Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:38, реферат
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий,
объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне
естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и
суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на
данный процесс.
Введение:
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий,
объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне
естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и
суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на
данный процесс. Или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на
разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.
За время существования науки были созданы десятки самых различных теорий и
доктрин, высказаны сотни, если не тысячи, самых различных предположений.
Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день.
Обзор существующих теорий происхождения права считаю необходимым начать с
теологической теории, которая, на мой взгляд, стоит несколько в стороне –
данная теория опирается не на имеющиеся в арсенале современной науки
исторические факты, не на научные доказательства и аргументы, а исключительно
на веру, веру людей в то, что право было даровано им самим богом. К тому же
это одна из самых древних известных теорий. Теологическая теория исходит
из божественного
происхождения права как
высший разум, явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и
человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители
утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости.
Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью.
В этом ее несомненное достоинство.
В теологической теории, особенно со времен Фомы Аквинского (ХП-ХШ вв.)
утверждается о
существовании высшего
права, которые и составляют основу действующего права. Фома Аквинский
говорил, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен
процессу сотворения богом мира.
Также очень интересной является теория естественного права. Она
получила распространение в более позднее время – в XVII – XVIII веках в
трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др.
Согласно этой теории
государство возникает в
общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии,
превращающего их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора
создается гражданское общество и его политическая форма – государство.
Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности
заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о
подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними,
обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет
право на восстание (Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев). Теория естественного права
(распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом
мнений ее создателей
по вопросу происхождения права.
права, таким образом, снимала, по существу, проблему происхождения права,
делая упор на изначальном присутствии у человека как у социального существа
определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением
государства, классовых и иных социальных структур, потребностей общества и
самого права как объективного результата развития регулятивной системы,
появляющегося на определенном этапе. Тем самым она уходила от изучения и
объяснения объективных процессов возникновения суммы прав у каждого человека,
в ее абстрактное признание.
В системе различных теорий происхождения права необходимо рассмотреть и
марксистскую теорию происхождения права. Упомянутая теория, хотя и
основывается на правильном материалистическом подходе к этому процессу,
вместе с тем преувеличивает связь права с государством, с экономическим
строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Так, именно в
рамках этой теории утверждалось, что право – ничто без аппарата, способного
принудить к исполнению норм права. Тем самым исключалась самоценность права
как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность
общества, насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция
права, так называемая «функция насилия». В марксистской теории
утверждается, что классовый характер норм права, вытеснивших собой родовые
обычаи, был ярко и открыто выражен в них. С появлением частной собственности
и образованием классов
правила поведения стали
общественное неравенство. А с возникновением классового деления общества и
образованием государства появились правила поведения, исполнение которых
обеспечивалось всей силой государственного принуждения.
Рассмотрев несколько теорий происхождений права я бы хотела заострить
внимание на психологическую теорию права, следствием которой является
психологическая теория происхождения государства.
1 глава
Психологическая теория права. Одним из основоположников ее является Л.
Петражицкий (1897 – 1931). Психологическая теория права характеризуется
следующими чертами:
Она подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное право
«определяется как совокупность норм права». Оно представлено в виде
официально действующих в государстве нормативно – правовых предписаний.
Интуитивное или неофициальное право – это чисто психическое явление, особое
состояние души человека. Охватывая эмоции, представления, переживания и т. п.
Оно отходит от однообразного шаблона поведения людей, который диктуется
позитивным правом.
Интуитивное право имеет индивидуальный, индивидуально – изменчивый характер,
его содержание определяется индивидуальными условиями и обстоятельствами
жизни каждого, его характером, воспитанием, образованием, социальным
положением, профессиональными занятиями, личными знакомствами и отношениями и
прочее. Отсюда делается вывод о том, что есть интуитивное право данного
класса, данной семьи, данного кружка детей, преступников и т. д.
Психологическая теория права исходит из того, что «интуитивное право
вырабатывается путем взаимного психического общения в разных кругах и кружках
людей с общими интересами,
противостоящими интересам
общение основывается на их эмоциях.
Эта теория носит идеалистический характер, ибо считает, что собственность, к
примеру, не существует как объективная реалия, а являются плодом воображения
в сознании людей. Точно
также она придает
договору, заключенному сумасшедшим с дьяволом и т. п. Короче говоря, эта
теория усматривает в психологии и даже в болезненном воображении
душевнобольных изначальный источник правоотношений, которые порождают
реальные права и обязанности.
Следовательно главные причины происхождения права и государства эта
теория усматривает не в окружающей их экономической, социальной и
иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульсах» и в
эмоциях, которые играют главную роль не только в приспособлении
человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства
и права.
Понятие и общая характеристика теории права Л.И. Петражицкого
1. Право и нравственность
Право определяется и исследуется Петражицким как явление нашей
индивидуальной психики. Социальный момент в праве не игнорируется, но
воспринимается под углом зрения психологически-правовых переживаний
постольку, поскольку социальный элемент в этих переживаниях отражается.
Петражицкий признает различия между правом и нравственностью, но главное
различие между ними он видит и воспринимает как различие между чисто
императивным характером нравственных импульсов (и соответствующих им норм) и
императивно-атрибутивным характером права. «Императивность» в данном случае
предстает в толковании Петражицкого индивидуально-личностным сознанием долга,
обязанности, в то время как «атрибутивность»— это сознание «своего права»,
выступающее вовне как притязание. Для нравственности важен императив и
момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права основное
сосредоточено в моменте атрибутивности, т. е. В непременном исполнении
обязанности и в связанном с этим удовлетворением. Если в нравственном общении
психика участников довольно мирно реагирует на неисполнение обязанностей, то
в правовом общении неисполнение обязанностей (в том числе правовых
требований, подтвержденных судебным решением) вызывает гнев, влечет
оправданные требования принудительного исполнения.
Решающее значение атрибутивных элементов в праве и правовом общении в несколько
тяжеловесной, но логически согласованной форме получило такое обоснование:
«Сообразно атрибутивной природе правовых эмоций импульс в пользу исполнения
правового долга имеет характер давления в пользу того, чтобы другой стороне,
управомоченному, было доставлено то, что ему причитается; что же касается
поведения обязанного оно имеет значение не само по себе, а как способ и
средство достижения этого результата на стороне управомоченного. Напротив,
нравственный импульс имеет характер непосредственного и безотносительного
давления в пользу определенного поведения как такового, а не как средства
удовлетворения права, другого».[1]
2.
Право как фактор и продукт
социально-психологической
Явления права состоят в двусторонней причинной связи с другими процессами
социально-психологической жизни. С одной стороны, право является фактором
социально-психической жизни и ее развития, вызывает известные дальнейшие
процессы в области психики и поведения индивидов и масс и их развития. С
другой стороны, право само есть продукт действия известных социально-
психических процессов: оно создается и изменяется ими по законам причинной
связи.
Сообразно с этим наряду с изучением права самого по себе как особого класса