Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 10:34, курсовая работа
Целью анализа финансовой деятельности предприятия является оценка его текущего финансового состояния, а также определение направлений, по которым нужно вести работу по улучшению этого состояния. Вместе с тем, финансовое состояние – это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.
Введение…………………………………………………………………………..5
1 Теоретические вопросы статистического изучения финансовой деятельности предприятия……………………………………………………….8
1.1 Основы общей концепции финансовой деятельности предприятия…….8
1.2 Cистема показателей статистического изучения результатов финансовой деятельности предприятия……………………………………………………..10
1.3 Информационное обеспечение статистического изучения финансовой деятельности предприятия……………………………………………………27
2 Статистическое изучение финансовой деятельности Колпнянского РАЙПО за 2006-2008 г.г…………………………………………………………………31
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия………………….31
2.2 Статистический анализ объема, структуры и динамики прибыли предприятия……………………………………………………………………..35
2.3 Статистическое изучение динамики показателей рентабельности предприятия……………………………………………………………………..45
2.4 Статистический анализ финансового состояния предприятия………….51
3 Факторный анализ и прогнозирование результативных показателей финансовой деятельности предприятия с использованием приемов и методов статистики……………………………………………………………………….61
3.1 Факторный анализ рентабельности на основе индексного метода статистики……………………………………………………………………….61
3.2 Статистическое изучение взаимосвязи прибыли и затрат на оплату труда с помощью корреляционно-регрессионного анализа……………………….67
3.3 Статистическое прогнозирование рентабельности с использованием метода экстраполяции…………………………………………………………75
3.4 Статистическое прогнозирование суммы прибыли на основе модели регрессии…………………………………………………………………………78
3.5 Построение многофакторных прогнозных моделей оценки вероятного банкротства предприятия………………………………………………………80
3.6 Основные направления улучшения финансового состояния Колпнянского РАЙПО…………………………………………………………………………..84
Заключение……………………………………………………………………….89
Список использованной литературы…………………………………………93
Анализ финансовых показателей
в целом имеет существенное
значение для определение стратегии
развития организации, критериев повышения
эффективности деятельности и окупаемости
вложений в активы.
2.1
Система показателей статистического
изучения результатов финансовой деятельности
предприятия
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.
Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.
Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями [8].
Емким информативным показателем является валовая прибыль. Валовая прибыль - сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.
В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Валовая прибыль включает прибыль (убыток) от реализации товарной продукции; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы валовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это
финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.
Прибыль – финансовый результат деятельности организации за период, сформированный методом начисления, представляющий собой превышение доходов над расходами [2].
Общая модель формирования любого показателя выглядит следующим образом :
Прибыль = Доходы – Расходы. (1)
Прибыль служит финансовым результатом деятельности коммерческой организации, а также источником наращения собственного капитала. За счет прибыли организация имеет возможность расширять масштабы деятельности, осуществлять дополнительные капитальные вложения в производственную базу, разработку новых технологий производства, освоение новой конкурентоспособной продукции, а также пополнять оборотные активы. Цель анализа прибыли организации – финансово-экономическое обоснование вариантов управленческих решений, реализация которых позволит обеспечить устойчивый рост ее финансовых результатов.
Анализ прибыли начинается с оценки общей величины и ее элементов в сравнении с планом и с предыдущим годом. Для этого используются показатели Отчета о прибылях и убытках и данные бизнес-плана организации. Для изучения динамики сравниваются отчетные показатели прибыли с аналогичными показателями за предыдущий (базисный) период. С этой целью определяются значения абсолютных и относительных отклонений [13].
Поскольку прибыль от продаж (финансовый результат от обычных видов деятельности)- главный источник чистой прибыли организации, а следовательно, и источник роста масштабов всей ее деятельности, то особое внимание необходимо уделить факторному анализу. Многообразие воздействия на прибыль внешних и внутренних факторов диктует необходимость их систематизации.
Одним из общепринятых подходов при проведении факторного анализа прибыли от продаж является ранжирование факторов на уровни первого, второго и т.д. порядка.
К факторам первого порядка относятся выручка и сгруппированные по функциям расходы по обычным видам деятельности: себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы. Аддитивную факторную модель зависимости прибыли от продаж от вышеперечисленных факторов можно выразить следующим образом:
РN = N – Sпрод – Sкомп – Sупр, (2)
где РN – прибыль от продаж;
N – выручка от продаж;
Sпрод – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
Sкомп – коммерческие расходы;
Sупр – управленческие расходы.
В качестве факторов первого порядка, оказывающих влияние на прибыль. можно также рассматривать расходы по обычным видам деятельности, сгруппированные по элементам. Исходной информацией для проведения факторного анализа в этом случае служат данные раздела «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам)» Приложения к бухгалтерскому балансу. При этом факторной моделью адаптивного вида является следующая:
РN = N – M – U – AM – Sпроч, (3)
где РN – прибыль от продаж;
N – выручка от продаж;
M – материальные расходы;
U – расходы на оплату труда, включая социальные отчисления;
AM – расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
Sпроч – прочие расходы по обычным видам деятельности.
К факторам второго порядка относятся те, которые оказывают влияние на прибыль от продаж опосредованно, влияя непосредственно на факторы первого порядка. К числу таких наиболее значительных факторов относятся: общий объем реализованной продукции; структура произведенной и реализованной продукции; уровень цен на продукцию; уровень цен и тарифов на потребляемые в процессе производства и реализации продукции сырье, материалы, услуги, трудозатраты и т.п. Реализация такой методики факторного анализа предполагает использование внутренней управленческой информации. Которая является предметом коммерческой тайны компании [14].
Рентабельность – важный показатель эффективности деятельности организации. Рентабельность характеризует отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу или его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их элементам. Показатель рентабельности отражает, какая сумма прибыли получена организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов, расходов и т.д.
Порядок расчета наиболее распространенных показателей рентабельности приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Расчет показателей рентабельности
Коэффициент рентабельности | Расчет | Что отражено |
1 | 2 | 3 |
активов | Прибыль до налогообложения/средняя балансовая величина активов | Величина прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль вложений в ее активы |
собственного капитала | Чистая прибыль/средняя балансовая величина заемного капитала | Величина чистой прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы (собственные активы). |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 |
заемного капитала | Прибыль от продаж/средняя балансовая величина заемного капитала | Величина прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы (чистых активов) |
расходам по обычным видам деятельности | Прибыль от продаж/расходы по обычным видам деятельности | Величина прибыли от продаж, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль общей величины расходов по обычным видам деятельности (себестоимости производства и реализации) |
совокупных расходов | Чистая прибыль/общая величина расходов | Величина чистой прибыли, приходящаяся на 1 руб. величины совокупных расходов |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 |
производств | Прибыль от продаж/себестоимость проданной продукции | Величина прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль себестоимости проданной продукции (производственных расходов) |
продаж | Прибыль от продаж/выручка от продаж | Величина прибыли от продаж, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль выручки от продаж (долю прибыли от продаж в выручке) |
валовой рентабельности | Прибыль валовая/выручка от продаж | Величина валовой прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на рубль выручки от продаж. |