Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:51, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть развитие статистики, основные этапы ее становления. Задачей моей курсовой работы является изучение развития статистики на примере России.
Введение………………………………………………………………………………………………..3-4
Статистическая наука.
Понятие статистики. Предмет и метод статистики………………………………………..5
Потребности государства, предприятий. Основные задачи статистики…………………6-7
История статистики. Этапы развития статистики.
Основные этапы развития статистики и хронология развития Русской государственной статистики……………………………………………………………………………………8
Возникновение и организационно-структурное оформление статистической деятельности в России (конец XVIII века - 20-е годы XIX века)………………………..8-11
Развитие системы государственной статистики и зарождение ее методологических основ (первая половина 30-х годов – начало 60-х годов XIX века)………………………….11-13
Становление земских статистических органов и развитие государственной статистики в России (начало 60-х годов XIX века - начало XX века)………………………………..13-16
Советский период деятельности органов государственной статистики (1918-1991годы)…………………………………………………………………………………..16-19
Российская государственная статистика в период перехода к рыночной экономике………………………………………………………………….........................20-22
Статистические школы.
Русская описательная школа……………………………………………………………..23
Русская академическая статистика в XVIII-первой половине XIX века……………....24
Русская школа политических арифметиков……………………………………………..24-25
Русская школа кетлианства……………………………………………………………….25-26
Русская социологическая школа………………………………………………………….26
Русская философско-математическая школа…………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………………………………28
Сосредоточение сбора и разработки отчетных данных в органах ЦСУ СССР потребовало дальнейшего укрепления всей системы государственной статистики – от районного звена до центра и решительного усиления механизации статистических работ. В областных статистических управлениях были созданы вычислительные центры (машиносчетные станции), в административных районах - машиносчетные станции, которые затем были слиты с инспектурами государственной статистики в один низовой статистический орган – районную информационно-вычислительную станцию (РИВС). Впервые вопрос о необходимости механизации статистических работ был серьезно поставлен в связи с разработкой материалов переписи населения 1926 г.
Постановлением Совета Народных Комиссаров в январе 1927г. ЦСУ было дано задание разработать вопрос о механизации счетно-статистических работ и представить на утверждение план механизации работ государственной статистики.
В период конца 80-х годов большое внимание уделялось совершенствованию экономического анализа и статистической информации, упорядочению отчетности и обеспечению ее достоверности, расширению гласности статистики, реорганизации и повышению роли статистических органов.
В 1987 году Центральное статистическое управление СССР было преобразовано в союзно-республиканский Государственный Комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР).
Этап советской статистики
Материалы переписей 1920 года легли в основу разработки Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). Одной из первых фундаментальных работ была оригинальная, сложная в теоретическом, методологическом и практическом отношении разработка первого баланса народного хозяйства за 1923/24 год, составленного по Постановлению Совета Труда и Обороны от 21 июля 1924 года. Баланс давал возможность проследить за движением продуктов от одной отрасли к другой, выявить взаимосвязь между отраслями по линии производства и распределения продукции.
В период с 1926 по 1930 гг. начала формироваться методология статистического анализа экономики колхозов и совхозов.
В 30-е годы была организована текущая статистика, постановка оперативной отчетности, разработка годовых отчетов предприятий и организаций, осуществлен ряд крупных статистических работ, таких, как: переписи промышленного оборудования в 1932 и 1934 гг.; переписи скота в1932г., проводившиеся в последующем, начиная с 1935г.- ежегодно; общеторговая перепись 1935 г.; Всесоюзные переписи населения 1937 и 1939гг. (итоги Всесоюзной переписи населения 1937г. не были опубликованы) и
другие.
В годы Великой Отечественной войны статистика обеспечивала выявление и мобилизацию всех имеющихся в стране ресурсов для решения неотложных задач в условиях военного времени. Первостепенное значение приобрели срочные переписи материальных ресурсов, обследования и расчеты численности и состава населения, трудовых ресурсов, организация оперативной статистики о работе важнейших в военно-стратегическом отношении предприятий и отраслей народного хозяйства. За период Великой Отечественной войны и 1946-1947гг. ЦСУ произвело в общей сложности 142 срочных переписи.
В первые послевоенные годы статистика сохранила основные черты, присущие ей в военное время. После окончания войны и до 1947г. было проведено 37 срочных переписей оборудования и материалов, ряд единовременных учетов рабочих и служащих по полу, возрасту, профессиям, зарплате. Возобновились ежегодные переписи скота, проводились переписи многолетних насаждений.
В январе 1959 года была проведена первая послевоенная Всесоюзная перепись населения СССР.
В конце 20-х начале 30-х годов возобновились работы по составлению баланса народного хозяйства. Итоги этих работ были опубликованы в виде сборника материалов по балансу народного хозяйства за 1928, 1929 и 1930гг., подготовленного под руководством А.И. Петрова. В середине 30-х годов были построены схемы и начаты разработки Баланса денежных доходов и расходов населения, а к концу 30-х годов - Баланса производства, распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода (так называемого финансового баланса).
Со второй половины 50-х годов работы по балансу народного хозяйства стали интенсивно развиваться в целом по стране и в отдельных республиках.
Широкое распространение получили отчетные межотраслевые балансы производства и распределения продукции, которые, начиная с 1959г. стали разрабатываться по широкой программе (119-120 отраслей) практически один раз в пять лет. С 1972 г. эти балансы по краткой программе (18 отраслей) составлялись ежегодно.
В 50-е годы большая группа ученых успешно занималась проблемой построения индексов физического объема и цен. Первая в советской статистике монография по индексному методу принадлежит Сергею Павловичу Боброву (1889-1979) - "Индексы Госплана" (М.,1925). Три основных вопроса книги: выбор формы средней при построении индекса, проблема взвешивания и порядок сравнения с отдаленной базой. Он выдвигал среднюю геометрическую взвешенную в качестве наилучшей формы индекса.
Значительный вклад в практику построения индексов и ее научное обоснование внес Михаил Васильевич Игнатьев (1894-1959). Он первым сравнил цены в СССР и других странах, вычислил общий индекс товарных цен в разных странах по отношению к СССР.
Евгений Евгеньевич Слуцкий (1880-1948) открыл псевдопериодические волны, возникающие в рядах, члены которых коррелятивно связаны между собой, что дало возможность определить ошибку коэффициента корреляции между такими рядами.
Вопросы демографической
Санитарная статистика своим развитием во многом обязана деятельности П.И. Куркина, организатора статистики заболеваемости населения, руководителя разработки классификации причин смерти и болезней. С.Г. Струмилиным были рассчитаны потери в рождаемости и трудоспособности, дан прогноз численности и возрастно-полового состава населения России на 1921-1941гг., который в основном подтвердился.
Бюджетная статистика
По статистике промышленности были разработаны вопросы определения единиц наблюдения, промышленного ценза, классификации отраслей промышленности. Большой вклад в их решение внесли М.Н. Смит, Л.В. Кафенгауз, Д.В. Савинский, С.Г. Струмилин, В.Е. Варзар. Была разработана методология построения сводных показателей объема промышленной продукции и промышленного производства, совершенствовались методы измерения производительности труда в промышленности.
В 1967 г. создан Вычислительный центр ЦСУ СССР, а с1994 г.-Вычислительный центр Госкомстата России, который в настоящее время осуществляет информационно - вычислительные работы в соответствии с Федеральной программой статистических работ.
В 1963г. был создан Научно-
2.6.
Российская государственная
статистика в период
перехода к рыночной
экономике.
Начало 90-х годов совпало с прекращением существования СССР и созданием на его территории самостоятельных государств. С этих пор Госкомстат Российской Федерации стал преемником накопленного советской статистикой опыта в методологии и практике статистических работ на ее территории. Согласно новой структуре федеральных органов исполнительной власти, установленной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314, Государственный комитет Российской Федерации по статистике был преобразован в Федеральную службу государственной статистики (Росстат).
В настоящее время в системе
государственных
Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой. В его состав входят 88 территориальных комитетов государственной статистики республик, краев, областей, автономных округов и автономной области, вычислительный центр, научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы, институт статистики и экономических исследований, учебные заведения (Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики, 14 колледжей и техникумов, 58 учебных центров).
Госкомстат России стал центром не только организации, но и методологии проведения статистических разработок, тесно связанных с реформированием экономики. Реформирование потребовало перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, направления которой были намечены в утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 121 соответствующей Программе.
В соответствии с Программой
была существенно изменена
Реформирование статистики на первом его этапе проводилось по принципу приоритетности, когда в старую систему были вмонтированы несвязанные между собой новые элементы.
В первую очередь будет
- представить во
- определить систему показателей, необходимых для такого анализа, как на федеральном, так и на региональном уровнях с учетом отечественного и мирового опыта, рекомендаций международных экономических организаций;
- обосновать современные подходы к организации статистической информации; придать текущей работе статистических органов по пересмотру форм и показателей государственной отчетности нужную долговременную ориентацию; развивать статистическую методологию исходя из содержательной стороны самого экономического анализа.
На ее основе будет обеспечена большая готовность статистики к решению проблем экономики в новых условиях, более целенаправленное осуществление замены обязательной отчетности выборочным наблюдением и определение их программы не только на ближайшее время, но и на перспективу. На новом этапе трансформации статистики потребуется решить несколько важных задач в области методологии статистических показателей:
- разработать методологию показателей системы национальных счетов России, характеризующих движение финансовых потоков, с использованием для этого в качестве основы статистики предприятий, а также административной и банковской статистики;
- осуществить комплексную взаимоувязку методик отдельных отраслевых показателей, что обеспечит однозначную трактовку статистических показателей и их сквозное применение (от производства до конечного потребления);
- совершенствовать методики расчета показателей с учетом законодательной и хозяйственной практики.
Реализация системного подхода в реформировании статистики потребует отказа от применяющегося до сих пор отраслевого подхода как основного метода сбора информации и перехода на статистику предприятий. Такой подход предоставит широкие возможности для глубокого и взаимосвязанного анализа функционирования рынков труда, капитала, товаров и услуг для комплексной экономической, демографической, социологической характеристики производителей; более точной оценки масштабов и направлений инвестиционных потоков; определения устойчивых и неустойчивых в финансовом отношении секторов экономики; выявления эффективности структурной перестройки, процесса конверсии; прослеживания связи между производством и экологией.
Информация о работе История статистики. Потребности государства и этапы развития статистики