Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа
Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие специалисты считают, что сегодня в нашей стране у населения скопилось порядка 100 млрд. долларов США, хранимые дома, и необходимо заставить эти финансовые сбережения работать на экономику нашего государства. Основными участниками процесса вовлечения средств граждан в экономику, через кредитный механизм, являются банки и Банк России, как регулирующий орган. Проблема стабилизации и увеличения уровня инвестиций в экономике периода становления рыночных механизмов по своему масштабу и сложности решения занимает одну из ведущих позиций среди проблем экономического развития.
Введение
Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического метода, исследующего количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними.
Общество неоднородно, поэтому важным направлением социальной статистики является изучение особенностей поведения отдельных групп: на что тратят время и деньги интеллектуалы или люди с низким культурным уровнем, каковы политическая ориентация разных социальных групп, взаимоотношения между поколениями и т.д.
К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая структура населения и её динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образования, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Применительно к каждой области исследования разрабатывается и система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. Вместе с тем все эти направления дают, в конечном счете, единую последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.
Любая экономика нуждается в перераспределении денежных средств от тех, кто их имеет, к тем, кто в них нуждается. В развитых странах этот процесс давно идет в рамках современной рыночной экономики.
Данная работа посвящена изучению и выявлению динамики и объемам показателей денежных доходов, денежных расходов и сбережения населения.
Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие специалисты считают, что сегодня в нашей стране у населения скопилось порядка 100 млрд. долларов США, хранимые дома, и необходимо заставить эти финансовые сбережения работать на экономику нашего государства. Основными участниками процесса вовлечения средств граждан в экономику, через кредитный механизм, являются банки и Банк России, как регулирующий орган. Проблема стабилизации и увеличения уровня инвестиций в экономике периода становления рыночных механизмов по своему масштабу и сложности решения занимает одну из ведущих позиций среди проблем экономического развития.
Цель данной работы – рассмотреть общетеоретические аспекты сбережений, доходов и расходов населения, и понять, какую роль они играют в рыночной экономике. Для достижения поставленной задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы.
Глава №1 Динамика и объем показателей денежных доходов и расходов населения
1.1 Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения
Основными источниками данных о доходах и расходах населения являются данные государственной и ведомственной статистики.
Государственная статистика собирает информацию непосредственно от населения и домохозяйств при проведении выборочного обследования домашних хозяйств и от крупных и средних фирм, представляющих отчётность по труду и выплате заработной платы. Кроме того, проводятся периодические обследования задержки выплат заработной платы по некоторым отраслям экономики, а также изучение дифференциации заработной платы по выборке фирм.
Ведомственная статистика обобщает информацию о выплатах, произведённых населению, о платежах, от него полученных, на основе ведомственной отчётности. К таким данным относятся:
Баланс денежных доходов и расходов населения, который обобщает информацию от финансовых учреждений и строится Центральным банком РФ;
Данные о размере выплаченных пенсий и пособий, предоставляемые государственным пенсионным фондом;
Суммы декларируемых населением доходов и уплаченных с них налогов по данным Государственной налоговой службы РФ (ГНС РФ). В ГНС создаётся реестр налогоплательщиков, в котором будет накапливаться и обобщаться информация, характеризующая выплаченные доходы, удержанные налоги и крупные расходы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством. К основным задачам статистики при изучении доходов и расходов населения относятся:
Характеристика размера и состава доходов и расходов населения и домашних хозяйств;
Анализ дифференциации денежных доходов и потребления;
Изучение динамики денежных доходов;
Моделирование доходов , расходов и потребления населения;
Изучение влияния доходов (расходов) населения на потребление и другие социально-экономические показатели.
В рыночных условиях возрастает необходимость в изучении платёжеспособности населения как одного из важных факторов развития рынка.
Однако информация о доходах менее достоверна из-за многообразия источников доходов, наличия неучитываемых доходов от ''теневой'' экономической деятельности, разрыва во времени между осуществлённой деятельностью и её оплатой, а также наличие не только денежной формы доходов, но и натуральных поступлений продуктов питания и предоставляемых льгот населению. Поэтому статистика всё в большей степени сосредотачивает внимание на изучении расходов, т.е. изучает доходы через расходы населения.
Совершенствование статистической методологии по изучению доходов и расходов населения способствует расширению международных сопоставлений в этой области.
1.2 Баланс денежных доходов и расходов населения. Показатели на его основе
Баланс денежных доходов и расходов населения является одним из основных источников информации, характеризующих объём и состав доходов и расходов. Для его построения используются данные государственной статистики, финансовой отчётности банков и внебюджетных социальных фондов. Достоинствами донного источника информации являются регулярность построения (ежеквартально), оперативность и ориентация на сплошной документальный учёт финансовых операций, связанных с населением.
Баланс денежных доходов и расходов содержит доходную и расходную части. В доходной части баланса показываются поступления из различных источников на базе статистической и финансовой отчётности, выборочных обследований домохозяйств. Расходная часть баланса включает расходы на приобретение населением товаров и услуг по данным розничной торговли и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах по данным финансовой отчетности, учитывают налоги и обязательные платежи, выплаченные населением. (см. приложение №1)
Балансирующая статья ''Превышение доходов над расходами'' или ''Превышение расходов над доходами'' в целом по России характеризует соответственно увеличение или уменьшение остатка наличных денег на руках у населения.
Современный баланс денежных доходов и расходов населения представляет собой модификацию традиционной балансовой работы, выполняющейся длительное время в рамках баланса народного хозяйства. В этой связи используемая методология расчёта не соответствует требованиям , предъявляемым при изучении доходов в СМС. В частности, в балансе смешиваются понятия дохода и актива. К движениям активов относятся покупка жилых помещений, расходы на приобретение иностранной валюты, деньги, отосланные по переводам.
Данные баланса являются инструментом финансового регулирования наличного денежного обращения и не могут рассматриваться в качестве оценки доходов населения. Однако на региональном уровне именно от показателя доходов на основе баланса зависят тарифы на услуги жилищно-коммунального обслуживания и цены на билеты в городском муниципальном транспорте[1].
На основе баланса денежных доходов и расходов населения рассчитываются и публикуются следующие статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения:
Денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; страховые возмещения и пр.
Денежные расходы и сбережения населения, охватывающие расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и взносы, покупку иностранной валюты и прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;
Располагаемые доходы населения, определяемые исходя из денежных доходов за минусом обязательных платежей и взносов;
Реальные располагаемые денежные доходы, вычисляемые их делением на индекс потребительских цен.
Кроме перечисленных показателей госстатистика строит следующие показатели доходов на основе данных статистической отчетности:
Среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников предприятий и организаций по отраслям экономики. Социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную плату;
Средний размер назначенной месячной пенсии одного пенсионера, установленный в соответствии с Законом РФ ''О государственных пенсиях в РФ'' (2008г.);
Реальную начисленную заработную плату, определяемую делением начисленной заработной платы на индекс потребительских цен (ИПЦ);
Реальный размер назначенных месячных пенсий, получаемый делением назначенной пенсии на ИПЦ.
Динамика рассмотренных показателей, характеризующих доходы населения, представлена в таблице. (см. приложение №2)
Сопоставление показателей между собой позволяет расширить возможности анализа. Сравнивая динамику реальных денежных с реальными располагаемыми доходами, можно охарактеризовать рост (ослабление) налоговой нагрузки на доходы населения при опережении (отставании) индекса по первому показателю над вторым.
1.3 Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств
С переходом к рыночной экономике изменилась модель государственного регулирования качества жизни населения и домашних хозяйств. Постепенно сформировалась новая модель социальной защиты и поддержки населения и домашних хозяйств. Это нашло выражение в государственной политике поддержки бедных слоев населения, кооперации домашних хозяйств, развития малого и среднего с, семейного бизнеса. В таких условиях возросли требования к достоверности информации, характеризующей доходы и потребление населения и домашних хозяйств не только в целом по России, но и на уровне отдельных субъектов РФ.
К важнейшим методологическим проблемам социальной статистики относятся: проблема обоснования принципов отбора для получения репрезентативной выборки домашних хозяйств; проблемы обработки и анализа полученных данных о доходах и потреблении и распространении полученной информации на всё население, проживающее на данной территории. Основная цель выборки домашних хозяйств заключается в сборе и анализе данных, характеризующих уровень жизни и дифференциацию доходов и потребления населения[2].
Возможны два подхода к формированию выборки домашних хозяйств. Первый подход заключается в отборе индивидов из различных социально-экономических групп; второй - в отборе домашних хозяйств. Основная сложность реализации данных подходов заключается в отсутствии информации о доходах и имущественном положении всего населения или домохозяйств, проживающих на данной территории. Поэтому применяется многоступенчатый отбор, учитывающий косвенные признаки, связанные с доходами. Текущее обследование бюджетов семей рабочих, служащих и колхозников проводится государственной статистикой начиная с 1952 года. Выборка была расширена и дополнена в 1989 году. Начиная с 1996 года выборка пересмотрена и начато осуществление её постоянной ротации, т.е. замены домашних хозяйств, включаемых в выборку.
Основными признаками формирования выборки в начале 50-х годов был поличностный и отраслевой подходы. Выборка была многоступенчатой. На первой ступени отбирались территории, на второй (на основе среднесписочной численности работников)- ведущие отрасли; на третьей- предприятия в отобранных отраслях и на четвёртой (по данным о заработной плате)- работники, семьи которых включались в выборку. В результате такого многоступенчатого отбора выборка по России была представлена работниками ведущих отраслей, а также обеспечивалась представительность по уровню заработной платы. Вместе с тем такая выборка не была репрезентативна на уровне каждой территории (республики, области). Кроме того, её недостатком было то, что в выборку не были включены работники малочисленных отраслей экономики, она не включала семьи, полностью состоящие из неработающих (пенсионеров, инвалидов, студентов). В 1989 году выборка была расширена, в неё были включены семьи работников внебюджетных отраслей (учителей, врачей и т.д.), а также семьи неработающих пенсионеров. Таким образом, на конец 90-х гг., выборка домашних хозяйств, которая использовалась для изучения уровня жизни населения, насчитывала 49175 домохозяйств, но оставалась нерепрезентативной на уровне отдельных субъектов РФ: она включала незначительную часть неработающего населения и не включала ''новых русских'', предпринимателей.[3]
К началу 2000 года выборка охватывала домашние хозяйства, проживающие на территории России, за исключением коллективных (лиц, проживающих в домах-интернатах, монастырях и других институциональных заведениях). Информационной базой для пересмотра и корректировки выборки в 1996-1998 гг. послужили материалы микропереписи 1994г. Использовалась двухступенчатая выборка. На первой ступени отбирались территории-субъекты РФ, единицей отбора выступал счётный участок. На второй ступени случайным образом отбирались домохозяйства из типических групп, выделенных на основе сочетания следующих признаков: размера семьи, типа и принадлежности жилого помещения, наличия земельного участка, пола, возраста и уровня образования членов семьи, источников средств существования.