Законы вавилонского царя Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

Черный столб из базальта с текстом "Законов" был найден в 1901-1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с "Законами" во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся "судье богов", покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы.

Работа содержит 1 файл

Законы Хаммурапи.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

(§ 27) Если редум или баирум  в крепости царя был взят  в плен, и после него его  поле и его сад отдали другому, и тот нес его службу, то если он вернулся и достиг своего поселения, ему должны вернуть его поле и его сад; только он сам должен нести свою службу.

(§ 28) Если сын редума или  баирума, который был взят в  плен в крепости царя, в состоянии  нести службу, то поле и сад должны быть отданы ему, пусть несет службу своего отца86.

(§ 29) Если сын его мал и  он не в состоянии нести  службу своего отца, то третья  часть поля и сада должны  быть отданы его матери, и пусть  его мать растит его87.

(§ 30) Если либо редум, либо баирум из-за дел88 службы бросил свое поле, свой сад и свой дом и удалился, а после него другой принял его поле, его сад и его дом и в течение трех лет нес его службу, то если он вернется и потребует свое поле, свой сад и свой дом, они не должны быть ему даны: только тот, который принял их и нес его службу, может нести ее и впредь.

(§ 31) Если он удалился только  на один год, затем он вернулся, то ему должны быть отданы  его поле, его сад и его дом;  пусть он сам несет свою  службу89.

(§ 32) Если тамкар90 выкупил редума или баирума, угнанного в плен при походе царя, и доставил его в его поселение, то если в его доме имеются средства для выкупа, он сам должен себя выкупить; если в его доме нет средств для выкупа, он должен быть выкуплен храмом своего поселения; если в храме его поселения нет средств для выкупа, его должен выкупить дворец91; его поле, его сад и его дом не могут быть отданы за выкуп92.

(§ 33) Если сотник или десятник  взял человека, не подлежащего  призыву, или же он принял  для царского похода наемника и послал его в качестве замены, то этот сотник или десятник должен быть убит.

(§ 34) Если сотник или десятник  забрал добро редума, притеснил  редума, отдал редума в наем, предал  редума сильному в суде или  забрал подарок, который царь  дал редуму, то этот сотник или десятник должен быть убит93.

(§ 35) Если человек купил из  рук редума волов или овец, которых царь дал редуму, то  он теряет свое серебро94.

(§ 36) Поле, дом и сад, принадлежащие  редуму, баируму или несущему  подать95, не могут быть проданы  за серебро.

(§ 37) Если человек купил поле, сад или дом, принадлежащие  редуму, баируму или несущему  подать, то его документ должен  быть разбит, а свое серебро  он теряет; поле же, сад или  дом он обязан вернуть их  прежнему владельцу.96

(§ 38) Редум, баирум и несущий подать не может отписать своей жене или дочери ничего из поля, сада или дома, которые входят в состав его илька97, а также не может отдавать их за свою долговую расписку.

(§ 39) Из поля, сада и дома, которые  он покупал и приобретал, он  может отписать своей жене или своей дочери, а также отдавать за свою долговую расписку.

(§ 40) Надитум98, тамкар99 и несущий  другую службу100 может продавать  за серебро свое поле, свой  сад и свой дом; покупатель. же должен будет нести службу  за поле, сад и дом, которые  он покупает101.

(§ 41) Если человек обменял  поле, сад и дом, принадлежащие  редуму, баируму или несущему  подать и дал приплату, то редум,  баирум или несущий подать  возвращается к своему полю, своему  саду и своему дому, а приплату, которая была ему дана, он берет себе102.

(§ 42)103 Если человек арендовал  поле для обработки и не  вырастил на поле зерна, то  его следует уличить в невыполнении  необходимой работы на поле, а  затем он должен будет отдать  хозяину поля зерно в соответствии  с урожаем его соседей.

(§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.

(§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля104.

(§ 45) Если человек отдал свое поле пахарю за арендную плату и получил арендную плату за свое поле, а затем Адад побил поле или же половодье унесло урожай, то убыток - на пахаре.

(§ 46) Если он не получил  арендную плату за свое поле, то отдал ли он поле из  половины или из третьей доли урожая, поделить зерно, которое будет собрано на поле, в соответствии (?) с условиями договора.

(§ 47) Если пахарь, поскольку он  в первый год аренды не оправдал  даже своих издержек, сказал: "Поле  я вновь обработаю", то хозяин  поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.

(§ 48) Если человек имеет на  себе процентный долг, а Адад  побил поле, или половодье унесло  урожай, или же из-за безводья  зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.

(§ 49) Если человек взял у  тамкара105 серебро и отдал тамкару  возделываемое зерновое или сезамовое  поле, сказав ему: "Поле обработай и зерно или же сезам, которые будут, собери и возьми", то если землепашец106 вырастит на поле зерно или сезам, только хозяин поля должен забрать зерно или сезам, которые будут на поле; а тамкару он должен отдать зерно за его серебро, которое он у него взял, с процентами. Он также должен возместить тамкару издержки по обработке поля.

(§ 50) Если он отдал обработанное  зерновое поле или же обработанное  сезамовое поле, то только хозяин  поля может забрать зерно или  сезам, которые будут на поле, а тамкару он должен вернуть серебро с его процентами.

(§ 51) Если он не имеет серебра  для возврата, то он может отдать  тамкару зерно или сезам соответственно  его серебру с процентами, которые  он взял у тамкара, согласно  царскому уставу107.

(§ 52) Если землепашец не вырастил на поле зерна или сезама, то его обязательства не должны быть изменены.

(§ 53) Если человек был нерадив  в отношении укрепления плотины,  что на его земле, не укрепил  свою плотину, и в его плотине  образовалась брешь, и вода  затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.

(§ 54) Если он не в состоянии  возместить зерно, то его самого  и его имущество должны продать  за серебро, а владельцы полей,  зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.

(§ 55) Если человек открыл свой  арык для орошения, но был нерадив,  и вода затопила поле соседей  его, то он должен отмерить  зерно в соответствии с урожаем  его соседей.

(§ 56) Если человек открыл воду, и вода затопила работу, произведенную на поле его соседа, то он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур площади.

(§ 57) Если пастух не испросил  согласия у хозяина поля для  скармливания травы овцам, а  скормил поле овцам без разрешения  хозяина поля, то хозяин поля может сжать свое поле, а пастух, который без разрешения хозяина поля скормил поле овцам, сверх того должен отдать хозяину поля по 20 гуров зерна за каждый бур площади.

(§ 58) Если пастух после того, как овцы поднялись с луга  и знак окончания пастьбы был вывешен на городских воротах, пустил овец на поле и скормил поле овцам, то пастух должен охранять поле, которое он скормил, и во время жатвы он должен отмерить хозяину поля по 60 гуров зерна за каждый бур площади.

(§ 59) Если человек срубил дерево  в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.

(§ 60) Если человек отдал поле  садовнику для насаждения сада  и садовник насадил сад, то  четыре года он должен сад  растить. а на пятом году  хозяин сада и садовник разделят  сад поровну; хозяин сада может свою долю выбрать и взять.

(§ 61) Если садовник не закончил  насаждения сада на поле и  оставил пустошь, то пустошь  должны ему включить в состав  его доли.

(§ 62) Если на поле, которое  ему было дано, он не насадил  сада, то, если это возделываемая земля, садовник должен отмерить хозяину поля доход от поля за годы, в которые оно было заброшено, как его соседи, а на поле он должен произвести работы и затем вернуть хозяину поля.

(§63) Если это залежная земля,  то он должен произвести работу на поле и вернуть его хозяину поля, а. за один год он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур площади.

(§ 64) Если человек отдал садовнику  свой сад для возделывания, то  садовник, пока он держит сад,  должен из дохода отдавать  хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.

(§ 65) Если садовник сад не  возделывал и сократил доход,  то садовник должен отмерить  доход от сада, как его соседи.

(§ 66) Если человек взял деньги  у тамкара и тамкар этот  прижимает его, а ему нечем  заплатить долг, и он отдал  тамкару свой сад после опыления и сказал ему: "Финики, сколько их будет в саду, ты заберешь за свое серебро", то тамкар не должен согласиться; только хозяин сада должен забрать финики, сколько их будет в саду, и серебро с его процентами, согласно его документу, он должен уплатить тамкару, а остальные финики, которые будут в саду, должен забрать только хозяин сада.

...

(§ 71) Если он человек отдает  зерно, серебро или другое добро  за дом повинности, принадлежащий  дому его соседа, который он  купил, то все, что он отдал,  он теряет, а дом он должен вернуть его хозяину. Если же это не дом повинности, то он может его купить: за этот дом он может отдавать зерно, серебро или другое добро108.

...

(§ 73) Если ... жилец полностью  заплатил хозяину дома арендную  плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет.

...109

(§ 88) Если тамкар дал зерно  как процентный долг, то он  может взять за один гур 1/5 зерна как проценты, если он дал серебро как процентный долг, то за один сикль серебра он может взять 1/б сикля и 5 ше как проценты110.

(§ 89) Если человек, взявший  в долг под проценты, не имеет  серебра для возвращения долга,  а имеет только зерно, то, следуя царскому уставу111, тамкар должен взять в качестве процента 100 ка на 1 гур одним зерном.

(§ 90) Если тамкар откажется  и превысит процент в 100 ка  зерна на 1 гур или серебром 1/6 сикля и 6 ше на 1 сикль и взыщет  повышенный процент, то он теряет все, что дал в долг.

...

(§ 93) (Если тамкар, давший в  долг под проценты и получивший  часть суммы долга зерном, в  соответствии с тем)112, сколько  он взял, не указал уменьшения  долга и не написал дополнительного  документа, или прибавил проценты к основной сумме долга, то этот тамкар должен возвратить двойное количество зерна, полученного им.

(§ 94) Если тамкар дал в долг  под проценты зерно или серебро,  и, когда он давал в долг, он дал серебро малой гирей  и зерно малой мерой, а когда  получил назад долг, он принял серебро большой гирей и зерно большой мерой, то этот тамкар теряет все, что он дал в долг.

(§ 95) Если тамкар дал хлеб  или серебро в долг под проценты  без государственного контролера, то он теряет, что дал.

(§ 96) Если человек взял у  тамкара зерно или серебро и не имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое движимое имущество, то все, что он имеет в своих руках, он может отдать своему тамкару, как только он это принесет при свидетелях; тамкар не может отказываться, он должен принять.

...

(§ 99)113 Если человек дал человеку  серебро в порядке "товарищества", то прибыль и убыток, которые  будут, они должны поровну поделить  перед богом.

(§ 100) Если тамкар дал шамаллуму114 серебро для продажи и покупки  и послал его в торговое путешествие, а шамаллум в пути серебро тратил115, то если там, куда он отправился, он получил прибыль, он должен сосчитать проценты на все серебро, сколько он взял, и дни его они должны сосчитать, а затем он должен уплатить своему тамкару116.

(§ 101) Если там, куда он отправился, он не получил прибыли, то серебро, которое он взял, шамаллум должен удвоить и отдать тамкару117.

(§ 102) Если тамкар дал серебро  шамаллуму без процентов118, а там,  куда он направился, он понес  убыток, то он должен вернуть  тамкару только капитал.

(§ 103) Если при его продвижении  в пути враг заставил его  отдать все, что он нес, то  шамаллум должен произнести божественную  клятву, и он свободен.

(§ 104)119 Если тамкар дал шамаллуму  для продажи зерно, шерсть, масло  или всякое другое добро, то шамаллум должен сосчитать серебро и вернуть тамкару; шамаллум должен получить документ с печатью на серебро, которон он дал тамкару.

(§ 105) Ecли шамаллум был небрежен  и не получил документ с  печатью на серебро, которое  он дал тамкару, то серебро  без документа к счету не будет причислено.

(§ 106) Если  шамаллум взял у тамкара серебро,  а затем спорит со своим  тамкаром, то этот тамкар может  перед богом и свидетелями  уличить шамаллума во взятии  серебра, и шамаллум должен  отдать тамкару все серебро,  сколько он взял, в трехкратном размере.

(§ 107) Если  тамкар доверил шамаллуму, а  шамаллум вернул своему тамкару  все, что тамкар дал ему,  но тамкар отрицал все, что  шамаллум дал ему, то этот  шамаллум может уличить тамкара  перед богом и свидетелями,  и тамкар, так как он со своим шамаллумом спорил, должен отдать шамаллуму все, что он получил от него, в шестикратном размере120.

(§ 108) Если  шинкарка не принимала зерно  в качестве платы за сикеру  или принимала серебро большой  гирей, или уменьшала отношение  стоимости сикеры к зерну121, то эту шинкарку должно изобличить и бросить ее в воду.

(§ 109) Если  шинкарка, в доме которой собирались  преступники, не схватила этих  преступников и не привела  их во дворец к властям, то  эта шинкарка должна быть убита122.

Информация о работе Законы вавилонского царя Хаммурапи