребления);

      -   совершенствовать методики  расчета показателей с учетом законодательной и хозяйственной практики.

      Реализация системного подхода в реформировании статистики потребует отказа от применяющегося до сих пор отраслевого подхода как основного метода сбора информации и перехода на статистику предприятий. Такой подход предоставит широкие возможности для глубокого и взаимосвязанного анализа функционирования рынков труда, капитала, товаров и услуг для комплексной экономической, демографической,      социологической характеристики производителей; более точной оценки масштабов и направлений инвестиционных потоков; определения устойчивых и неустойчивых в финансовом отношении секторов экономики;  выявления эффективности структурной перестройки, процесса конверсии; прослеживания связи между производством и экологией.

Информация о работе История статистики. Потребности государства и этапы развития статистики