Законы вавилонского царя Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

Черный столб из базальта с текстом "Законов" был найден в 1901-1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с "Законами" во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся "судье богов", покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы.

Работа содержит 1 файл

Законы Хаммурапи.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

75 Естественно задать вопрос, имела  ли вообще практический смысл  оговорка, предоставляющая преступнику  право откупиться от наказания  многократным штрафом: трудно  представить себе, чтобы человек  стал красть некий предмет, располагая в то же время средствами на 10-30-кратную покупку такого же предмета. Таким образом, своих средств на выплату штрафа реальный вор, вернее всего, не имел, и если ему не удавалось занять их (например, ценой самопродажи в кабальное рабство), смягчение, допускаемое первой частью статьи, не имело для него никакой цены.

76 Т.е., наказание, которое грозило  бы обвиняемому, если бы обвинение  было доказано.

77 Ст.17-20 регулируют различные аспекты  одной и той же ситуации: некий  человек поймал беглого раба, причем этот раб может принадлежать любому частному лицу, прежде всего свободному полноправному "человеку". Отличие ст.19 от ст.16 заключается, таким образом, во-первых, в том, что в ст.19 речь идет о поимке, а не об укрывательстве беглого раба, во-вторых, в том, что в ст.19 речь идет о рабах частных лиц, а в ст.16 - о рабах дворца и дворцовых людей. Из сопоставления ст.17 с прочими статьями следует, что возврат беглых рабов государству был обязательным долгом и никак не вознаграждался (в отличие от также обязательного возврата раба частному лицу).

78 Наказанием в случае ложной  клятвы будет неизбежный гнев  бога, именем которого поклялись.

79 Несомненно, с целью кражи.

80 Здесь и ниже так переводится  акк. термин "алу", досл. "поселение".

81 Акк. рабианум (также хазианум, "градоправитель") - глава общинного поселения по назначению царя.

82 Одна из немногих статей  ЗХ, рисующих роль общины.

83 Статья, как видно, предусматривает  самосудную расправу на месте,  в противном случае вора нельзя  было бы бросить в "этот" огонь, т.е., в огонь того самого пожара, которым он пытался воспользоваться.

84 Ст.26-41 регулируют права и обязанности  т.н. "царских людей", которые  были обязаны царю той или  иной службой ("ильком"), а  сами обеспечивались условным  земельным пожалованием (или жалованием; впрочем, в ЗХ с примерами такого рода мы не встречаемся) со стороны государства. Надо полагать, что подавляющее большинство их относилось к категории мушкенумов (ср. ниже различные ограничения их прав отказываться от своей службы, едва ли совместимые со статусом свободного полноправного человека; кроме того, сословие мушкенумов само по себе должно было включать именно таких людей). Основной предмет этих статей - судьба имущества, выданного царем в обеспечение "царским людям", большая часть статей (26-35) говорят о воинах.

85 Редум и баирум - военные колонисты.  Именно из них состояло рядовое  воинство старовавилонских царей  (кроме редума и баирума, из  военных ЗХ упоминают только  офицеров). Они получают от царя  в личное условное держание  землю (редум - еще и скот), на которой ведут хозяйство силами собственной семьи, а сами обязаны царю военной службой. Как государственное имущество, выданное редуму и баируму обеспечение землей и скотом не подлежало отчуждению. Однако наряду с ним редум и баирум могли приобретать любое имущество на началах частной собственности и соответственно распоряжаться им (ст.39). Закон стремился сделать статус военных колонистов необратимым и наследственным (см. ст.27-28, ст.41). Редумы получали от царя улучшенное обеспечение (не только землю, но и скот, ст.35), но, с другой стороны, были и в мирное время административно и юридически подчинены офицерам (ст.34). Очевидно, речь идет о тяжеловооруженных войсках регулярного строя (редумы) и легковооруженных стрелках (баирумы, ср. досл. значение слова "баирум" - "ловец").

86 Таким образом, государство  поощряло наследственную передачу  статуса военного колониста. Примечательно,  что о замещении убитого военного  колониста ЗХ молчат; очевидно, этот  вопрос решался соответствующим чиновником согласно сложившейся административной практике. Однако если сын пропавшего без вести военного колониста был преимущественным наследником статуса своего отца, то тем более это должно было относиться к сыновьям убитых.

87 О дальнейшей его службе  ничего не говорится, так что речь, очевидно, идет о земельной "пенсии", выделяемой малолетнему сыну пропавшего без вести военного колониста.

88 Дословно: "перед лицом".

89 Очевидно, при неоговоренном в  ЗХ двухлетнем сроке отсутствия  решение предоставлялось на произвол соответствующего чиновника.

90 См. прим. к ст.49.

91 Итак, высшей инстанцией по  выкупу воина оказывается дворец - несомненно, именно потому, что  воин сидел на государственной  земле.

92 Храмовые хозяйства при Хаммурапи  были частью государственного хозяйства. Таким образом, речь идет о выкупе за счет того храма, к которому было в культовом отношении "приписано" данное поселение. Данная статья доказывает, что военные колонисты жили особыми "поселениями" общинного типа (в частности, с круговой имущественной порукой и собственными "храмами"), аналогичными, например, стрелецким слободам в России.

93 Баирум здесь не упоминается.  Смысл этого отграничения, конечно,  не в том, что с баирумом  все перечисленные вещи можно  проделывать безнаказанно. Статья  перечисляет злоупотребления, касающиеся исключительно мирной жизни и возможные только при постоянном и нормативном административно-юридическом контроле сотников и десятников над редумами (например, беззаконно "предать редума сильному в суде" офицер мог только в том случае, если вообще представительствовал за редума в судах или давал санкцию на его выдачу и т.д.). Молчание о баируме объясняется, очевидно, тем, что применительно к нему возможность таких злоупотреблений не возникала вообще (т.е. он попадал под власть офицеров только на войне).

94 Смысл этого параграфа, опять-таки, не в том, что баирум, здесь  не упомянутый, может продавать  выданный ему в условное обеспечение  царский скот, а в том, что  у него вовсе нет такого  скота.

95 "Несущими подать" (акк. "наши  бильтим") назывались лица, получавшие для обработки участок царской земли под условием выплаты (натурой) большей части урожая, то есть царские издольщики. Такая выплата считалась их повинностью ("ильком"). Государство не заключало с ними договоров об аренде, и их положение целиком регулировалось администрацией. В частности, администрация могла перемещать их с одного участка на другой. Земельный участок часто выдавался им один на целую группу. К "несущим подать" причислялись также и другие "царские люди", существующие на аналогичных условиях  - пастухи и ремесленники (в более узком смысле слова только таких ремесленников и называли "несущими подать"). Реально статус "несущего подать" был наследственным. Можно не сомневаться, что эксплуатация земледельцев из числа "несущих подать" была тяжелее налоговой эксплуатации общинников (иначе царю вообще не было бы смысла предоставлять им землю). Интересно, однако, что такие земледельцы именовались официально "наместниками", т.е. как бы представителями бога и дворца на своих крошечных участках земли!

96 Цель ст.35 и 37 - исключить возможность  продажи "царским человеком"  государственного имущества, выданного  ему в условное держание, на  сторону как частного достояния.  Обратим внимание, что ЗХ достигают  этой цели не карами, обещаемыми продавцу - расхитителю государственного добра, а, напротив, хитроумной льготой в его адрес, делающей, однако, бессмысленной самую сделку: кто станет в обход закона покупать государственное добро у "царского человека", если известно, что по закону тот имеет полное право (точнее, обязанность) оставить себе и полученную плату, и "проданное" имущество?

97 Т.е. выданы ему в условное  держание как обеспечение его  службы - илька.

98 Дословно "бесплодная". Жрица,  лишенная права деторождения  и получавшая за осуществление своих обязанностей надел из царской земли. Напомним, что храмы при Хаммурапи входят в состав государственного хозяйства.

99 Здесь: торговый агент государства.  Хаммурапи ликвидировал крупную  частную торговлю; купцы либо  должны были расстаться со своим занятием, либо поступить на государственную службу. Такой купец, несущий ильк тамкара, должен был торговать государственным товаром и приносить государству прибыль, за что получал право вести и самостоятельные, частные торговые операции (на практике те и другие могли совмещаться, и тамкар мог, например, обернув доверенные ему государством средства, должную часть прибыли отдать государству, а остаток забрать себе). Именно людям, несущим ильк тамкара, был поручен сбор налогов.

100 Дословно "и (любой) другой ильк". В первую очередь имеются в виду высокопрофессиональные ремесленники и административный персонал.

101 Таким образом, надитум, тамкар  и люди прочих видов царской  службы (но не военные колонисты  и "несущие подать", см. ст.41!) могли продавать свой ильк вместе с его обеспечением любому желающему, т.е. уходить с царской службы, подыскав заместителя и оформив передачу ему своего надела и службы как акт купли-продажи. Свободно продавать свои участки как частные было, однако, запрещено и им (ст.71). Поскольку речь шла о высокообеспеченных и почетных должностях, наделы и ильки, упомянутые в ст.40, как правило, доставались "авилумам".

102 Данная статья вкупе со  ст.36-37 запрещает военным колонистам  и "несущим подать" проводить  ту же операцию, что прочим царским людям по ст.40, пользуясь тем же методом, что в ст.35,37. Таким образом, ЗХ стремятся исключить передачу наделов и службы военными колонистами и "несущими подать", делая их фактически наследственными крепостными. Причины, по которым таких препятствий не чинили "царским людям" ст.40, можно восстановить только приблизительно. В ст.40 речь идет о "царских людях" высшей категории, самих по себе малочисленных, не заинтересованных в избавлении от своей службы и в то же время наделяемых достаточным количеством земли для того, чтобы ее не мог откупить "случайный" покупатель, и чтобы таких покупателей вообще не находилось много. С "царскими людьми" ст.41, служба которых достаточно обременительна, дело обстоит прямо противоположным образом, и предоставление им права свободно передавать ильк привело бы на деле к неконтролируемому массовому перераспределению участков и "текучести кадров", сопровождающейся всевозможными злоупотреблениями и, что особенно важно подчеркнуть, концентрацией государственной земли в руках крупных собственников (на полученную землю те сажали бы собственных зависимых людей - хотя бы ее же вчерашних владельцев - которые и несли бы реально за них ильк). Такое внедрение "промежуточных" крупных эксплуататоров между государством и реальным работником на участке государственной земли и стремятся исключить ЗХ.

Отличие ст.41 от ст.36-37 заключается  в том, что в ст.41 речь идет о  мене участков (с приплатой), а в  ст.36-37 - о чистой продаже.

103 Ст. 42-70-е регулируют операции  с недвижимостью и ответственность за правонарушения, связанные с недвижимым имуществом. При этом ст.42-48 касаются аренды целины и поля, ст.60-65 - аренды сада (арендная плата во втором случае выше, чем в первом, поскольку и работа арендатора сада намного легче). Ст. 49-52 посвящены залогу земли. ЗХ оставляют во всех случаях арендованную и заложенную землю за первоначальным владельцем и всячески подчеркивают его права. Цель этого - исключить переход арендованного участка в руки арендатора и идущую таким способом (на Переднем Востоке довольно обычным) концентрацию земли. В частности, при залоге урожай должен оставаться в руках истинного владельца заложенной земли, и тот отдает заимодавцу сумму заклада, лишь продав урожай (собранный заимодавцем, ст.49-50!).

104 Для сравнения: прожиточный минимум в год на семью - около 6 гуров.

105 В целом термин "тамкар" в ЗХ употребляется в значении "человек, вложивший капитал  в торгово-ростовщическую операцию". Так называли и купцов, и ростовщиков.  Купцы-тамкары, как указывалось  выше, были обращены в государственных агентов (должность которых так и называлась - "тамкар"), но ростовщическую операцию могло произвести любое частное лицо; в ЗХ оно тем самым тоже именовалось "тамкаром". Это видно из ст.116, где речь идет о "тамкаре" данного лица, а из сравнения со ст.113 выясняется, что этим "тамкаром" мог быть всякий человек по отношению к другому человеку. Хаммурапи ограничивает процент на долг 20% годовых на серебро и 33,5% годовых на зерно.

106 Как и следовало ожидать,  тамкар не обрабатывал землю  сам, а нанимал "землепашцев". Речь, таким образом, идет о субаренде.

107 Имеется в виду указ, устанавливающий  цены на зерно и сезам в  серебре, ср. ст.89. В ст.49-51 проводится  та мысль, что в норме хозяин  заложенного тамкару поля должен  сам продать урожай за серебро и из полученных средств возместить долг и только при крайней необходимости может отдать его натурой. Отсюда видна достаточно высокая степень развития товарно-денежных отношений.

108 Данная статья указывает на  свободную куплю-продажу земли,  не являющейся условным держанием. К категории такой земли, конечно, могла относиться и заново распаханная частными лицами (теми же мушкенумами) земля, но прежде всего к ней должна была относиться земля общинников (в данной статье никак не выделяемая из категории земель, подлежащих свободному отчуждению). Характерно, что никакой общинной санкции на такую операцию ст.71 не предусматривает (возможно, впрочем, что такая санкция считалась частью обычного права, не изменяемого царем, и не упоминалась именно поэтому). Реально земля, однако, продавалась крайне редко (это видно из состава дошедших до нас документов, а также из ничтожного внимания, которое ЗХ уделяют продаже земли по сравнению, например, с ее же арендой), и такой акт считался весьма болезненным для расстающегося с землей продавца.

109 Ст.70-е - 126 касаются всевозможных  торговых и коммерческих операций, в основном - займов, залогов и  отдачи на хранение. В целом  можно заметить, что основными  деятельности, связанной с денежными  отношениями, которые стремилось  контролировать государство (а оно, скорее всего, хотело контролировать все сферы крупного обращения движимости) были: ростовщичество в той или иной форме, дальняя оптовая торговля и, наконец, содержание постоялых дворов (в переводе условно "шинков"). Других сколько-нибудь существенных явлений в сфере товарно-денежных отношений, в том числе в сфере услуг, Месопопотамия, как видно, не знала.

110 Ст.88, 111, 114, 121, 215-217, 221-223, 228-234, 239, 257-258, 261, 268-277 представляют собой яркий  пример государственного регулирования частных сделок. Они устанавливают тарифы на наем квалифицированных специалистов, ремесленников и сельскохозяйственных рабочих, скота, повозок, судов; фиксируют цены и соотношение цен на зерно, серебро, сикеру (ср. со ст.51) и т.д. В реальных частных сделках, как видно из документов, эти нормы соблюдали далеко не всегда, но при желании подобную сделку всегда можно было опротестовать в суде.

Ст.88-96 призваны ограничить ростовщичество (в частности, высший ростовщический процент по ЗХ - 20 %) и облегчить или упростить расплату по долгам для должников. "Тамкары", о которых при этом идет речь - не обязательно люди, занимающие государственную должность с таким названием, но заимодавцы вообще (см. ст.113-116, где речь идет о частных лицах, занимающих друг другу). Подчеркнем, что любая ростовщическая операция должна была проводиться под контролем государства (ст.95).

111 Ср. ст.51.

112 Восстановлено по смыслу контекста.

113 Ст.99-107 посвящены совместным  операциям с деньгами, как правило  торговым операциям с вкладом капитала одной из сторон и выполнением операции другой. Там, где речь идет о торговле, под "тамкарами" имеются в виду люди, занимающие должность "тамкара" (всем прочим заниматься крупной торговлей было, по-видимому, запрещено, см. выше), однако речь идет именно о той части их операций, в которую был вовлечен их частный капитал и которую они проводили на свой частный страх и риск.

114 Дословно "разносчик", торговый  агент тамкара. Тамкар вручает  шамаллуму определенный капитал,  который тот должен вернуть ему с процентами (см. ст.102). Смысл дела для самого шамаллума заключался исключительно в высокой доходности внешней торговли, которая позволяла ему нажить больше, чем сумма, предназначенна к возврату. Отношения шамаллума и тамкара - договорные (ст.105-106).

115 На путевые издержки.

116 Т.е. шамаллум должен вернуть  тамкару основной капитал, доверенный  ему, отдельно сосчитать проценты, которые он должен был нажить  по договоренности с тамкаром, из них возместить себе путевые  расходы, подсчитанные согласно условному поденному расчету, а оставшуюся часть процентов отдать тому же тамкару.

Информация о работе Законы вавилонского царя Хаммурапи