Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:34, курсовая работа
Под Поволжским регионом имеется ввиду Нижегородская, Костромская, Ярославская, Кировская, Самарская, Пензенская, Саратовская, Самарская, и Ульяновская области, a также, республики Мордовия, Татарстан, Мари Эл и Чувашия. Исследования мной проводились на основе рейтинга «Эксперт-Волга-400», составленного аналитическим центром «Эксперт-Волга». В данной работе я исследую предприятия, относящиеся к отрасли «Строительство». Данные компании работают не только на внутренних рынках областей или республик, но и, что для моего исследования является главным – на соседних рынках. Потребителями в данной отрасли являются Физические и Юридические лица, а также, Государство.
Summary:
Measurement of concentration level is one of the main statistical analysis tasks. It consists in a concentration degree of a studied attribute on units of population, and also in an estimation of non-uniformity of its distribution. The concentration level, besides application in a social or an antimonopoly policy, or for strategic planning and the analysis of the market of separate firms, can be used for estimation and analysis the competitive environment in one of a region branch.
Especially interesting the “Measurement of concentration level” theme becomes during a recession period, when it is more necessary to understand not how many percent of total profit the investigated object has lost, but what changes has happened to his share of the market. In this paper I shall consider the whole branch of construction in the Volga region during 2007 and 2008. Precisely, I shall compare a condition of the competitive environment in the market up to the direct beginning of a global economic crisis and during its first steps.
Under “the Volga region” I understand - Nizhniy Novgorod, Kostroma, Yaroslavl, Kirov, Samara, Penza, Saratov, Samara, and Ulyanovsk areas, and also, republics of Mordovia, Tatarstan, Mary El and Chuvashiya. My Research stands on the « Expert-Volga-400» rating, made by the "Expert-Volga" analytical center. In this paper I investigate the enterprises concerning to the branch of "Construction". And what is very necessary for my research - those companies work not only in their “home markets”, but also, in the markets of their neighbors. Consumers in the constriction branch are Physical and Legal persons, and also, the Russian Government.
The purpose of the paper: Analysis and estimation conditions of the competitive environment between the biggest constructions companies in the Volga Region from 2007 to 2008.
Введение:
Измерение уровня концентрации – это одна из задач статистического анализа. Она заключается в определении степени концентрации изучаемого признака по единицам совокупности, а также в оценке неравномерности его распределения. Уровень концентрации, помимо применения в социальной или антимонопольной политике, или для стратегического планирования и анализа рынка отдельных фирм, может быть применён и для оценки и анализа конкурентной среды в отрасли региона.
Особенно интересной тема измерения уровня концентрации становится в период рецессии, когда необходимо понять скорее не то, сколько процентов от выручки или валовой прибыли потерял исследуемый объект, а как изменилась его доля на рынке. В данной работе я рассмотрю целую отрасль строительства Поволжского региона в 2007, 2008 годах, а именно, сравню состояние конкурентной среды на рынке до непосредственного начала глобального экономического кризиса и в период его «первых шагов».
Под Поволжским регионом имеется ввиду Нижегородская, Костромская, Ярославская, Кировская, Самарская, Пензенская, Саратовская, Самарская, и Ульяновская области, a также, республики Мордовия, Татарстан, Мари Эл и Чувашия. Исследования мной проводились на основе рейтинга «Эксперт-Волга-400», составленного аналитическим центром «Эксперт-Волга». В данной работе я исследую предприятия, относящиеся к отрасли «Строительство». Данные компании работают не только на внутренних рынках областей или республик, но и, что для моего исследования является главным – на соседних рынках. Потребителями в данной отрасли являются Физические и Юридические лица, а также, Государство.
Цель работы: Анализ и оценка конкурентной среды среди крупнейших копаний строительной отрасли Поволжского региона за 2007-2008 период.
1. Теоретическая часть:
1.1 Виды Статистической концентрации:
Концентрация в экономическом смысле может касаться двух аспектов: во-первых, сосредоточения экономических признаков (рыночной власти, доли рынка и др.) у немногих единиц совокупности; во-вторых, существования значительных различий, неравенства в размере отдельных единиц совокупности. Соответственно различают абсолютную концентрацию и относительную концентрацию (Absolute und relative Konzentration, Absolute and relative Concentration).
1.2 Показатели концентрации:
Для измерения относительной концентрации наиболее часто применяется кривая концентрации - кривая Лоренца (Lorenzkurve, Lorenz curve) и рассчитываемые на ее основе показатели.
Для построения кривой Лоренца представим данные в виде накопленной частоты объема совокупности (число предприятий в %) и накопленной частоты объема признака (доля рынка в %). Данные представляются в ранжированном виде (или по возрастанию, или по убыванию).
Прохождение кривой L сравнивают с прямой D, проходящей под углом 45%. Прямая D соответствует идеальному случаю равномерного распределения и называется прямой равномерного распределения.
Площадь, заключенная между прямой D и кривой L показывает степень концентрации. Чем больше площадь, тем больше концентрация. Треугольник AOB соответствует случаю абсолютной монополизации.
Если мы будем сравнивать площадь, заключенную между прямой D и кривой L и площадь треугольника АОВ, то получим коэффициент Джини (Gini-Koeffizient, Gini coefficient). Он используется для количественной оценки уровня концентрации:
dxi – доля i-ой группы в общем объеме совокупности;
dyi - доля i-ой группы в общем объеме признака;
dyiⁿ - накопленная доля i-ой группы в общем объеме признака.
Или в немецком варианте:
n – число единиц совокупности;
i – порядковый номер единицы совокупности.
Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1:
0 ≤G≤1
При G=0, то признак распределен равномерно, кривая L совпадает с прямой D. При G=1 площадь, заключенную между прямой D и кривой L и площадь треугольника АОВ совпадают, т.е. имеется одна единица совокупности -абсолютная монополия – с долей рынка 100 %.
При разделении совокупности на десять равных групп формула коэффициента Джини упрощается:
Для измерения абсолютной концентрации применяют другие показатели концентрации: коэффициент концентрации, индекс Герфиндаля, индекс Розенблюта, экспоненциальный индекс, коэффициент энтропии и др..
Коэффициент концентрации CRg (Konzentrationsrate, Concentration ratio)- самый простой показатель концентрации:
pi – доля i-го значения признака;
g – число единиц совокупности с наибольшими значениями признака (g = 3, 4, 5, …).
Индекс Герфиндаля (Herfindahl-Index, Herfindahl index) имеет в основе формулу средней арифметической взвешенной, где весами выступают сами доли pi :
В разных странах критические значения коэффициента концентрации и индекса Герфиндаля разные. Так, в РФ они приняты следующими:
- если CR3 < 45 %, HHI < 1000, то |
рынок неконцентрированный (нормальная концентрация) |
- если 45 ≤ CR3 ≤ 70 %, 1000 ≤ HHI ≤ 2000, то |
рынок умеренно концентрированный (средняя степень концентрации) |
- если CR3 > 70 %, HHI > 2000, то |
слабая конкурентная среда (высокая степень концентрации) |
В ФРГ
доминирующее положение предпри
- на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, либо
- на 3 и менее предприятий – свыше ½ оборота, либо
- на 5 и менее предприятий – свыше 2/3 оборота.
В США безопасным с точки зрения монополизации считается рынок с HHI < 1000, при HHI > 1800 рынок считается слабо конкурентным, при 1000 ≤ HHI ≤ 1800 требуются дополнительные исследования. Максимально возможная концентрация долей крупнейших предприятий на рынке составляет:
при HHI = 1000 |
при HHI = 1800 |
CR1 ≤ 31 % |
CR1 ≤ 42 % |
CR2 ≤ 44 % |
CR2 ≤ 60 % |
CR3 ≤ 54 % |
CR3 ≤ 72 % |
CR4 ≤ 63 % |
CR4 ≤ 85 % |
Экспоненциальный индекс (Exponentialindex, Exponential index) основывается на средней геометрической взвешенной:
К особой группе показателей рыночной силы можно отнести индекс Линда (Linda-Index, Linda index) который связан с поиском границы олигополии:
Аi – общая доля i единиц совокупности с наибольшими значениями признака
в объеме признака;
Аk – доля k изучаемых единиц совокупности в объеме признака.
2. Расчетная часть:
Имеются следующие выборочные данные: доли крупнейших хозяйствующих субъектов строительной отрасли Поволжского региона, участников рейтинга «Эксперт Волга-400», характеризующие их деятельность за исследуемый 2007-2008 период:
Исходные данные:
№ |
Компания |
Регион |
Доля на товарном рынке, в % | |
2007 год |
2008 год | |||
1 |
ГУССТ №5 ПРИ СПЕЦСТРОЕ РОССИИ ФГТУ |
Саратовская область |
12,3 |
7,5 |
2 |
ТРЕСТ "Ямалстройгаздобыча" |
Кировская область |
10,1 |
7,7 |
3 |
ВОЛГОМОСТ |
Саратовская область |
9,2 |
9,0 |
4 |
Ук "Главнефтегазстройсервис" |
Республика Татарстан |
8,3 |
7,9 |
5 |
ОРИМЕКС-СУВАР |
Республика Татарстан |
7,1 |
3,1 |
6 |
НОВА |
Самарская область |
5,8 |
7,8 |
7 |
ПСО КАЗАНЬ |
Республика Татарстан |
5,2 |
3,8 |
8 |
ДЕПАРТАМЕНТ ЖКХ МП ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ |
Самарская область |
4,6 |
2,3 |
9 |
ТРЕСТ "КАМДОСТРОЙ" |
Республика Татарстан |
4,5 |
5,7 |
10 |
ГСИ-ВОЛГОНЕФТЕГАЗСТРОЙ |
Нижегородская область |
3,4 |
3,1 |
11 |
СМТ ПРОМСТРОЙ |
Республика Татарстан |
3,2 |
3,1 |
12 |
ГИПРОГАЗЦЕНТР |
Нижегородская область |
3,1 |
4,6 |
13 |
СТРОЙИНВЕСТ |
Самарская область |
2,8 |
6,1 |
14 |
КГЭСТЭС |
Республика Татарстан |
2,8 |
3,5 |
15 |
ДСК |
Республика Татарстан |
2,7 |
3,6 |
16 |
ДОМОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ-НК |
Республика Татарстан |
2,6 |
2,6 |
17 |
АПК |
Нижегородская область |
2,4 |
2,4 |
18 |
КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ |
Республика Татарстан |
2,3 |
3,7 |
19 |
СТРОЙИНВЕСТ КОМИ |
Самарская область |
2,2 |
2,4 |
20 |
ВОЛГОСПЕЦСТРОЙ |
Самарская область |
1,5 |
2,6 |
21 |
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ |
Нижегородская область |
1,4 |
2,2 |
22 |
ЭНЕРГОГАЗКОМПЛЕКТ |
Республика Татарстан |
1,3 |
3,1 |
23 |
КТК МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЯ |
Ульяновская область |
1,0 |
2,6 |
Всего: |
Отрасль строительства |
Поволжский Регион |
100,0 |
100,0 |
Таблица 2.
в 2007 |
в 2008 | ||||
Предприятие |
Накопленная частота объёма совокупности, в % |
Доля рынка, в % |
Накопленная частота объёма признака, в% |
Доля рынка, в % |
Накопленная частота объёма признака, в% |
1 |
4,3 |
12,3 |
12,3 |
7,5 |
7,5 |
2 |
8,6 |
10,1 |
22,3 |
7,7 |
15,1 |
3 |
12,9 |
9,2 |
31,5 |
9,0 |
24,2 |
4 |
17,2 |
8,3 |
39,8 |
7,9 |
32,0 |
5 |
21,5 |
7,1 |
46,9 |
3,1 |
35,1 |
6 |
25,8 |
5,8 |
52,8 |
7,8 |
42,9 |
7 |
30,1 |
5,2 |
58,0 |
3,8 |
46,7 |
8 |
34,4 |
4,6 |
62,6 |
2,3 |
49,0 |
9 |
38,7 |
4,5 |
67,1 |
5,7 |
54,6 |
10 |
43,0 |
3,4 |
70,5 |
3,1 |
57,7 |
11 |
47,3 |
3,2 |
73,7 |
3,1 |
60,8 |
12 |
51,6 |
3,1 |
76,9 |
4,6 |
65,4 |
13 |
55,9 |
2,8 |
79,7 |
6,1 |
71,4 |
14 |
60,2 |
2,8 |
82,5 |
3,5 |
74,9 |
15 |
64,5 |
2,7 |
85,2 |
3,6 |
78,5 |
16 |
68,8 |
2,6 |
87,9 |
2,6 |
81,0 |
17 |
73,1 |
2,4 |
90,2 |
2,4 |
83,4 |
18 |
77,4 |
2,3 |
92,5 |
3,7 |
87,1 |
19 |
81,7 |
2,2 |
94,7 |
2,4 |
89,5 |
20 |
86,0 |
1,5 |
96,2 |
2,6 |
92,1 |
21 |
90,3 |
1,4 |
97,6 |
2,2 |
94,4 |
22 |
94,6 |
1,3 |
99,0 |
3,1 |
97,4 |
23 |
100,0 |
1,0 |
100,0 |
2,6 |
100,0 |