Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:38, реферат
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий,
объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне
естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и
суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на
данный процесс.
бедствиях и страданиях жизни. Но что такое справедливость, где и в
каком виде она существует, каков ее принцип? На эти вопросы пытается
ответить Л.И. Петражицкий в своем труде «Теория права и государства
в связи с теорией нравственности».
В изложенном выше интуитивном праве содержаться данные для разрешения
проблемы о природе справедливости. А дело в том, что по словам Л.И.
Петражицкого справедливость представляет собой не что иное, «как право
в нашем смысле, а именно интуитивное право»
[4].
Справедливость как реальное явление есть явление духовной жизни,
психическое явление, и для научного, достоверного познания
соответствующих феноменов требуется применение соответствующего метода,
самонаблюдения и соединенного метода. Применяя этот метод Л.И.
Петражицкий считал, что мы имеем дело не с переживаниями симпатии
по чьему-либо адресу, не с суждениями об общественной
целесообразности или вообще какими бы то ни было приспособленными
суждениями и расчетами и т. д., а с принципиальными, нормативными
переживаниями в смысле соответствующего образованного выше понятия;
здесь имеются этические эмоции, эмоции долга, соответствующее
поведение представлено у автора как должное, независимо от каких либо
целей и расчетов. Из этого следует, что представление или восприятие
чужого поступка, представляющегося нам явно несправедливым по
отношению к кому-либо, вызывает соответствующее этическое порицание или
негодование; воспоминания же о собственном поступке этого рода
вызывает соответствующие этические угрызения совести.
Применяя деление права на два вида: интуитивное и позитивное и
изучая переживания справедливости с этой точки зрения автор
констатирует, что здесь мы имеем дело с интуитивно правовыми
синонимами, с суждениями не о том, что полагается по закону, а по
нашим собственным, независимым от внешних авторитетов убеждениям.
Сообразно с этим сами законы, правовые обычаи подвергаются критике с
точки зрения справедливости, другие порицаются или даже отвергаются с
негодованием как несправедливые.
Справедливость отличается индивидуальной изменчивостью по содержанию,
имеет различное содержание у разных классов людей и индивидов,
обладает большей способностью приспособляемости к конкретным
обстоятельствам, чем позитивное право, развивается постепенно и
незаметно. Нормы справедливости представляются с наивно-проекционной
точки зрения, вследствие независимости от местных законов, обычаев
вечными, неизменными, имеющими всеобщее значение.
4. Позитивное право и его виды
Под позитивным правом, как реальным явлением Л.И. Петражицкий разумеет
«императивно-атрибутные переживания, содержащие в себе представления
нормативных фактов как оснований обязанностей».
[5]
В области позитивного права можно различать несколько видов и
разновидностей, смотря по тому, на какого рода нормативные факты
имеется ссылка в данных позитивно-правовых переживаниях.
Учение о видах права заимствовано у древних римских юристов, но оно
скрывается под своеобразным и, по-видимому, означающим нечто иное
именем учения о так называемых «источниках права». По мнению Л.И.
Петражицкого к источникам права относят законное и обычное право.
В области позитивного права следует различать три различные вещи:
2. Нормативные факты, соответствующие поступки людей, постановления
законодателей и т. д.
3. Императивно-атрибутивные переживания, связанные с
представлениями этих фактов – само позитивное право как реальный
феномен.
4. Соответствующие нормы, эмоциональные фантазмы, порожденные
этими переживаниями.
В области изучения позитивного права и отдельных его видов – дело
зависит от психического состояния подлежащих индивидов или народных
масс, от их психических склонностей, психических привычек и
диспозиций, убеждений разного рода. Так что восприятия и представления
соответствующих фактов, например, изданных в надлежащей форме
государственных законов, обычаев предков иногда возбуждают в их
психике позитивно-правовую реакцию, вызывают соответствующее позитивное
право.
С точки зрения психологической теории права как императивно-
атрибутивных переживаний круг факторов, могущих играть роль
нормативных в области позитивного права, значительно шире, и видов
позитивного права значительно больше.
5. Законное право
Законы, или законные правовые нормы— выражения и понятия с точки зрения
Петражицкого Л. И. Однозначащие — суть, по господствующему определению,
нормы, установленные государством, или ведения, выражения воли государства
(или органов государственной власти). При этом подразумевается или особо
указывается в определении, что подлежащие предписания должны быть составлены
и изданы в надлежащем, установленном правом данного государства, порядке.
Далее, законы в тесном смысле автор делит на основные, или конституционные,
и обыкновенные. Основные, или конституционные законы, определяются
обыкновенно как такие законы, которые определяют основные начала
государственного устройства страны и издаются особым осложненным порядком.
Правильнее говорить не об особом порядке издания этих законов, а о
существовании особых правил для их отмены или изменения, затрудняющих эти
акты и способствующих прочности и постоянству соответственного права. Следует
притом заметить, что в число конституционных законов могут включаться и
включаются не только законы, определяющие основные начала государственного
устройства, а и разные другие законы, пересмотр коих создатели конституции
желают по таким или иным соображениям затруднить. Таким образом различие
между основными и обыкновенными законами имеет чисто формальный, касающийся
порядка их изменения, характер.
В процессе образования законов Петражицкий Л. И. Различает пять стадий: 1)
почин, или инициативу закона, 2) обсуждение, З) утверждение, или санкцию
закона, 4) промульгацию и 5) обнародование, или публикацию.
Под законодательною
инициативою в техническом
внесение в законодательное учреждение предложения об издании, изменении или
отмене закона, имеющее то значение, что законодательное учреждение обязано
обсудить и так или иначе решить возбужденный законодательный вопрос.
Промульгацией называется повеление со стороны главы государства
обнародовать и исполнять утвержденный им закон.
Закон вступает в действие, признается обязательным для граждан, не раньше
обнародования. Момент начала действия закона может быть установлен в самом
законе; в частности, в области обширных и заключающих в себе много новшества
законов момент начала действия отлагается нередко на более или менее
продолжительное время,
для доставления населению
ознакомления с содержанием нового права . Если в самом законе не назначен
момент вступления в действие, то этот момент определяется общими, в разных
государствах различными правилами. Содержание этих правил определяется, с
одной стороны, тем соображением, что законы нельзя считать известными
народонаселению с момента выхода в свет того номера официального
издания, в котором он напечатан.
И здесь следует сказать: центр тяжести понятия и учения о законном праве и
законах должен быть перенесен в область право-психологического действия;
существенно не то, от кого исходит закон, от данного государства, его органов
или от кого-либо другого, а то, что соответственный акт получает в данном
государстве силу нормативного факта, т. е. Вызывает соответственное
императивно-аттрибугивное сознание.
Петражицкий Л. И. Определяет:
1. Законное право, как императмвн-аттрибутивные переживания со ссылкою на
представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, как на
нормативные факты.
2. Законы — как
представляемые односторонние
поскольку они являются нормативными фактами (т. е. Поскольку подлежащие
представления оказывают соответственное влияние на чью-либо правовую психику,
возбуждая или устраняя, или изменяя императмвн-аттрибутивные переживания)
Установленные массы и классовые понятия законного права и законов, объемлющие
несоразмеримо более явлений, чем ходячие представления о законах, допускают
деление на разные виды, подвиды т и разновидности с различных точек зрения и
для различных теоретических и практических надобностей, в том числе для
получения более узких классов и классовых понятий, удовлетворяющих
потребностям офиииально-
Петражицкий допускает деление права:
1. По тем представляемым существам, от которых они представляются
исходящими на божеские и человеческие.
2. Смотря по разным общественным сферам действия, можно различать законы и
законное право: семейственные, родовые, общинные, государственные, церковные
и т. д.
З Смотря по наличности или отсутствию официального значения в государстве,
законы и законное право можно делить на официальные и неофициальные.
Официальное значение могут иметь и имеют не только государственные законы, а
и разные другие, например, церковные законы, поскольку подлежащее право
пользуется официальным признанием со стороны государства, уставы и иные
постановления разных частных, признаваемых государством, обществ, например,
акционерных компаний, клубов, ученых обществ и проч.
Характерною особенностью законодательства и законного права по отношению к
другим видам нормативных фактов и позитивного права, в частности по отношению