Теория права Л.И. Петражицкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:38, реферат

Описание работы

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий,
объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне
естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и
суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на
данный процесс.

Работа содержит 1 файл

Введение (2).docx

— 41.29 Кб (Скачать)

явлений с особой природой, особым составом, особыми  характерными свойствами и

т. д., независимо от того, чем и как право создается  и какие другие явления

оно вызывает, и в  дополнение к такому изучению  Петражицкий  считает,  что

задачей теории права  является затем изучение указанной  двусторонней причинной

связи: 1) изучение права  как фактора, построение теории причинного действия

права и 2) изучение права  как продукта, построение теории происхождения  и

развития права.

Со  второй  причинной  связью  мы  познакомились  выше,  следовательно  имеет

смысл  остановиться  на  первой.

В разных попытках определения  понятия права, содержащих в себе прямые или

косвенные указания на причинное действие права, как  оно представляется

авторам этих определений. Так, в определениях права с точки  зрения

принуждения заключается  указание на то, что действие права  состоит в

принуждении людей к известному поведению. В господствовавших прежде, в эпоху

либерализма, определениях права с точки зрения свободы содержались указания

на то, что действие права состоит в установлении, охране, организации и т. д.

Построение научной, адекватной теории действия права предполагает как

необходимую предпосылку  выяснение, что такое право. Если Исходить из того,

что право, как полагают Иеринг и другие. Представляет ведения обладающей

большей или непреодолимой  силой воли., обращенные к более слабой и

принужденной подчиняться  воле., то идея о том, что действие права состоит в

принуждении, в защите интересов путем приказов и принуждения и т. д., вполне

естественна. Если же смотреть на право как на психические  процессы особого

рода, как на особую разновидность этических переживаний  то подобные воззрения

падают сами собой  как нечто несообразное, не соответствующее  природе того, о

действии чего говорится.

НЕКОТОРЫЕ  ВИДЫ  И  РАЗНОВИДНОСТИ  ПРАВА

1. Деление  права   на  интуитивное и позитивное

Для  ознакомления с  общим  родом  явления  важна  ориентировка  относительно

его  видов,  подклассов.  Таким  образом  для восприятия  права необходимо

ознакомиться  и  с  его  видами.  Так  сначала  Л.И.  Петражицкий  в своем

труде  «Теория права и государства в связи с теорией нравственности»

делит  право  на  интуитивное и позитивное. Здесь право выступает в виде

широкого  родового  понятия, представляющего  собой  несоизмеримо  больше,

чем  право  в  смысле  юридического  словоупотребления,  Оно  включает  в

себя  и  «императивно-атрибутные  переживания,  которые  чужды  представлений

каких  бы то  ни  было  авторитетно-нормативных  фактов – законов,  обычаев  и

т. д. – и  независимы  от  них».[2]

Развитие  интуитивного  и  позитивного  права  определяется  в  общих  и

основных  чертах  действием одних и тех же  социально-психических

процессов,  действующих  по  одним  и  тем  же  законам,  и  лишь  в  связи

со  специфическими  различиями  интеллектуального  состава  интуитивного   и

позитивного   права  получаются  частично  различные  результаты  развития,

разные частные,  по  большей  части  несущественные,  различия  по

содержанию.

Между  этими  видами  права   существуют  по  природе  своей  неизбежные

разногласия.   Основания  этого  положения ,  указывающее вместе  с тем

характер  разных   категорий  неизбежных  разногласий,  состоит  в

следующем:

Во-первых,  так  как  интуитивное  право  у  разных  элементов  общества,

разных  классов  и  индивидов,  имеет  различное  в  частностях  содержание,

то  уже  в  следствие  этого такого  позитивного права,  которое совпадало

бы   по  содержанию  с интуитивным правом  всех  элементов общества,  не

может  быть.

Во-вторых,  так  как  интуитивное  право  развивается  и,  стало  быть

меняет  свое  содержание  в  истории  постепенно,  развитие  же  позитивного

права  по  самой  природе  этого  права   подвержено  задержкам  и  разным

иным   отступлениям     от   постепенного  развития,  то  позитивное  право

должно  неизбежно  в разных  своих  частях    отставать  от  развития

интуитивного  права  и  вообще  расходиться  с  ним  по  содержанию,

вследствие  специфических  различий  процессов  развития.

В-третьих,  так  как  позитивное  право  согласно  своей  природе  и

социальной  унификационной  функции расходится  и должно  неизбежно

расходиться  с  интуитивным  правом  по  степени  приспособляемости  к

конкретным  обстоятельствам,  в  частности  должно  устанавливать  резкие

границы,  точно  определяемые  объемы  в  области  объектов  и  релевантных

фактов, игнорировать  неподдающиеся  контролю  факты  и  проч.,  то и при

отсутствии  в тех или иных  областях  разногласий и конфликтов

указанных  выше  категорий  неизбежно  должны  получаться  разногласия  между

позитивно   и  интуитивно-правовыми  решениями  конкретных  дел  и  житейских

вопросов,  конкретных  казусов.

Таким  образом,  что  касается отношений  между  интуитивным и позитивным

правом  по  содержанию,  «то  здесь  имеются  минимальные  и максимальные

пределы  согласия  между  ними,  и  фактическое  отношение  состоит в

колебаниях  в  разные  моменты  истории,  у  разных  народов и  т. д.,  между

этими  пределами».[3]

2.Интуитивное   право

Установленные  выше  общие  положения  о праве  содержат по  мнению Л.И.

Петражицкого соответствующие учения  об  интуитивном праве:  учения  о

природе его  как  императивно-атрибутивных  переживаний  и  отличии  от

нравственности  как  чисто  императивных  переживаний; учение  о  дальнейших

особенностях  и тенденциях,  связанных с этой  природой,  в области

мотивационного  и  воспитательного  действия  соответствующих  переживаний,

в  области  условий  выполнения,  реакций  на  нарушение  и  проч.;  учение

об  элементах  интуитивного  права – о  подлежащих  эмоциях  и

представлениях:  объектных,  субъектных  и релевантных фактах;  учение  о

соответствующих  проекциях:  о нормах,  правоотношениях, обязанностях  и

правах   интуитивного   права     и их         представляемых

элементах.  Л.И.  Петражицкий  считает,  что задачей специального  учения

об  интуитивном  праве  является  дополнительное  выяснение  того,  что

специально  свойственно  интуитивному  праву  по  сравнению  и   по

отношению  к  позитивному.

Законы,  массовое  правовое  поведение  людей,  служащее  нормативным  фактом

в  области  обычного  права,  и  другие  нормативные  факты  представляют  не

что  иное,  как    продукты  проявления   интуитивного  права

соответствующих  лиц,  индивидов  и  масс,  получающие  затем в психике

других  самостоятельное  значение.

Интуитивное  право  имеет свою,  ограниченную,  сферу  существования  и

действия,  и   вопросы  формальностей,  технических  порядков и т. п.,

поскольку  они  подвергаются  правовому   решению,  относятся  к

исключительной  компетенции  позитивного  права.

По  поводу  же  действия  интуитивного  права  в  пользу  соответственных

изменений  позитивного  права,  а  также  по  поводу  соответственного

влияния  интуитивного  права  на  толкование,  научную  разработку  и

применение  позитивного  права  автор  замечает,  что  подлежащее  действие

интуитивного  права  по  большей  части  остается  скрытым  и  незаметным  не

только  в  смысле  отсутствия  соответственного  словесного  или  письменного

выражения,  но  и  в  смысле  отсутствия  знания и  понимания  действующими,

например,  отстаивающими  известное толкование  существующего права или

известную  его  реформу  под  влиянием  давления  интуитивного  права,  того,

что   их  заставляет  действовать  в  соответственном  направлении.

Интуитивное  право  действует  в  качестве  незримого,  закулисного  фактора,

на  сцене  же  появляются разные  иные  аргументы  и   соображения,

составляются  разные  теории,  политические,  социальные  учения.  Несмотря

на  свою  подчас  большую  поверхностность,  односторонность  и

произвольность,  подлежащая  аргументации,  теории,  учения,  раз  они  по

своему  направлению  соответствуют  требованиям  зарождающегося  и

укореняющегося  интуитивного  права,  представляются  люди  весьма  удачными

и  убедительными,  приобретают распространение и популярность,  иногда

такую  же  веру  и  почитание,   как  бывает  в  религиозной  области.  Сила

их  коренится  не  в  их  интеллектуальном  содержании,  а  в эмоциональной

интуитивно-правовой  почве.

Сферой  действия  интуитивного  права  является  область наделения  благами

и  причинения  зол,  распределение  благ  и  зол,  в  отличии  от

позитивного  права,  которое  решает  неотносящиеся  к этой  сфере вопросы,

вопросы  формальностей,  технических  порядков  и  т.  п.

Интуитивное право, как его понимал Петражицкий, не следует путать с правом

естественным, к возрождению которого в России в начале ХХ в. ученый не имел

отношения. Вернее, он не имел отношения к тому пониманию  «возрожденного

естественного права», которое сформировалось в кружке московского главы этого

направления П.И. Новгородцева. Петражицкий верно подчеркивал, что

естественное право  по Новгородцеву есть лишь проект рационального,

желательного, «правильного»  права и поэтому никак не может  быть с научных

позиций возведено  в ранг особого вида права. Деление  права на два вида по

признаку существования  и желательности существования  представляет собой такую

же классификационную несообразность как, например, деление собак на две

породы: существующие собаки и «будущие» или «идеальные»  собаки. Интуитивное

право, вследствие своей  нефиксированности, независимости от нормативных

фактов, является гибким и изменчивым и зачастую имеет  специфически

индивидуальный характер. Но именно интуитивное право, в силу более сильной

психологической мотивации, играет решающую роль в определении  поведения

человека и зачастую определяет возникновение позитивных законов.

3. Справедливость

В  справедливости  люди  усматривают    высший  руководящий  свет;  в  вере

в  существование  справедливости  они   находят  успокоение  и  утешение  в

Информация о работе Теория права Л.И. Петражицкого