Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:58, курсовая работа
В последнее время стало модным находить истоки парламентаризма в России в многочисленных институтах нашей многовековой истории. Да, с точки зрения представительских функций в России было немало структур и учреждений, пытавшихся представлять и защищать интересы различных слоев общества. Но, с точки зрения законодательной деятельности, осуществления законодательной власти, в России полноценного парламента никогда не было. Ближе всего к нему были четыре Государственные думы начала XX века. Но и они были законодательными органами при государе-императоре с сильно урезанными полномочиями и на конституционную монархию явно не тянули.
На I Съезде народных депутатов регистрации подлежали группы численностью не менее 50 депутатов (группы, созданные для защиты национальных интересов малочисленных народов, подлежали регистрации независимо от численности). К середине съезда (25 мая 1990) были зарегистрированы 24 депутатских группы численностью от 51 до 355 депутатов - в основном профессионального и регионального толка, в которые вошли 200% депутатов.
На II чрезвычайном съезде (ноябрь - декабрь 1990), посвященном преимущественно аграрному вопросу, на политическую арену вышли левоцентристская (в нынешнем понимании) группа "Демократический центр - Россия" (Бабурин), правоцентристская группа "Левый центр" (Шахрай) и просто центристская "Организаторы народного хозяйства" (Гехт - Беспалов).
Для определения правомочности заседания Съезда перед каждым заседанием и после каждого перерыва проводилась регистрация народных депутатов. Перед голосованием могла быть проведена дополнительная регистрация.
Народному депутату РСФСР обеспечивалась возможность активного участия в заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР. Он имел право участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по персональному составу создаваемых Съездом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или утверждаемых Съездом, обращаться с запросами, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными правами в соответствии с Конституцией РСФСР и иными законами РСФСР.
Утренние заседания Съезда народных депутатов РСФСР проводились с 10 до 14 часов с перерывом на 30 минут, вечерние - с 16 до 18 часов. По решению Съезда могло быть установлено иное время начала и окончания заседаний. Время для докладов на заседаниях Съезда предоставлялось в пределах одного часа, для содокладов- до 20 минут. Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, для повторных выступлений в прениях, а также выступлений при постатейном обсуждении проектов закона- до 5 минут, для выступлений по кандидатурам, порядку ведения заседания, мотивам голосования и для справок - до 3 минут. С согласия большинства народных депутатов РСФСР председательствующий на заседании Съезд мог продлить время для выступления.
Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов РСФСР открывал и вел Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов РСФСР, а после избрания Председателя Верховного Совета РСФСР и его заместителей заседание Съезда вел Председатель Верховного Совета РСФСР или его заместитель.
Президиум Съезда народных депутатов РСФСР образовал в составе Председателя Верховного Совета РСФСР, его Первого заместителя и заместителей.
Председательствующий на заседании Съезда народных депутатов РСФСР объявлял об открытии и закрытии заседаний, объявлял очередных докладчиков и выступающих, обеспечивал соблюдение Регламента, способствует сближению позиций сторон, достижению взаимосогласованных решений, ставил на голосование проекты законов РСФСР, постановлений и других актов Съезда, зачитывал предложения депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам, отвечал на вопросы, заявления и предложения, поступившие в Президиум или Секретариат Съезда, давал справки, обеспечивал соблюдение иных процедур, принятых Съездом, обеспечивал порядок в зале заседаний, подписывал протокол заседания. Председательствующий ставил на голосование все вопросы, предложенные депутатами для голосования.
Съезд народных депутатов РСФСР избирал из числа народных депутатов РСФСР Первого заместителя и трех заместителей Председателя Верховного Совета РСФСР. Кандидатуры для избрания на должности Первого заместителя и заместителей вносились Председателем Верховного Совета РСФСР, после чего проводилось их обсуждение. По решению Съезда Председатель Верховного Совета РСФСР мог предлагать на должности Первого заместителя и трех заместителей по несколько кандидатур, используя при этом консультации с народными депутатами, группами депутатов.
Избранными в Совет Республики считались кандидаты, получившие наибольшее число голосов среди кандидатов по данному региону и более половины голосов от общего числа народных депутатов РСФСР. Избранными в Совет Национальностей - кандидаты, получившие наибольшее число голосов среди кандидатов по данной автономной республике, автономной области, краю, области, городам Москве и Ленинграду и более половины голосов от общего числа народных депутатов РСФСР.
По решению Съезда запись для выступления в прениях могла производиться с помощью электронной системы голосования. В этом случае запись производится одновременно, затем электронная система генератором случайных чисел расставляла кандидатов для выступления в случайном порядке.
По решению Съезда запись для выступления в прениях могла производиться с помощью электронной системы голосования. В этом случае запись производится одновременно, затем электронная система генератором случайных чисел расставляла кандидатов для выступления в случайном порядке.
После принятия законопроекта за основу на голосование ставились отдельно каждая статья либо раздел, или глава проекта закона РСФСР с вносимыми поправками, а затем весь проект в целом. Съезд народных депутатов РСФСР мог принять решение о голосовании сразу по законопроекту в целом. Съезд народных депутатов РСФСР принимал обсуждаемый документ, либо отклонял его, либо направлял на доработку.
Комиссии Съезда избирались из числа народных депутатов РСФСР открытым голосованием. Комиссии могли привлекать к своей работе ученых, специалистов и практических работников, не являющихся народными депутатами РСФСР.
Комиссия прекращала свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач или досрочно по решению Съезда народных депутатов РСФСР.
Список использованных источников
1. Авакьян А.С. Федеральное Собрание парламент России/ А. С. Авакьян. – М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1999. – 547 с. – ISBN 5-306-00003-7.
2. Барсуков В.И. и др. Государственная Дума Федерального Собрания РФ третьего созыва / В. И. Барсуков, Ю.А. Брусницын, Н.А. Васецкий. – М.: ВЭЛТИ, 2000. – 377 с. – ISBN 5-222-01622-6.
3. Булаков О.Н. История России XX век/ О.Н. Булаков. – М.: Наука, 2002. – 122 с. - ISBN 5-332-01523-7.
4.Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N2, ст.22.
5. Виноградова М.В. Россия на рубеже XXI века./ М. В. Виноградов. – М.: Человек и карьера, 2000. – 189 с. - ISBN 3-341-23163-6.
6. Горобец В.Д. История СССР/ В. Д. Горобец. – М.: Академия, 1998.– 342 с. - ISBN 3-653-08527-4.
7. Гранкин И.В. Новейшая история Отечества/ И. В. Гранкин. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 2001. – 367 с. – ISBN 2-871-90129-1.
8. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. – М.: Известия, 1996 – 63 с. – ISBN 5-253-00935-3.
9. Овсепян Ж.И. Курс советской истории 1945-1991./ Ж. И. Овсепян. - Ростов-на-Дону: СКАГС, 2000. - 120 с. - 4-910-04191-8.
10. Пихоя Р. Г. Советский Союз: История власти 1945-1991/ Р. Г. Пихоя. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. – 681 с. – ISBN 5-87550-105-7.
11. Степанова И. М. Политология России/ И.М. Степанова, Т.Я. Хабриева. - М.: Юристъ, 2005. – 427с. - ISBN 5-061-98837-3 .
Приложение А
СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ |
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ |
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА |
Таблица 1 – Высшие органы государственной власти
41
[[][1] Пихоя Р. Г. Советский Союз: История власти. – Новосибирск: Сибирский хронограф. 2000 г.
[[][2] Пихоя Р. Г. Советский Союз: История власти. – Новосибирск: Сибирский хронограф. 2000 г.
[[][3] Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. – М.: Известия, 1996
[[][4] Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. – М.: Известия, 1996
Информация о работе Временный регламент Съезда народных депутатов РСФСР