Законы вавилонского царя Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

Черный столб из базальта с текстом "Законов" был найден в 1901-1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с "Законами" во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся "судье богов", покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы.

Работа содержит 1 файл

Законы Хаммурапи.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

Пусть Нергал - могучий среди богов, несравненный боец, давший мне добиться триумфа, - своей великой силой сожжет его людей, точно страшный огонь - тростники, пусть он рассечет его своим могучим оружием, пусть раздробит его тело, точно глиняную статую.

Пусть Нинту - высокая княгиня стран, матерь, создавшая меня, - лишит его  наследника, не даст ему иметь имени в потомстве, не создаст человеческого семени среди его людей.

Пусть Нинкаррак - дочь Анума, благословляющая  меня в Экуре, - даст выступить из его членов тяжкой болезни, злой хвори, болезненной ране, которую не исцелить, в которой лекарь несведущ, которую даже перевязкой нельзя успокоить, которую, подобно смертельному укусу, не искоренить, и пусть он оплакивает свою прежнюю мужскую силу, пока его жизнь не угаснет.

Пусть великие боги земли и небес, ануннаки в их совокупности, богохранитель храма и кирпич Эбарры проклянут злым проклятием его самого, его семя, его страну, его бойцов, его людей и его войско..

Пусть Эллиль непреложным речением своих уст проклянет его громкими проклятиями, и пусть они настигнут  его тотчас182.

 

КОММЕНТАРИЙ

1 В литературе ее обычно, но неосновательно именуют "Староассирийской".

2 Существовало как таковое с  1894 по 479 гг. до н.э. (последние шестьдесят  лет - чисто номинально, в составе  державы Ахеменидов).

3 Включавшее Ашшур. Впоследствии  ассирийцы считали Шамшиадада и его сына - царя Субарту именно ассирийскими государями.

4 Он был шестым царем Первой, или Аморейской династии Вавилона (1894-1595 до н.э.), происходившей от  племенных вождей аморейского  племени яхрурум.

5 Ход этой войны, за десятилетие  решившей задачу, недоступную ни одному из месопотамских царей предшествующих двухсот лет, стоит проследить подробно: 1764 - разгром вавилонянами объединенной армии Элама и его союзников - Субарту, Эшнунны, Мальгиума (мелкое царство в низовьях Диялы), Навара (другое небольшое царство на средней Дияле) и горцев Загроса. Элам после этого выбыл из числа участников военной борьбы, а Сузы оказались в конце концов захвачены Хаммурапи; 1763 - захват царства Ларсы; 1762 -  разгром войска Субарту,  Эшнунны и горцев Загроса при Манкисуме в низовьях Диялы; 1761 - покорение Мальгиума, Мари и ряда областей Субарту; 1759 - срытие стен (аннексия) Мари и Мальгиума; 1757 - победа над войском Субарту, союзных ему северомесопотамских амореев и, опять-таки, горцев Загроса; 1756 - захват Эшнунны; 1755 - окончательный разгром Субарту. Именно после успехов Хаммурапи Вавилон навсегда стал главным центром государственности Нижней Месопотамии, а сама она на тысячелетия получила название "Вавилонии".

6 Из сохранившейся переписки  Хаммурапи видно, что он в самом деле ощущал ответственность перед населением своей державы и неустанно пекся о справедливом (конечно, в понимании его времени и его собственном понимании) ведении ее дел, воздерживаясь от произвольных действий.

7 Согласно концепции, общепринятой в Вавилоне первой половины - середины II тыс. до н.э. и связанной, возможно, с представлениями амореев, боги пекутся о человеческой справедливости, награждают правого и карают злодея. Таким образом, общемесопотамский триумф царя, который мог быть дозволен ему только богами, в глазах самого Хаммурапи и его современников убедительно доказывал правоту победителя и наилучшее понимание им справедливости.

8 Даже полторы тысячи лет  спустя после обнародования "Законов"  их текст все еще копировали.

9 Так, он назначал глав общинного самоуправления, огосударствил крупную оптовую торговлю, ограничил ростовщичество и долговое рабство, регулировал цены и тарифы, вводил чрезвычайные запреты на куплю-продажу земли и, видимо, существенно расширил государственный сектор в сельском хозяйстве. Как и другие цари Месопотамии (в том числе его преемники), он периодически кассировал все долги и недоимки особыми указами "справедливости". Целью всех этих мер было ограничение частной эксплуатации и частного закабаления и недопущение массового разорения рядовых жителей страны, что полностью согласуется с лозунгом, сформулированным самим Хаммурапи: "чтобы сильный не угнетал слабого".

10 Бог неба, "отец" и родоначальник  богов, высшее по статусу божество  шумеро-аккадского пантеона. Оставался бездеятельным символом высшей власти, передоверив реальное обустройство космоса и власть над ним Эллилю.

11 Ануннаки - слово, обозначающее  либо всех богов (как, очевидно, в данном случае), либо только  земных и подземных богов в  противопоставление космическим (небесным) богам-игигам.

12 Бог воздуха, "первейший сын  Анума" и "царь богов", реально управляющий космосом  и являющийся главным божеством  шумеро-аккадского пантеона.

13 Бог-покровитель города Вавилона  и вавилонской государственности.  Хаммурапи, по понятным причинам, выдвигает его на первый план.

14 Бог морских и подземных  вод, считавшийся покровителем  мудрости. Анум, Эллиль и Эа составляли  триаду высших божеств шумеро-аккадской  Месопотамии. Первоначально Мардук, по своей незначительности, едва  ли мог считаться сыном Эа; таковым его объявила, очевидно, I Вавилонская династия.

15 Дословно: "эллильство", от имени  Эллиля, считавшегося повелителем  мира.

16 Игиги - небесные, наиболее могущественные  божества шумеро-аккадского пантеона, противопоставленные ануннакам как богам земли и подземного мира (но при применении термина "ануннаки" в значении "боги вообще" игиги оказываются своего рода верхушкой ануннаков). Иногда выделяется семь игигов: Анум, Эллиль, Эа, Син, Шамаш, Мардук и Иштар.

17 Дословно: Баб-или, "ворота богов". Вавилон, контролировавший один из рукавов Евфрата, Арахту, был основан около середины - третьей четверти III тыс. до н.э. (первое упоминание - в начале XXII в. до н.э.).

18 Бог Солнца, в то же время  хранитель и покровитель мирового  правосудия. Носит титул "судьи богов".

19 Самоназвание уникального в  истории Востока двуединого шумеро-аккадского  этноса (акк. "цалмат каккади", шум. "санг-нгига").

20 Дословно "для плоти людей", с отражением месопотамского  представления о "благоденствии"  как именно о физическом (исключительно или в первую очередь) благоденствии.

21 Ниппур IV тыс. до н.э. - культовая  и политическая столица шумерского  союза племен, где почитался главный  бог-покровитель этого союза - Эллиль, являвшийся одновременно  городским богом-покровителем самого Ниппура. С тех пор Ниппур, как средоточие культа Эллиля, неизменно сохранял престиж священного религиозного центра.

22 Храм Эллиля в Ниппуре.

23 Эриду, на крайнем юге Двуречья, считался древнейшим городом  в Шумере и первым центром  месопотамской государственности. По археологическим данным, Эриду и его район действительно являлись местом первого оседлого поселения людей в Нижней Месопотамии (VI тыс. до н.э.).

24 Храм Эа в Эриду.

25 Храм Мардука в Вавилоне.

26 Бог Луны.

27 Храм Сина в Уре.

28 Богиня, жена Шамаша. В ее "часовне" (дословно "могиле"), по-видимому, осуществлялся ее культ.

29 Храм Шамаша в Сиппаре.

30 Подразумевается разгром и  покорение Хаммурапи царства  Ларсы (1763 до н.э.), обнимавшего  до того весь юг Нижней Месопотамии.

31 Храм Анума и Иштар в Уруке.

32 Бог-воитель, покровитель города  Киша.

33 Храм Забабы в Кише.

34 Пригород Киша с храмом Иштар.

35 Божество-смертоносец, бог чумы.

36 Он же Набу. Сын Мардука,  бог-покровитель города Борсиппы.

37 Храм Набу в Борсиппе.

38 Божество плодородия.

39 Богиня-мать, создательница людей.

40 Богиня-мать, отождествлялась с  Мамой.

41 Храм бога Нингирсу в Лагаше.

42 Эпитет Иштар.

43 Шумеро-аккадский бог грома,  молнии, дождя и бури, отождествленный  с верховным богом амореев,  Элем. Напомним, что Хаммурапи принадлежал к аморейской династии из племени яхрурум и подчеркивал это свое происхождение (до него цари его династии, будучи амореями, носят аккадские имена, начиная с него - аморейские).

44 Храм Адада в Бит-Каркаре.

45 Речь идет об обустройстве  мелкого царства Мальгиума после его покорения (1761 г. до н.э.) и разрушения его стен (1759 г. до н.э.).

46 Западносемитское, в том числе  аморейское, божество. Бог-податель  пищи. По вавилонским представлениям  считался богом-покровителем долины  Среднего Евфрата (принадлежавшей ареалу шумеро-аккадской цивилизации, но в начале II тыс. до н.э. заселенной преимущественно западносемитами - амореями).

47 Мари на Среднем Евфрате.

48 По-видимому, Верхний Туттуль,  город на реке Белих, притоке  Евфрата. В целом фраза подразумевает аннексию царства Мари (1759 г. до н.э.), занимавшего долину Среднего Евфрата и часть Верхней Месопотамии.

49 Сын Эллиля, божество подземных  вод и врачевания, бог-покровитель  города Эшнунны. По-видимому, вся  фраза содержит намек на покорение  Эшнунны (1756 г. до н.э.).

50 Храм в городе Аккад.

51 "Ламассу" - термин, обозначавший  всякую богиню-покровительницу.  Здесь подразумевается, по-видимому, ашшурская Иштар.

52 Храм Иштар в Ниневии. Вся  фраза намекает на покорение  Ашшурского царства (оно же "Староассирийское" в современной литературе и "Субарту", т.е., дословно "Верхнемесопотамское царство" в надписях самого Хаммурапи). Это государство, включавшее долину Среднего Тигра с городами Ашшуром и Ниневией и прилегающую часть Верхней Месопотамии, было захвачено Хаммурапи ок. 1757-1755 г. до н.э.

53 Хаммурапи, излагая свои благодеяния  каждому городскому богу и  каждой городской общине по  отдельности, на символическом  уровне рисует тем самым свою  державу как своего рода личную  унию всех городов-государств  Месопотамии. По той же причине в перечне городов священный Ниппур и древнейший Эреду идут перед Вавилоном. Это, конечно, не мешало державе Хаммурапи быть унитарной, в высшей степени централизованной монархией (полную аналогию этому расхождению условности и реальности дает русский императорский титул с его отдельными царскими титулами для Казани и Астрахани и т.д.). Впрочем, реальность тоже отражена во введении ЗХ (там, где говорится о вечной царственности, укорененной в Вавилоне).

54 Примечательно, что Хаммурапи ведет отсчет не от Сумуабума (1894-1881 до н.э.), основателя Вавилонского царства и его I династии, а от его преемника Сумулаэля (1880-1845 до н.э.). Возможно, Сумулаэль был не сыном, а племянником Сумуабума и, таким образом, первым предком Хаммурапи на престоле.

55 Отец Хаммурапи, царь Вавилона  в 1812-1793 до н.э.

56 Официальное название общемесопотамского  царства (или царства, претендующего  на общемесопотамское владычество)  с XXI в. до н.э.

57 Введение в ЗХ отражает в  первую очередь особую концепцию  царской власти, согласно которой боги даруют царю в управление ту или иную область ради наведения там справедливого порядка. С другой стороны, здесь проводится и более древнее, восходящее ко временам раздробленности Месопотамии воззрение на царскую власть, по которому царь - просто правитель своего города, в частности, отправляющий в нем культовые функции по отношению к богу-покровителю данного города (отсюда стремление Хаммурапи подчеркнуть свои благодеяния отдельным храмам городских общин).

Примечательно, что в державу Хаммурапи входили и часть хуррито-аморейской Верхней Месопотамии, и западный Элам с Сузами, однако во введении к ЗХ он перечисляет только города, почитающие шумеро-аккадских богов. Очевидно, Хаммурапи четко осознавал себя национальным государем "черноголовых" - т.е. шумеро-аккадцев (и слившихся с ними в этнокультурном отношении иноплеменников, в том числе амореев), носителей месопотамской цивилизации. В самом деле, он, подобно Шамашу, должен восходить именно над "черноголовыми".

58 ЗХ не предсталяют собой исчерпывающего свода юридических норм; например, в них отсутствуют статьи, касающиеся простейших преступлений - обычной кражи, убийства, колдовства, хотя присутствуют нормы, связанные с обвинениями в этих преступлениях. Очевидно, нормы, касающиеся таких преступлений, считались общеизвестными. То же касается многих важнейших областей жизни как частных лиц, так и государственного организма. В ЗХ включены только статьи, касающиеся случаев, нормы по которым были впервые установлены или отредактированы Хаммурапи (в т.ч. выбраны им из числа противоречащих друг другу местных норм его огромного царства). Таким образом, ЗХ представляют собой не кодекс в точном смысле слова, а сборник юридических новелл (дополненный, возможно, нормами обычного права, которые царь счел необходимым, не изменяя, подчеркнуть и выделить, вставив в свой сборник). Реально значительная часть этих норм не рассчитывалась на обязательное исполнение во всех случаях (полюбовные сделки частных лиц, несомненно, могли их обходить), а предназначалась для разрешения конфликтных ситуаций.

Нормы ЗХ группируются по предмету регулирования (процессуальные нормы - ст.1-5; нормы  уголовной охраны собственности - ст.6-25; нормы регулирования повинностных отношений на царской земле - ст.26-41; регулирование общих вопросов земельного права и поземельных отношений - ст.42-71 слл.; вопросы, связанные с деятельностью торговцев и ростовщиков - ст.88 - 126; нормы семейного права и семейного наследования - ст.127-194; законы о наказаниях за побои и увечья - ст.195 - 214; вопросы регулирования найма и оплаты труда, включая тарифы - ст.215-277; и, наконец, вопросы купли-продажи рабов - ст.278-281). Внутри таких группировок нормы расположены по ассоциации (причем считается, что статья, завершающая один раздел, должна иметь нечто общее с начинающей другой; например, на стыке разделов по семейному праву и телесным повреждениям стоит ст.195, рассматривающая физический ущерб отцу со стороны сына). Статьи, с нашей точки зрения относящиеся к гражданскому праву, идут вперемежку со статьями, относящимися к праву уголовному, по общности, затронутой в тех и других области жизни. Для ЗХ в большой степени характерна казуальность (статья вырастает из конкретного дела, а сходные дела могут быть проигнорированы; общие принципы не формулируются).

Информация о работе Законы вавилонского царя Хаммурапи