Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:58, курсовая работа
В последнее время стало модным находить истоки парламентаризма в России в многочисленных институтах нашей многовековой истории. Да, с точки зрения представительских функций в России было немало структур и учреждений, пытавшихся представлять и защищать интересы различных слоев общества. Но, с точки зрения законодательной деятельности, осуществления законодательной власти, в России полноценного парламента никогда не было. Ближе всего к нему были четыре Государственные думы начала XX века. Но и они были законодательными органами при государе-императоре с сильно урезанными полномочиями и на конституционную монархию явно не тянули.
Время для докладов на заседаниях Съезда предоставлялось в пределах одного часа, для содокладов - до 20 минут. Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, для повторных выступлений в прениях, а также выступлений при постатейном обсуждении проектов закона- до 5 минут, для выступлений по кандидатурам, порядку ведения заседания, мотивам голосования и для справок - до 3 минут. С согласия большинства народных депутатов РСФСР председательствующий на заседании Съезд мог продлить время для выступления.
Дополнительные перерывы на заседаниях Съезда проводились по мотивированным предложениям народных депутатов, групп депутатов, если за них проголосовало не менее половины присутствующих депутатов. [[]4]
2.1 Формирование рабочих органов съезда народных депутатов РСФСР
Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов РСФСР открывал и вел Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов РСФСР, а после избрания Председателя Верховного Совета РСФСР и его заместителей заседание Съезда вел Председатель Верховного Совета РСФСР или его заместитель.
Президиум Съезда народных депутатов РСФСР образовал в составе Председателя Верховного Совета РСФСР, его Первого заместителя и заместителей.
Для проверки полномочий депутатов на первом после выборов заседании Съезд избирали из числа народных депутатов РСФСР Мандатную комиссию.
По представлению Мандатной комиссии Съезд народных депутатов РСФСР принимал постановление о признании полномочий народных депутатов РСФСР, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.
До признания полномочий депутатов Съезд народных депутатов РСФСР принимал решения только по повестке дня Съезда, по уставам Секретариата, Мандатной и Редакционной комиссий Съезда.
Другие вопросы Съезд мог обсуждать, не принимая по ним решения о признания полномочий депутатов.
Председательствующий на заседании Съезда народных депутатов РСФСР объявлял об открытии и закрытии заседаний, объявлял очередных докладчиков и выступающих, обеспечивал соблюдение Регламента, способствует сближению позиций сторон, достижению взаимосогласованных решений, ставил на голосование проекты законов РСФСР, постановлений и других актов Съезда, зачитывал предложения депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам, отвечал на вопросы, заявления и предложения, поступившие в Президиум или Секретариат Съезда, давал справки, обеспечивал соблюдение иных процедур, принятых Съездом, обеспечивал порядок в зале заседаний, подписывал протокол заседания. Председательствующий ставил на голосование все вопросы, предложенные депутатами для голосования.
Во время заседаний председательствующий не вправе был комментировать выступления депутатов, выступать по существу обсуждаемых вопросов. Участвуя в открытом голосовании, проводимом без использования электронной системы, председательствующий голосовал последним.
Если председательствующий считал необходимым принять участие в обсуждении, какого - либо вопроса на Съезде, он передавал функции председательствующего одному из членов Президиума до тех пор, пока не кончится обсуждение по данному вопросу.
На время проведения заседаний Съезда народных депутатов РСФСР образовался Секретариат Съезда.
Секретариат Съезда избирался открытым голосованием из числа народных депутатов РСФСР в составе руководителя и членов. Об образовании Секретариата Съезд народных депутатов РСФСР принимали постановление.
Для консультаций Секретариатом Съезда могли привлекаться специалисты, научные консультанты.
В составе Секретариата могли быть образованы рабочие группы.
Секретариат Съезда народных депутатов РСФСР организовал ведение стенограммы и протокола заседаний Съезда, вел запись желающих выступить, регистрировал депутатские запросы, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы депутатов в качестве документов, организовал работу с обращениями граждан, поступающими в адрес Съезда.
Секретариат Съезда представлял Президиуму Съезда сведения о записавшихся для выступления в прениях и о других депутатских инициативах, давал разъяснения народным депутатам РСФСР по вопросам работы Съезда. Сведения о записавшихся для выступлений в прениях периодически оглашались.
По окончании заседания Секретариат Съезда представляли протокол заседания Съезда на подпись председательствовавшему на заседании.
На время проведения заседаний Съезда народных депутатов РСФСР образовался Редакционная комиссия Съезда.
Съезд избирал Редакционную комиссию из числа народных депутатов РСФСР и принимал постановление об ее образовании.
Редакционная комиссия Съезда народных депутатов РСФСР по поручениям Съезда проводила редакционную подготовку проектов законов, постановлений, решений и других документов Съезда.
Для консультаций Редакционная комиссия могла привлекать специалистов, консультантов.
Съезд народных депутатов РСФСР на первом заседании обсуждал и принимал повестку дня и порядок работы Съезда.
Предложения и замечания по повестке дня и порядку работы Съезда передавались народными депутатами РСФСР в Секретариат Съезда в письменном виде либо излагались ими в выступлениях на заседании Съезда. Предложения, поступившие в письменном виде, оглашались председательствующим на заседании в порядке их поступления.
Вопрос о включении поступивших предложений в повестку дня Съезда решается открытым голосованием по каждому предложению большинством голосов от общего числа народных депутатов РСФСР.
Очередность и длительность обсуждения вопросов повестки дня определялись Съездом и устанавливали в порядке работы Съезда.
Предложения по персональному составу Секретариата Съезда, Счетной, Мандатной и Редакционной комиссий, а также по повестке работы Съезда могли вноситься Президиумом Верховного Совета РСФСР, группами депутатов и отдельными народными депутатами РСФСР.
2.2 Избрание председателя Верховного Совета РСФСР
Избрание Председателя Верховного Совета РСФСР проводились в соответствии с утвержденной Съездом повесткой дня и порядком работы.
Председатель Верховного Совета РСФСР избирался Съездом народных депутатов РСФСР тайным голосованием сроком на пять лет, но не более чем на два срока подряд.
Кандидатуры для избрания на должность Председателя Верховного Совета РСФСР выдвигались народными депутатами, группами депутатов, а также путем самовыдвижения.
Каждому кандидату, давшему согласие баллотироваться, до голосования предоставляли право выступить с программой. После изложения программы кандидат отвечали на вопросы, заданные народными депутатами РСФСР.
Обсуждение проводилось по всем выдвинутым кандидатурам, давшим согласие баллотироваться. Каждый народный депутат РСФСР имел право высказывать свое мнение по представленной кандидатами программе, агитировать "за" или "против" выдвинутой кандидатуры.
Обсуждение кандидатур прекращалось по решению Съезда, принятому большинством голосов. Самоотвод принимался без голосования.
Голосование по вопросу о включении или невключении кандидатов в список тайного голосования не проводился. В список для тайного голосования вносились все выдвинутые кандидатуры за исключением взявших самоотвод.
Окончательный список кандидатур для тайного голосования утверждался Съездом.
Кандидат считался избранным, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от общего числа народных депутатов РСФСР.
В случае если на пост Председателя Верховного Совета РСФСР было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводились повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
Если при выборах ни один из двух кандидатов не набрал более половины голосов от общего числа народных депутатов РСФСР, проводились повторные выборы с новым выдвижением кандидатур.
Об избрании Председателя Верховного Совета РСФСР Съезда народных депутатов РСФСР принимали постановление.
Съезд народных депутатов РСФСР избирал из числа народных депутатов РСФСР Первого заместителя и трех заместителей Председателя Верховного Совета РСФСР. Кандидатуры для избрания на должности Первого заместителя и заместителей вносились Председателем Верховного Совета РСФСР, после чего проводилось их обсуждение. По решению Съезда Председатель Верховного Совета РСФСР мог предлагать на должности Первого заместителя и трех заместителей по несколько кандидатур, используя при этом консультации с народными депутатами, группами депутатов.
Выборы Первого заместителя и трех заместителей Председателя Верховного Совета РСФСР проводились тайным голосованием.
Кандидатуры считались избранными на посты Первого заместителя и трех заместителей Председателя Верховного Совета РСФСР, если они получили более половины голосов от общего числа народных депутатов РСФСР.
В случае, если было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводилось повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
В случае, если кандидатуры на должность Первого заместителя или заместителей Председателя Верховного Совета РСФСР не получили поддержки большинства народных депутатов РСФСР, в том числе и при повторном голосовании, Председатель Верховного Совета РСФСР предлагал Съезду народных депутатов РСФСР кандидатуры, по которым также проводится обсуждение и голосование.
Об избрании Первого заместителя и трех заместителей Председателя Верховного Совета РСФСР Съезд народных депутатов РСФСР принимал постановление.
Съезд народных депутатов РСФСР избирался тайным голосованием из числа народных депутатов РСФСР Верховный Совет РСФСР.
Совет Республики и Совет Национальностей избирались на Съезде народных депутатов РСФСР общим голосованием депутатов.
Совет Республики избирался из числа народных депутатов РСФСР от территориальных избирательных округов с учетом численности избирателей в регионе.
Совет Национальностей избирался из числа народных депутатов РСФСР от национально территориальных избирательных округов по нормам: 3 депутата от каждой автономной республики, один депутат от каждой автономной области и от каждого автономного округа, 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда.
Кандидатуры в состав Совета Республики и Совета Национальностей предварительно выдвигались и обсуждались на собраниях территориальных депутатских групп. Число кандидатур могло быть любым, но не меньше числа мест, предусмотренных в соответствующей палате для автономной республики, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Ленинграда.
Список кандидатов в члены Совета Республики и список кандидатов в члены Совета Национальностей формировались на Съезде народных депутатов РСФСР. В списки включались кандидаты, выдвинутые на собраниях территориальных депутатских групп и предложенные непосредственно на Съезде, за исключением взявших самоотвод.
Народные депутаты РСФСР могли участвовать в обсуждении, предлагать и критиковать любую кандидатуру, заявлять самоотвод. Голосование по вопросу о включении или невключении отдельных кандидатов в списки не проводилось. Списки кандидатов в составы Совета Республики и Совета Национальностей подготавливались Секретариатом Съезда народных депутатов РСФСР, оглашались на Съезде и утверждались им.
Избранными в Совет Республики считались кандидаты, получившие наибольшее число голосов среди кандидатов по данному региону и более половины голосов от общего числа народных депутатов РСФСР. Избранными в Совет Национальностей - кандидаты, получившие наибольшее число голосов среди кандидатов по данной автономной республике, автономной области, краю, области, городам Москве и Ленинграду и более половины голосов от общего числа народных депутатов РСФСР.
В случае получения кандидатами равного числа голосов между ними проводилось переголосование.
Об избрании Совета Республики и Совета Национальностей Съезд народных депутатов РСФСР принимал постановления.
Информация о работе Временный регламент Съезда народных депутатов РСФСР