Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:58, курсовая работа
В последнее время стало модным находить истоки парламентаризма в России в многочисленных институтах нашей многовековой истории. Да, с точки зрения представительских функций в России было немало структур и учреждений, пытавшихся представлять и защищать интересы различных слоев общества. Но, с точки зрения законодательной деятельности, осуществления законодательной власти, в России полноценного парламента никогда не было. Ближе всего к нему были четыре Государственные думы начала XX века. Но и они были законодательными органами при государе-императоре с сильно урезанными полномочиями и на конституционную монархию явно не тянули.
Лидеры фракции "Российский союз" в ответ на распад СССР в декабре 1991 перешли на сторону непримиримой оппозиции, растеряв большую часть членов фракции, многие из которых вернулись во фракции РПРФ-СДПР (-ЛЦ) и ДР.
На VI съезде (апрель 1992) фракции структурировались в 3 блока. В первый день (6 апреля) создан оппозиционный блок "Российское единство" в составе 5 фракций (Коммунисты России, Аграрный союз, Россия, Отчизна, Российский союз).
Но вечером того же дня "Российский союз" лишился регистрации, т.к. в нем осталось всего 18 депутатов. 10 апреля провозглашен умеренно-оппозиционный блок "Созидательные силы" (Промышленный союз, Рабочий союз, Смена). 14 апреля зарегистрирован блок "Коалиция реформ", под заявлением о создании которого 5 подписей (ДемРоссия, Радикальные демократы, Свободная Россия, а также отдельно РПРФ/СДПР и Левый центр, которые в стенограмме съезда попеременно упоминаются то, как две, то, как одна фракция). "Беспартийные депутаты" и "Суверенитет и равенство" остались вне блоков. 18 апреля создана 14-я (с учетом распада Российского союза, а за всю историю - 16-я) фракция - "Гражданское общество", объединившая "ужаснувшихся демократов".
Между съездами "Левый центр", потерявший приставку "РПРФ/СДПР", и "Свободная Россия" воссоединились с "Беспартийными" в новом блоке "Демократический центр" - парламентском крыле "Гражданского союза", развалив тем самым блок "Коалиция реформ". В июне к ДЦ чуть было не присоединилась фракция "Гражданское общество", но к осени она радикализировалась, поглотила лидеров распавшегося "Российского союза" и к октябрю вступила в блок Российское единство. В ноябре к ДЦ удалось присоединить фракцию "Суверенитет и равенство". Тогда же с участием заметного количества "Беспартийных" и части "Гражданского общества" создана 15-я (за всю историю - 17-я) фракция "Родина", объединившая федералистов-государственников во главе с социал-демократом О.Румянцевым.
Таким образом, к концу правления Гайдара сложилась структура Съезда из 3 с половиной блоков - "Российское единство" (5 фракций), "Созидательные силы" (3), "Демократический центр" (4) и "Коалиция реформ" (2) - и внеблоковой фракции "Родина".
На VII съезде (декабрь 1992), занимавшемся заменой Гайдара на Черномырдина, покинувшие ЛЦ социал-демократы и умеренные либералы (будущие "яблочники") объединились в новую, 16-ю (18-ю) фракцию "Согласие ради прогресса". Деятели ЛЦ (в т.ч. Е.Басин, Е.Лахова, С.Степашин) ненадолго создали 17-ю (19-ю) фракцию "Сотрудничество" на базе одноименной неполитической группы После вычеркивания двойных членов, завершившегося в последний день съезда - 14 декабря, утратили статус фракций "Сотрудничество" (на почетных условиях - объединение названий - присоединилось к ЛЦ), "Беспартийные депутаты" (прекратили существование, лидеры фракции ушли в СР) и "Гражданское общество" (перерегистрировались как группа, допускающая двойное членство). Фракций осталось 14, групп - 6. Под занавес съезда провалена поправка к Регламенту, заменяющая "ползучую" регистрацию фракций разовой ежегодной перерегистрацией и легализующая Совет фракций.
"Родина", несмотря на объявленное присоединение к Гражданскому союзу Вольского, не вступила в блок ДЦ, а "Согласие ради прогресса", несмотря на членство некоторых его лидеров в движении "Демократическая Россия" - в Коалицию реформ (при этом большинство членов СРП состояли в Коалиции как индивидуальные члены).
К началу работы Съезда (май 1990) 920 депутатов (86%) состояли в КПСС. Остальные числились беспартийными.
На V съезде в июле 1991 принадлежность к КПСС декларировали 767 депутатов (73%), к другим партиям - 22 (2%): РПРФ - 8, СДПР - 4, СвДПР и ДПР - по 3, КДП (ПНС) - 2, НПР и РХДД - по 1.
На первом после приостановления деятельности КПСС V-2 съезде (октябрь 1991) членами КПСС числились 675 депутатов (65%), других 8 партий - 24 (2,5%) - добавились 2 члена НПСР. Нам удалось насчитать 54 (без членов КПСС, но включая членов созданной коммунистами СПТ) партийных депутата (5% состава съезда), состоявших в 10 партиях.
В дальнейшем пресс-центр Верховного Совета добавил к статистике лишь 31 члена СПТ (к VII съезду) и 67 членов КПРФ (к VIII). Данные по остальным партиям (кроме окончательно распущенной КПСС) остались неизменными. Панорама же насчитала на VI съезде 69 депутатов (7%) в 14 партиях, на VII - 152 (15%) в 20, на VIII - 220 (22%) в 23.
К марту 1993 в только что воссозданной КПРФ состояли как минимум 76 депутатов (8%), в других партиях - 190 (19%), в том числе в НПСР Руцкого - 71, СПТ - 31 (в т.ч. 19 коммунистов), АПР - 16, ДПР Травкина и РХДД Аксючица - по 12, ВСО А.Владиславлева - 10, РПРФ - 9, РКРП, СДПР и НПП А.Котенева - по 4, НПР Т.Гдляна и КДП (ПНС) М.Астафьева - по 3, КрПР Ю.Черниченко и Транснациональной радикальной партии - по 2, в СвДПР М.Салье, РХДС Г.Якунина, РХДП А.Чуева, РПСТ И.Кивелиди, ПТ О.Смолина, Республиканской гуманитарной партии Ю.Боканя, Союзе народного самоуправления В.А.Тихонова - по 1. При этом 26 депутатов состояли одновременно в двух, а один (М.И.Лапшин) - в трех партиях.
Из 18 фракций только 2 (Коммунисты России, РПРФ/СДПР) возникли на базе существующих партий и движений. Обратное наблюдалось в 2,5 раза чаще: члены фракций "ДемРоссия" и "Отчизна" создали одноименные движения, фракции "Коммунисты за демократию" - ДПКР/НПСР, Аграрного союза - АПР, России - РОС. Кроме того, блок "Явлинский - Болдырев - Лукин" на выборах-1993 возник с заметным участием фракции СРП, а "Выбор России" - с участием (в том числе формальным) фракций ДР и РД.
В итоге 6 фракций (КР, АС, Россия, РД+ДР, СРП) обзавелись в некотором смысле наследницами в Думе I созыва, а видные деятели "Суверенитета и равенства" (А.Дзасохов) и "ПромСоюза" (Г.Калистратов) руководили созданием крупнейшей группы одномандатников (хотя и остались в ней не на первых ролях).
Глава 2. Временный регламент Съезда народных депутатов РСФСР
Высшим органом государственной власти РСФСР являлся Съезд народных депутатов РСФСР. Съезд народных депутатов РСФСР вправе был принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР.
Заседание Съезда народных депутатов РСФСР правомочно, если на нем присутствовали не менее двух третей от общего числа народных депутатов РСФСР.
Для определения правомочности заседания Съезда перед каждым заседанием и после каждого перерыва проводилось регистрация народных депутатов. Перед голосованием могла быть проведена дополнительная регистрация.
В зале заседаний Съезда народные депутаты РСФСР размещались в алфавитном порядке по автономным республикам, краям, областям, городам Москве и Ленинграду, на территории, которых они избраны, со сменой размещения делегаций на каждом очередном Съезде.
Съезд народных депутатов РСФСР осуществлял свою работу на пленарных заседаниях, а при необходимости - на секционных заседаниях.
Народному депутату РСФСР обеспечивалась возможность активного участия в заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР.
Он имел право участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по персональному составу создаваемых Съездом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или утверждаемых Съездом, обращаться с запросами, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными правами в соответствии с Конституцией РСФСР и иными законами РСФСР.
По всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях Съезда, народных депутат РСФСР пользовался правом решающего голоса.
Секретариат Съезда обеспечивал народных депутатов РСФСР материалами Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного совета РСФСР, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета РСФСР.
Во время работы Съезда народных депутатов РСФСР депутатам предоставлялось информационные бюллетени заседаний Съезда. В стенографические отчеты по решению Съезда включались также и тексты выступлений народных депутатов, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений.
Народные депутаты РСФСР могли объединяться в группы по территориальному и иному, избранному группой, принципу.
В территориальную группу объединялись народные депутаты РСФСР, избранные по национально территориальным и территориальным избирательным округам в пределах автономной республики, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Ленинграда.
Группы народных депутатов РСФСР, созданные по иным принципам и насчитывающие не менее пятидесяти человек, письменно уведомляли Президиум Съезда народных депутатов, а в период между Съездами Председателя Верховного Совета РСФСР, о своем создании, составе, лицах, которые уполномочены были выступать от имени группы.
Группа, созданная для защиты национальных интересов малочисленных народов, приобретало право на выступление независимо от ее численности.
По предложению групп народных депутатов, указанных во второй и третьей частях настоящей статьи, Президиум Верховного Совета РСФСР или Президиум Съезда народных депутатов РСФСР распространял подготовленные материалы среди народных депутатов РСФСР.
О создании депутатских групп информировались народные депутаты РСФСР. Депутатские группы вправе были публиковать свои программы, не противоречащие основным принципам Конституции РСФСР, в газете "Советская Россия" или ином официальном печатном органе Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, других средств массовой информации.[[]3]
Депутатские группы работали в контакте с Верховным Советом РСФСР, его Президиумом, комиссиями палат и комитетами Верховного Совета, другими депутатскими группами.
Народный депутат РСФСР, группа депутатов вправе были обращаться с запросами к Председателю Верховного Совета РСФСР, Председателю Совета Министров РСФСР, Прокурору РСФСР, Председателю Верховного Суда РСФСР, кроме дел, находящихся в производстве, к руководителям других государственных органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР, а также к руководителям министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения, расположенных на территории РСФСР, по вопросам внутренней и внешней политики РСФСР.
Запрос мог быть внесен на Съезде народных депутатов РСФСР и сессии Верховного Совета РСФСР в письменной или устной форме.
Запрос, внесенный в письменной форме, оглашался председательствующим на заседании или доводится до сведения депутатов иным путем.
Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны были дать устный или письменный ответ на запрос на Съезде народных депутатов РСФСР не более чем в трехдневный или иной устанавливаемый Съездом народных депутатов РСФСР срок.
Ответ на запрос после заслушивания мог быть поставлен на обсуждение. По ответу на запрос принимается постановление.
В порядке работы Съезда народных депутатов РСФСР устанавливался резерв времени для обращения с запросами. В этих целях могли планироваться заседания, специально посвященные внесению запросов и изложению ответов на них.
Руководители государственных и общественных органов, иные должностные лица за предоставление Съезду народных депутатов РСФСР, его органам заведомо недостоверной информации либо за умышленное сокрытие информации несли ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
Народные депутаты РСФСР, группа депутатов вправе были обращаться с вопросами к должностным лицам и органам, указанным в части первой настоящей статьи.
В порядке работы Съезда народных депутатов РСФСР устанавливался резерв времени для обращения с вопросами и ответов на них.
Народные депутаты заблаговременно передавали вопросы в Секретариат для приглашения соответствующих лиц.
Заседания Съезда народных депутатов РСФСР являлись открытыми и велись гласно, с участием представителей прессы, по решению Съезда транслировались по телевидению и радио.
Для организации освещения средствами массовой информации работы Съезда образовались Пресс центр, который регулярно проводит брифинги, а по наиболее важным вопросам, рассматриваемым на Съезде, пресс конференции для советский и иностранных журналистов.
Стенографические отчеты открытых заседаний Съезда народных депутатов РСФСР публиковались в официальном печатном органе Съезда, Верховного Совета РСФСР, выпускаются отдельными изданиями.
По решению Съезда народных депутатов РСФСР могло быть проведено закрытое заседание.
Утренние заседания Съезда народных депутатов РСФСР проводились с 10 до 14 часов с перерывом на 30 минут, вечерние - с 16 до 18 часов. По решению Съезда могло быть установлено иное время начала и окончания заседаний.
Информация о работе Временный регламент Съезда народных депутатов РСФСР