Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:34, реферат
Черный столб из базальта с текстом "Законов" был найден в 1901-1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с "Законами" во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся "судье богов", покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы.
117 Законодатель, несомненно, исходил
из того, что внешнеторговые операции
сами по себе весьма прибыльны,
118 Дословно "из милости". Отсюда надо заключить, что обычно тамкар предоставлял шамаллуму капитал под проценты, и именно такие сделки регулируются в ст.100-101.
119 Ст.104 слл., в отличие от предыдущих, касаются ситуации, когда тамкар вручает шамаллуму не серебро, а товар; между тем возвращать ему нужно, естественно, серебро.
120 Обратим внимание на то, что
тамкар платит за обман
121 Т.е. увеличивала цену сикеры
в зерне. Данная статья
122 Очевидно, постоялые дворы часто
превращались в притоны преступ
123 Категория жриц.
124 Смысл: откроет питейное
125 Досл. "авилтум", ж.р. от "авилум".
126 Данная статья призвана
127 Ст.114-117 устанавливают патриархальное право отца семейства распоряжаться членами своей семьи как своей собственностью. Операции, о которых здесь идет речь, отличаются от простого ростовщичества тем, что здесь заимодавец забирает заложников из семьи должника в обеспечение невыплаченного в срок долга (ст.115 слл.) или просто во временное замещение выданного займа (ст.114). Эта ситуация отличается от ситуации, описанной в ст.117-119: там речь идет не о залоге, а об отдаче человеком члена своей семьи в рабство в уплату долга, который он не может выплатить иным образом. Тот факт, что на деле эта отдача оказывается обратима и члены семьи возвращаются в семью, связан (в отличие от ст.114-116) не с выплатой долга, т.е. не с частными отношениями, а с государственным чрезвычайным вмешательством в эти отношения.
128 По-видимому, данная статья устанавливает
минимум, за который можно
129 Т.е. должник, располагавший
над заложником патриархальной
властью и этой властью
130 Ст.117-119 касаются долгов "людей", т.е. полноправных общинников и призваны оградить их от наихудших последствий долговой зависимости (долгового рабства и т.д.).
131 Смысл статьи: "человек"
находится в долгу, который
он не имеет ни надежды, ни
возможности заплатить. В этой
ситуации он может погасить
долг, используя члена своей семьи,
находящегося под его
Из ст.117, 119 также видно, что продавать или выдавать в "кабалу" членов своей семьи иначе, как в уплату уже существующего долга, "человек" не может. Очевидно, возможности свободно (например, не ради уплаты долга, а ради простого обогащения) распоряжаться членами своей семьи его лишил именно Хаммурапи.
По старовавилонским документам видно, что ст.117 выполнялась довольно строго, однако, с другой стороны, освожденный часто не имел средств и вынужден был возвращаться в то же положение, из которого тольо что вышел.
Наконец, подчеркнем, что ЗХ говорят лишь о продаже в рабство "человеком" членов его семьи, но не о самопродаже "человека" в рабство, несомненно, широко распространенной. Причины этого неясны.
132 Логика ст.118 заключается в
том, что раб, в отличие от
"людей", считается вещью,
а не личностью, и его
133 Здесь просто в смысле "заимодавец", см. выше.
134 Ст.120-127 касаются отдачи на хранение.
135 Хлеб сюда не относится: его не "отдают на хранение", а "ссыпают".
136 Смысл статьи: если в нарушение ст.122 при сдаче на хранение человек не заключал договора, а ограничился одними свидетелями, суд все же будет разбираться с его делом (в отличие от ситуации ст.123, когда нет даже свидетелей). Если же требование ст.122 было бы исполнено, то отпираться хранитель ценностей не мог бы вообще, а невыдача ценностей без оправданий была бы, видимо, приравнена к воровству с очевидными последствиями.
137 Обращаем внимание на роль
территориально-общинного
138 Ст.127-194 трактуют семейное право,
включая законы о наследовании
(здесь государство не то
139 Т.е. обвинил их в
140 Возможно, символ обращения в рабство, едва ли собственно наказание!
141 Т.е., пройти испытание перед Богом Реки, аналогично ст.2.
142 Ср. со ст.131! Относительно женской репутации Хаммурапи доверяет мужу меньше, чем постороннему человеку, разумно учитывая слепоту ревности (для постороннего невероятной).
143 Таким образом, опять
144 Итак, бегство из общины - "презрение своего поселения" - уничтожает даже семейные (тем более, очевидно, и имущественные) права беглеца. Из ст.136 видно, что принадлежность к общине была не только правом, но и обязанностью каждого "авилума", и покидать общину он мог только с ее разрешения.
145 Т.е. предоставила ему свою заместительницу-рабыню, дети которой считались ее собственными.
146 Акк. "шугетум", вторая (неравноправная первой) жена.
147 Т.е., не возьмет в залог долга (см. ст.115 сл.).
148 Таким образом, "авилу" сам назначает жену своим сыновьям, как носитель патриархальной власти над членами семьи. По той же причине невестка не несет ответственности (иначе она отвечала бы по ст.129).
149 Имеется в виду, несомненно, не
изнасилование (таковое было
150 Своеобразная логика
151 Сумма, меньшая чем "выкуп" и предваряющая его; жених вносил ее при сговоре с отцом невесты.
152 Т.е. тому, кому была обещана жена.
153 Из этой статьи видно, что
приданое превышало выкуп, т.е.
154 Интересно, что в отличие от замужества за свободным, женщина, вышедшая за раба, в глазах закона остается не "женой (раба)", а "дочерью авилума".
155 Неизвестно, идет ли речь о
привилегии рабов царя и
156 Из ст.175-176 видно, что государственные рабы и рабы мушкенумов не только располагали правом иметь семью, включающую лиц любого сословия, но и могли иметь свои хозяйства - "дома" с определенной движимостью (возможно, этой привилегией раб наделялся только благодаря браку со свободной). Очевидно, эти "дома" либо выделялись рабам хозяевами, либо приобретались рабом на собственные средства как частным лицом. По-видимому, такой "дом" при жизни раба считался неотъемлемым придатком его самого как собственности господина (во всяком случае, возможные конфликты по поводу принадлежности такого "дома" ЗХ игнорируют), а по смерти раба отходил в непосредственное распоряжение господина.
157 Дословно "женщина-мужчина". Категория жриц-трибад?
158 Кадиштум и кульмашитум - категории жриц - храмовых блудниц.
159 Дословно: "свою дочь-шугетум". Очевидно, шугетум могла еще вступить в полноправный брак.
160 Законы об усыновлении
161 Т.е., при усыновлении он не знал своих родных родителей, чем эта ситуация и отличается от ситуации ст.185.
162 Ст.192, 194, 218, 226 и 253 проводят принцип членовредительских "символических" наказаний (сложная модификация талиона), когда отсечению подвергается "провинившаяся" часть тела.
163 Ст.195-214 касаются умышленных и
неумышленных телесных
164 Ст.196 и 200 аналогичны хорошо известной древнееврейской формуле талионного права как такового: "око за око, зуб за зуб".
165 Ст.210, 230 свидетельствуют о том,
что дети рассматривались
166 Ст.215-225 посвящены врачебным операциям,
167 Ст.226-282 касаются операций с
движимостью и найма имущества,
168 Судно, которое идет по
169 Ст.241-249, 268-271/272 касаются найма скота.
170 Статья, вероятно, устанавливает
минимум, за который можно
171 Переднее животное при
172 Обращаем внимание на роль
территориально-общинного
173 Ст.253-258, 261-267, 273-274 касаются найма работников (ст.273) - в общем виде.
174 Со стороны третьего лица.
175 Под "страной" имеется
в виду, как видно, держава Хаммурапи,
под ее "детьми" - ее уроженцы.
Таким образом, рабство в
176 Ст.282 вводит нас в интересную проблему судебных дел рабов, отрицающих законный характер своего порабощения. Как видно из статьи, такое заявление разбиралось в суде, и, если оно было ложным, наказывалось максимально сурово (ужесточение наказания, например, смертная казнь, означало бы заодно и совершенно бессмысленное наказание господина, лишающегося того самого раба, которого он хотел удержать, обращаясь в суд!). Документы (в основном - следующего тысячелетия) богато илллюстрируют такого рода судебные дела, неизменно заканчивающиеся победой господина. Однако не следует заключать отсюда, как обычно делается, что суд был в сильнейшей степени предубежден против раба, и тому было заведомо невозможно добиться справедливости: в этом случае подобные иски попросту перестали бы подавать (ведь участь возвращенного господину строптивого раба, несомненно, осложнялась на долгие годы). Предложим другое объяснение. Несомненно, документ, фиксирующий победу одной из сторон, оставляла у себя только сторона-победительница (другой он был попросту не нужен). Между тем документ, оставленный у себя рабовладельцем (т.е. судебное решение против раба) имел неизмеримо больше шансов дойти до нас, чем документ, оставленный у себя бывшим рабом (хотя бы потому, что у него не было шанса попасть в семейный архив). Видимо, этим и объясняется характер попавших нам в руки документов.
177 Прежде всего царство "Субарту"
178 Прежде всего царство Ларсы.
179 Дословно "хорошую плоть".
180 Богиня-супруга Мардука.
181 Божество-мать, супруга Эллиля.
182 Заключительные требования ЗХ (угроза всевозможными бедствиями царю и стране, которые осмелились бы хоть в чем-то отступить от ЗХ) уникальны для законодательных сборников Месопотамии. Они доказывают, что Хаммурапи, едва ли не единственным из всех правителей Месопотамии, искренне полагал, что ему удалось найти оптимальный государственный порядок "на все времена", и свидетельствуют о серьезных (однако недолговечных) идеологических сдвигах в его правление, сделавших возможным публичное провозглашение этой уверенности как основы государственной политики.