Оценка конкурентной среды предприятия ф\х "Маслянка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

В условиях постоянно меняющегося состояния маркетинговой среды предпринимательские структуры оказываются в сфере конкуренции, которая может быть функциональной, видовой и маркетинговой.

Конкуренция рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как "невидимая рука" рынка (А. Смит), уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Конкуренция один из сущностных признаков рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизма регулирования осуществленного производства. Как общественная форма взаимодействия субъектов конкуренция выступает предпосылкой реализации индивидуальных экономических интересов каждого субъекта, вовлеченного в борьбу между двумя, более или менее четко обозначенными соперниками по бизнесу.

Содержание

Введение 4

Раздел 1. Конкурентная среда 6
Сущность конкуренции 6
Основные составляющие элементы конкурентной среды. 10
Стратегические особенности конкурентной борьбы 13


Раздел 2. Исследование особенностей конкурентной среды предприятия. 15

2.1.Краткая организационно-экономическая характеристика ф\х "Маслянка" 15

2.2.Сущность и концепция конкурентных преимуществ

ф\х "Маслянка" 18

2.3.Анализ конкурентной среды ф\х "Маслянка" 21

2.4.Сфера позиционирования ф\х "Маслянка" 26

Раздел 3. Функционированеи фирмы в условиях конкурентной среды 28

3.1. Анализ конкурентов ф\х "Маслянка" 28

3.2. Выбор конкурентной стратегии 30

3.3. Влияние выбранной конкурентной стратегии на развитие

ф\х "Маслянка" 35

Заключение 38

Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

мой курсач.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Донецкий национальный университет

Экономический факультет

Кафедра "Маркетинга" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

на тему:  Оценка конкурентной среды предприятия ф\х "Маслянка" 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка______________________________________________________ Даниленко А. А.

                      дата представления к защите                     подпись

Специальность       - 0507 
Форма обучения    - дневная 
Группа       - В

Научный

руководитель_________________________________ канд.экон.наук. доц. Белявцев М.И.

                        дата представления к защите                               подпись 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк 2009

     РЕФЕРАТ  

   Курсовая работа:  40 стр., 2 рис., 6 табл., 31 литературный источник. 

   Объект исследования: фермерское хозяйство "Маслянка" 

    Цель работы: следующие цели:

     1. рассмотреть деятельность фирмы  Ф/Х «Маслянка»

     2. сделать выводы о ее конкурентоспособности

     3. предложить стратегии совершенствования  управлением фермерским хозяйством  

   Методы исследования: Логический и сравнительный анализы, методы комплексного и системного исследования, финансовый анализ, факторный анализ. 

   В работе изучено, как конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности фирмы. Разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговой работы фермерского хозяйства. 

   Результаты исследования предложены к внедрению в деятельность ОАО "Аркада". 

  КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА, ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ, КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, КОЭЭФФИЦИЕНТ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, SWOT-АНАЛИЗ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 4 

Раздел 1. Конкурентная среда 6

  1. Сущность конкуренции 6
  2. Основные составляющие элементы конкурентной среды. 10
  3. Стратегические особенности конкурентной борьбы 13
 

Раздел 2. Исследование особенностей конкурентной среды предприятия. 15

      2.1.Краткая организационно-экономическая характеристика ф\х "Маслянка" 15

    2.2.Сущность и концепция конкурентных преимуществ

      ф\х "Маслянка" 18

    2.3.Анализ конкурентной среды ф\х "Маслянка" 21

    2.4.Сфера позиционирования ф\х "Маслянка" 26 

Раздел 3. Функционированеи фирмы в условиях конкурентной среды 28

    3.1. Анализ конкурентов ф\х "Маслянка" 28

    3.2. Выбор конкурентной стратегии 30

      3.3. Влияние выбранной конкурентной стратегии на развитие

      ф\х "Маслянка" 35 

Заключение 38 

Список использованной литературы 39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    В условиях постоянно меняющегося  состояния маркетинговой среды  предпринимательские структуры  оказываются в сфере конкуренции, которая может быть функциональной, видовой и маркетинговой.

    Конкуренция рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как "невидимая рука" рынка (А. Смит), уравнивающая нормы  прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Конкуренция один из сущностных признаков рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизма регулирования осуществленного производства. Как общественная форма взаимодействия субъектов конкуренция выступает предпосылкой реализации индивидуальных экономических интересов каждого субъекта, вовлеченного в борьбу между двумя, более или менее четко обозначенными соперниками по бизнесу.

    Конкуренция выступает также инструментом в  устранении и предотвращении монополий.

    Для маркетолога важно видеть в конкуренции процесс соперничества между субъектами рынка (юридическими или физическими), которые осуществляют предпринимательскую деятельность и заинтересованы в достижении аналогичных целей. В маркетинге такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Смысл конкурентной борьбы заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Но, чтобы выиграть в конкурентной борьбе нужно обладать определенным преимуществом на рынке, уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товара и средств его продвижения на рынке.

    В целях своевременного наличия приоритетов  и эффективной стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и основанной на сильных сторонах деятельности предприятия, любая фирма должна постоянно осуществлять текущий контроль и анализ конкурентного преимущества (превосходства) на рынке, на котором она и конкурирующая фирма предлагают аналогичные по потребительскому спросу товары или услуги.

    Распознавание, определение характера, признаков, выявление причин отклонений в состоянии  конкурентной среды осуществляется с помощью диагностики, которая является средством, методом и инструментарием всестороннего исследования маркетинговых и, в частности, конкурентных отношений. Как отрасль знаний диагностика, включает в себя теорию и методы организации процессов диагноза, а также принципы построения средств диагноза, классификацию возможных отклонений характеристик конкурентной среды.

    Концепция конкурентного преимущества должна базироваться на упреждающем, превентивном характере тактических и стратегических действий фирмы в конкурентной среде. Пассивная стратегия, стратегия следования за конкурентами, обычно, как показывает практика, является началом ухода с позиций прямой конкуренции, а значит ухода на сегменты рынка, малопривлекательные для конкурентов. В отдельных случаях пассивный путь - проявление во взаимоотношениях с конкурентами принципа "не мешать друг другу" может быть оправдан. В то же время не следует забывать, что отсутствие конкурентных преимуществ - верный путь к банкротству. 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 1.

Конкурентная среда

1.1. Сущность конкуренции

      Конкуренция — это состязательность, противоборство на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей. Помимо конкуренции между производителями существует и конкуренция между потребителями товаров и услуг.

      С точки зрения характера конкурентной борьбы различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

      Совершенная конкуренция — вид отраслевого рынка, на котором неограниченное количество предприятий продают стандартизованный, и ни одно предприятие не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждого предприятия в общем объеме продукции на рынке должна совпадать менее чем на 1%.

      Совершенная конкуренция определяется следующими предпосылками:

      - конкуренты не могут устанавливать  рыночную цену, а могут только  приспосабливаться к ней;

      - каждое предприятие не рассматривает  конкурентов как угрозу ее рыночной доле;

      - ни один участник конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками;

      - информация о ценах, количестве  продукта, технологии производства и вероятной прибыли доступна любому предприятию;

      - вход на рынок и выход из  него свободен в долгосрочной  перспективе.

      Несовершенная конкуренция — это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при котором нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции. Степень несовершенства конкуренции может быть различна. Первой ступенькой к монополизму является монополистическая конкуренция.

      Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, в котором достаточно большое число производителей предлагает дифференцированные продукты, отличающиеся друг от друга отдельными характеристиками, что позволяет им осуществлять определенный контроль над ценой продажи товара или услуги. [1]

      Олигополия  означает, наличие на рынке нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и  сбыта определенной продукции, взаимодействующих друг с другом. Олигополией можно считать существование в советское время фирм «Спутник» и «Интурист», осуществляющих в настоящее время взаимосвязи с современными фирмами типа рекламного агентства «Бегемот».

      Товар, реализуемый олигополистическими  предприятиями, может быть дифференцированным и стандартизованным. Основными вопросами для согласования в современных олигополиях являются цены, объемы продаж, направление выездных туров и т. д. Для частичной монополизации внутренних туров объединяются предприятия различных отраслей: транспорта, гостиничного комплекса, АПК и др.

      Высшей  ступенью несовершенной конкуренции  является чистая монополия. Это тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Чистый монополист диктует цену и, контролируя предложение, осуществляет контроль над ценой. Чистая монополия чаще присутствует на местных рынках, чем на национальных и, тем более, мировых. Но монополизироваться по направлениям туризма могут и отдельные предприятия, например агротуризм, транспортный, деловой и т. д.

      Высшей  формой несовершенной конкуренции  является монопсония, когда на рынке имеется лишь один покупатель.

      В условиях совершенной конкуренции  цена устанавливается на рынке. Эту  цену принято называть равновесной ценой. Потребители увеличивают спрос по мере снижения цены; производители же увеличивают предложение по мере роста цены. Малейшему увеличению спроса сопутствует соответствующее предложение, а цена остается неизменной. [1]

      На  рынке монополистической конкуренции цены устанавливаются многими крупными компаниями. Однако на этом рынке предприятия вступают в соперничество не только через цены, но и путем всемерной дифференциации продукции и услуг. При такой модели рынка предприятия стремятся расширить свою область предпочтения путем индивидуализации своей продукции. Прежде всего это происходит с помощью товарных знаков, наименований и рекламных кампаний, которые однозначно выделяют различия продукта.

      На  рынке, где господствуют олигополии, величина спроса увеличивается при снижении цен и уменьшается при их росте. Однако ценообразование в условиях олигополии отличается определенной стабильностью среднеотраслевых цен. Здесь несколько предприятий одной отрасли практически всегда пытаются согласовать свою ценовую политику.

      На  рынке чистой монополии цена устанавливается  одним монополистом, при монопсонии — одним монопольным покупателем. На монопольном рынке устанавливается стабильный спрос, который не зависит от цены. Монопольные цены порождают монопольную прибыль.

Информация о работе Оценка конкурентной среды предприятия ф\х "Маслянка"