Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 12:36, контрольная работа
Контрольная работа посвящена такому важному вопросу демографии как: «Демографические модели и демографические прогнозы». Цель работы: раскрыть значение демографического прогноза как одного из важнейших задач демографии.
В 1 главе работы раскрыты теоретические основы демографического прогнозирования. Так же рассмотрены модели прогнозирования.
Во 2 главе были проанализированы демографические прогнозы для России до 2050г., предложенные А. Вишневским, и Е. Андреевым.
Демографические
модели и демографические прогнозы
Содержание
Контрольная работа посвящена такому важному вопросу демографии как: «Демографические модели и демографические прогнозы». Цель работы: раскрыть значение демографического прогноза как одного из важнейших задач демографии.
В 1 главе работы раскрыты теоретические основы демографического прогнозирования. Так же рассмотрены модели прогнозирования.
Во 2 главе были проанализированы демографические прогнозы для России до 2050г., предложенные А. Вишневским, и Е. Андреевым.
Контрольная
работа содержит 2 таблицы, материал расписан
на 20 страницах, имеет заключение. Содержит
6 источников
Актуальность
прогнозирования населения
1) в зависимости от объекта: прогнозы численности, прогнозы состава, прогнозы естественного движения, прогнозы миграции населения и т.п.;
2) в зависимости от срока: краткосрочные прогнозы (до 5 лет), среднесрочные прогнозы (от 5 до 25 лет), долгосрочные прогнозы (от 25 лет и более);
3) в зависимости от метода: прогнозы на основе математических функций, прогнозы на основе демографических моделей, прогнозы на основе статистических характеристик ряда динамики, прогнозы на основе вероятностной передвижки возрастов.
В общем виде прогнозирование населения сводится к последовательному осуществлению следующих этапов: 1) выбор модели прогноза; 2) установление базы прогноза; 3) определение гипотез (параметров) прогноза; 4) выбор срока прогноза; 5) расчет модели прогноза.
Для оценки точности демографического прогноза рассчитывают абсолютное и относительное отклонения прогнозного и фактического значений численности населения. Если было получено несколько прогнозных значений, то используют такие показатели теории статистики, как среднее линейное и среднее квадратическое отклонения.
Важно отметить, что моделирование, даже самое сложное и подробное, не сможет заменить экспертов.
Модель не предлагает пути выхода из кризиса (это дело ученых), но может стать хорошим подспорьем в оценке эффективности. Модель — это «экспериментальный полигон» для ученых, и чем она сложнее и подробнее, тем точнее будут результаты экспериментов соответствовать возможной действительности. На кафедре социологии семьи (МГУ им. М.В. Ломоносова;) построением подобной модели начали заниматься еще в конце 90-х годов прошлого века1
На данный момент разработали «Имитационную модель рождаемости», которая позволяет, варьируя различные параметры, влияющие на уровень рождаемости, оценивать динамику основных демографических показателей в будущем.
Модель была создана и исследована с точки зрения соответствия всем критериям адекватности: она не только повторяет тенденции нынешней динамики, но и соответствует прогнозным сценариям, как официальной статистики, так и отдельных ученых. После доказательства адекватности модели и валидности ее результатов она была использована по своему «прямому» назначению, а именно, как инструмент прогнозирования.
Приведем здесь один из результатов применения имитационной модели, который иллюстрирует не только ее возможности, но и потенциал использования моделирования при разработке решений демографических проблем.
Для проведения эксперимента с использованием имитационной модели рождаемости были выбраны 4 сценария изменения основных показателей модели (см. таблицу1). Три из них (низкий, средний и высокий) строились таким образом, чтобы имитировать создание условий, благоприятствующих преодолению демографического кризиса, а последний вариант (без изменений) соответствует моделированию в случае сохранения всех тенденций настоящего.
Таблица
1
Сценарии моделирования
Сценарий | Описание основных предположений | Проводимая политика |
Высокий | Предполагается положительное изменение всех входных параметров модели: увеличение желаемого числа детей, снижение занятости и уровня образования женщин (то есть повышение ценности семейного образа жизни для женщин), увеличение брачности и снижение разводимости, а также снижение показателей смертности до уровня 1986 года и увеличение сальдо миграции до 0,6% (по сравнению с начальным уровнем 0,06%) | — Активная просемейная политика — Активная миграционная политика |
Средний | Характеризуется реализацией лишь части заложенных в высоком варианте изменений за счет внутренних ресурсов: здесь в меньшей степени увеличивается желаемое число детей, улучшаются показатели брачности и разводимости, снижается смертность. Однако делается больший упор на использование миграционного ресурса — сальдо миграции через 29 лет после начала моделирования фиксируется на уровне 800 тыс. человек в год. | — Слабая просемейная политика — Активная миграционная политика |
Низкий | Повторяет «высокий» вариант за исключением роста сальдо миграции, оно остается постоянным на уровне 2002 года (0,06%). | — Активная просемейная политика — Слабая миграционная политика |
Без изменений | Все входные параметры модели остаются без изменений на уровне 2002 года. | — Нет политики |
Моделирование проводилось в два этапа: сначала горизонт прогноза был ограничен 50 годами (до 2050 года), затем для более детального сравнительного анализа было проведено прогнозирование до 2100 года. Конечно, такой период можно счесть слишком длительным и менее надежным, однако в силу инерционности демографических процессов именно такой прогноз позволяет выявить не только общие тенденции четырех вариантов, но и более точно оценить их потенциал.
Полученные результаты позволяют сделать ряд выводов.
1.Вариант полного бездействия («без изменений»), с точки зрения демографической политики, совершенно неприемлем, так как приводит к очень быстрому сокращению численности населения, которая к 2050 году составит 81 224 тыс. человек, а к 2100 уже только 29 350 тыс. человек.
2.Все три
варианта, даже нереально оптимистичный
«высокий», в начальный период моделирования
проходят через стадию продолжающейся
депопуляции. Рост численности населения
по «высокому» варианту начинается после
2025 года, когда депопуляция достигает своего
минимума в 138 млн. человек. В соответствии
с «низким» вариантом, ориентированным
на «внутренние» ресурсы, рост численности
населения достигается к 2065 году, когда
и в это время преодолевается минимум в 117 млн.
человек.
3В рамках «среднего» варианта, ориентированного
на использование миграционного ресурса,
роста численности населения не происходит.
Это объясняется тем, что сальдо миграции
в 1 млн. человек в год, заложенного в расчете
по данному варианту, не хватает даже для
компенсации естественной убыли населения,
не говоря уже о росте. Компенсирующего
эффекта миграции хватает только на снижение
темпов депопуляции и существенное замедление
процесса вымирания.
3.Варианты достаточно активной миграционной политики («высокий» и «средний»), несмотря на ее положительное влияние на общую численность населения, поставят Россию перед проблемой значительной доли некоренного населения, которая к 2050 году может достичь 15% по «высокому» варианту и 20% по «среднему», а к 2100 году — 20% и 35% соответственно. Доля некоренного населения в «среднем» варианте выше, так как менее активная просемейная политика приводит лишь к незначительному снижению темпов депопуляции коренного населения и компенсирующий эффект миграции более заметен, нежели в «высоком» варианте, совмещающем и просемейную, и миграционную политику.
Таким образом, можно сделать вывод, что при ограниченности ресурсов наиболее выгодным является вариант, предполагающий использования преимущественно внутренних ресурсов, а не внешних, что хотя и на более поздней перспективе, но все же приводит к более существенным и стабильным изменениям, позволяя остановить вымирание и начать новую эпоху роста населения.
Демографический
прогноз-это научно обоснованное предвидение
основных параметров движения населения
и будущей демографической
В нашей стране первый прогноз динамики и структуры населения был выполнен еще в 1921 г. под руководством Е. Тарасова и С.Г. Струмилина. В его основу были положены итоги переписи населения 1920 г2.
Демографические
прогнозы лежат в основе любого социального
прогнозирования и
Важнейшей целью демографического прогноза является оценка будущих численности и возрастно-полового состава населения страны, регионов и типов населенных пунктов (городские поселения, сельская местность). Социальные запросы не ограничиваются данными о возрастно–половом составе населения на перспективу. Не менее важны сведения о численности и структуре семей, прежде всего для прогноза жилищного строительства и потребности в предметах длительного пользования, которые приобретаются на «семью». Все чаще предпринимаются попытки прогнозировать образовательную и даже профессиональную структуру населения, рождаемости, смертности, брачности и т.п.
Без
учета подобных сведений невозможно
социально – экономическое
Без учета данных о населении не могут быть определены перспективы производства и потребления, развитие социальной инфраструктуры, занятости и безработицы и т.д.
Таким образом, прогнозирование населения занимает важное место в деятельности демографических научных учреждений, общественных и частных институтов и структур как в отдельных странах, так и в международных организациях.
В общем виде прогнозирование населения сводится к последовательному осуществлению следующих этапов:
1) выбор модели прогноза;
2) установление базы прогноза;
3)
определение гипотез (
Информация о работе Демографические модели и демографические прогнозы