Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:38, реферат
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий,
объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне
естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и
суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на
данный процесс.
явлений с особой природой, особым составом, особыми характерными свойствами и
т. д., независимо от того, чем и как право создается и какие другие явления
оно вызывает, и в дополнение к такому изучению Петражицкий считает, что
задачей теории права является затем изучение указанной двусторонней причинной
связи: 1) изучение права как фактора, построение теории причинного действия
права и 2) изучение права как продукта, построение теории происхождения и
развития права.
Со второй причинной связью мы познакомились выше, следовательно имеет
смысл остановиться на первой.
В разных попытках определения понятия права, содержащих в себе прямые или
косвенные указания на причинное действие права, как оно представляется
авторам этих определений. Так, в определениях права с точки зрения
принуждения заключается указание на то, что действие права состоит в
принуждении людей к известному поведению. В господствовавших прежде, в эпоху
либерализма, определениях права с точки зрения свободы содержались указания
на то, что действие права состоит в установлении, охране, организации и т. д.
Построение научной, адекватной теории действия права предполагает как
необходимую предпосылку выяснение, что такое право. Если Исходить из того,
что право, как полагают Иеринг и другие. Представляет ведения обладающей
большей или непреодолимой силой воли., обращенные к более слабой и
принужденной подчиняться воле., то идея о том, что действие права состоит в
принуждении, в защите интересов путем приказов и принуждения и т. д., вполне
естественна. Если же смотреть на право как на психические процессы особого
рода, как на особую
разновидность этических
падают сами собой как нечто несообразное, не соответствующее природе того, о
действии чего говорится.
НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ И РАЗНОВИДНОСТИ ПРАВА
1. Деление права на интуитивное и позитивное
Для ознакомления с общим родом явления важна ориентировка относительно
его видов, подклассов. Таким образом для восприятия права необходимо
ознакомиться и с его видами. Так сначала Л.И. Петражицкий в своем
труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности»
делит право на интуитивное и позитивное. Здесь право выступает в виде
широкого родового понятия, представляющего собой несоизмеримо больше,
чем право в смысле юридического словоупотребления, Оно включает в
себя и «императивно-атрибутные переживания, которые чужды представлений
каких бы то ни было авторитетно-нормативных фактов – законов, обычаев и
т. д. – и независимы от них».[2]
Развитие интуитивного и позитивного права определяется в общих и
основных чертах действием одних и тех же социально-психических
процессов, действующих по одним и тем же законам, и лишь в связи
со специфическими различиями интеллектуального состава интуитивного и
позитивного права получаются частично различные результаты развития,
разные частные, по большей части несущественные, различия по
содержанию.
Между этими видами права существуют по природе своей неизбежные
разногласия. Основания этого положения , указывающее вместе с тем
характер разных категорий неизбежных разногласий, состоит в
следующем:
Во-первых, так как интуитивное право у разных элементов общества,
разных классов и индивидов, имеет различное в частностях содержание,
то уже в следствие этого такого позитивного права, которое совпадало
бы по содержанию с интуитивным правом всех элементов общества, не
может быть.
Во-вторых, так как интуитивное право развивается и, стало быть
меняет свое содержание в истории постепенно, развитие же позитивного
права по самой природе этого права подвержено задержкам и разным
иным отступлениям от постепенного развития, то позитивное право
должно неизбежно в разных своих частях отставать от развития
интуитивного права и вообще расходиться с ним по содержанию,
вследствие специфических различий процессов развития.
В-третьих, так как позитивное право согласно своей природе и
социальной унификационной функции расходится и должно неизбежно
расходиться с интуитивным правом по степени приспособляемости к
конкретным обстоятельствам, в частности должно устанавливать резкие
границы, точно определяемые объемы в области объектов и релевантных
фактов, игнорировать неподдающиеся контролю факты и проч., то и при
отсутствии в тех или иных областях разногласий и конфликтов
указанных выше категорий неизбежно должны получаться разногласия между
позитивно и интуитивно-правовыми решениями конкретных дел и житейских
вопросов, конкретных казусов.
Таким образом, что касается отношений между интуитивным и позитивным
правом по содержанию, «то здесь имеются минимальные и максимальные
пределы согласия между ними, и фактическое отношение состоит в
колебаниях в разные моменты истории, у разных народов и т. д., между
этими пределами».[3]
2.Интуитивное право
Установленные выше общие положения о праве содержат по мнению Л.И.
Петражицкого соответствующие учения об интуитивном праве: учения о
природе его как императивно-атрибутивных переживаний и отличии от
нравственности как чисто императивных переживаний; учение о дальнейших
особенностях и тенденциях, связанных с этой природой, в области
мотивационного и воспитательного действия соответствующих переживаний,
в области условий выполнения, реакций на нарушение и проч.; учение
об элементах интуитивного права – о подлежащих эмоциях и
представлениях: объектных, субъектных и релевантных фактах; учение о
соответствующих проекциях: о нормах, правоотношениях, обязанностях и
правах интуитивного права и их представляемых
элементах. Л.И. Петражицкий считает, что задачей специального учения
об интуитивном праве является дополнительное выяснение того, что
специально свойственно интуитивному праву по сравнению и по
отношению к позитивному.
Законы, массовое правовое поведение людей, служащее нормативным фактом
в области обычного права, и другие нормативные факты представляют не
что иное, как продукты проявления интуитивного права
соответствующих лиц, индивидов и масс, получающие затем в психике
других самостоятельное значение.
Интуитивное право имеет свою, ограниченную, сферу существования и
действия, и вопросы формальностей, технических порядков и т. п.,
поскольку они подвергаются правовому решению, относятся к
исключительной компетенции позитивного права.
По поводу же действия интуитивного права в пользу соответственных
изменений позитивного права, а также по поводу соответственного
влияния интуитивного права на толкование, научную разработку и
применение позитивного права автор замечает, что подлежащее действие
интуитивного права по большей части остается скрытым и незаметным не
только в смысле отсутствия соответственного словесного или письменного
выражения, но и в смысле отсутствия знания и понимания действующими,
например, отстаивающими известное толкование существующего права или
известную его реформу под влиянием давления интуитивного права, того,
что их заставляет действовать в соответственном направлении.
Интуитивное право действует в качестве незримого, закулисного фактора,
на сцене же появляются разные иные аргументы и соображения,
составляются разные теории, политические, социальные учения. Несмотря
на свою подчас большую поверхностность, односторонность и
произвольность, подлежащая аргументации, теории, учения, раз они по
своему направлению соответствуют требованиям зарождающегося и
укореняющегося интуитивного права, представляются люди весьма удачными
и убедительными, приобретают распространение и популярность, иногда
такую же веру и почитание, как бывает в религиозной области. Сила
их коренится не в их интеллектуальном содержании, а в эмоциональной
интуитивно-правовой почве.
Сферой действия интуитивного права является область наделения благами
и причинения зол, распределение благ и зол, в отличии от
позитивного права, которое решает неотносящиеся к этой сфере вопросы,
вопросы формальностей, технических порядков и т. п.
Интуитивное право, как его понимал Петражицкий, не следует путать с правом
естественным, к возрождению которого в России в начале ХХ в. ученый не имел
отношения. Вернее, он не имел отношения к тому пониманию «возрожденного
естественного права», которое сформировалось в кружке московского главы этого
направления П.И. Новгородцева. Петражицкий верно подчеркивал, что
естественное право по Новгородцеву есть лишь проект рационального,
желательного, «правильного» права и поэтому никак не может быть с научных
позиций возведено в ранг особого вида права. Деление права на два вида по
признаку существования и желательности существования представляет собой такую
же классификационную несообразность как, например, деление собак на две
породы: существующие собаки и «будущие» или «идеальные» собаки. Интуитивное
право, вследствие своей нефиксированности, независимости от нормативных
фактов, является гибким и изменчивым и зачастую имеет специфически
индивидуальный характер. Но именно интуитивное право, в силу более сильной
психологической мотивации, играет решающую роль в определении поведения
человека и зачастую определяет возникновение позитивных законов.
3. Справедливость
В справедливости люди усматривают высший руководящий свет; в вере
в существование справедливости они находят успокоение и утешение в