Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:38, реферат
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий,
объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне
естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и
суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на
данный процесс.
к обычному праву, является то, что здесь одно лицо или известная группа лиц
может по своему усмотрению вызывать в психике других, в частности в психике
более или менее обширных народных масс, такое право на будущее время, какое
ему или ей представляется с какой—либо точки зрения желательным, а равно
устранять, отменять существующее право и производить разные другие изменения
в чужой правовой психике и жизни (впрочем, разумеется, в пределах своего
законодательного авторитета и соблюдения других условий успешного
нормативного действия законодательных постановлений, избегания резких
противоречий с интуитивным правом и т. д.). При этом подлежащие правовые
изменения, в том числе такие, которые могут происходить в виде медленного и
постепенного развития и без законодательного вмешательства, например, путем
соответственного развития обычного права, в области законодательства могут
быть произведены внезапно, сразу, в избранное по усмотрению время. С этими
особенностями связаны разные дальнейшие характерные свойства законодательства
и законного права, в частности разные его достоинства и недостатки по
сравнению с другими видами нормативных фактов и позитивного права.
6. Обычное право
Обычное право обыкновенно определяется как такое право, которое, не будучи
установлено законом (или государством), фактически соблюдается, или — которое
выражается в постоянном однообразном соблюдении известных правил поведения.
Петражицкий различает два вида обычного права: 1) право обычаев предков,
старых традиций, старины и 2) право современных обычаев, обычно соблюдаемого,
общепринятого.; для краткости первое можно назвать условно старообразным,
второе новообразным; в области обычно-правовой психика первого вида престиж,
авторитет (эмоциональная сила) обычного права, при прочих равных условиях тем
выше, чем старее, древнее представляется данный обычай: чем старее, тем
святее.; в области обычно-правовой психики второго рода она при прочих равных
условиях тем выше, чем более общепринятым и неуклонно соблюдаемым в
подлежащей сфере представляется данное правовое поведение.
Человеческая культура, в том числе хозяйственная жизнь, орудия и способы
производства материальных благ и т. д. движется вперед не пропорционально
времени, а в ускоряющейся прогрессии по отношению ко времени на низших,
примитивных стадиях развития жизнь относительно неизменна, процесс культурных
изменений происходит весьма медленно, на высших стадиях развития изменения
делаются все быстрее и быстрее. Столь сильные изменения человеческой жизни,
для которых на примитивных
стадиях требуются десятки
последующих ступенях в течение тысячелетий, затем столетиями, а теперь, в
частности, под влиянием могучего фактора человеческого прогресса — науки,
десятилетия вносят более сильные изменения, чем какие прежде достигались в
течение тысячелетии, а отсюда по отношению к обычному праву вытекают
следующие положения:
1. Косность и архаичность
обычного права, медленность
относительная неподвижность.
2. Чем выше ступень культуры, тем более консерватизм обычного права делается
отрицательным фактором социальной жизни и культуры и ее прогресса.
3. Сообразно великой ценности обычного права и вообще обычаев предков (в том
числе нравственных, технических и иных) на низших ступенях культуры, как
основного разумного руководства социальной и индивидуальной жизни имеют
великий престиж и ореол. Обычное право имеет великую мотивацию иную и
культурно воспитательную силу и ценность, а законодательство относительно
бессильно и малоценно.
.И. Петражицкий (1867-1931) был одним из самых выдающихся теоретиков права в
России. Он явился создателем оригинальной психологической теории права, идеи
которой получили признание не только на юридическом факультете Санкт-
Петербургского университета, где ученый долгие годы преподавал, но и за
рубежом, продолжая и сегодня оказывать влияние на мировую юриспруденцию. В
творчестве Петражицкого модельный ряд вариантов правопонимания, описывающих
отдельные элементы правовой структуры, себя исчерпал. Общую направленность
движения западной правовой мысли можно представить следующим образом: идея
аксиологически наполненного права, существующего независимо от субъекта
(естественное право), была заменена идеей права как текстуально выраженной
воли государства, существующей также автономно от субъекта социального
действия, но уже имеющей с ним связь через государственную власть, через
аппарат государства. В социологическом варианте правопонимания право впервые
оказалось непосредственно
связанным с социальными
понималось как результат их социальной коммуникации, но Петражицкий пошел еще
дальше и замкнул право на индивидуальном субъекте. Круг оказался завершенным:
от максимально реифицированной правовой действительности, существующей вне
субъекта (юснатурализм), был совершен переход к праву как к созданию самого
человека, эмоции, не выходящей за границы его субъективности.
Как известно, Петражицкий понимал под правом переживаемые субъектом
специфические эмоции. Их отличие от других эмоций мыслитель видел в
двустороннем характере: с одной стороны, они авторитетно (императивно)
возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают
другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие эмоции
Петражицкий называл императивно-атрибутивными, в отличие от императивных
моральных эмоций, которые, предписывая определенное поведение как
обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного
исполнения.
Наличие атрибутивной, управомочивающей составляющей и является сутью права,
отличающее его как специфическое явление от всех других явлений. В этой части
своей теории Петражицкий осуществил, фактически, феноменологический анализ
права, выявив его неизменную структуру как связь правомочия и обязанности и
это, несомненно, является его непреходящей заслугой. Но общие
субъективистские предпосылки его теории не позволили сделать из этого
положения научно корректные выводы. Право, по сути, сводилось Петражицким к
индивидуальным эмоциям (части правосознания) и тем самым создавался
обедненный и ложный образ права, а сама сфера правового непомерно
расширялась.
Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как
систематизации и
классификации юридических
функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей,
способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто
социологический подход к праву.
Список использованной литературы:
1. Азаркин Н. М. История юридической мысли России: Курс лекций. -
М.: Юридическая литература, 1999
2. Антология мировой правовой мысли в пяти томах/ под ред. И. А.
Исаева. – М.: Мысль, 1999
3.
Большой словарь иностранных
Центрполиграф, 2001
4. Большой юридический словарь/ под ред. А. Я. Сухарева, В. Е.
Крутских. – М.: Инфра – М, 2002
5. Вилюнас М. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976
6. История политических и правовых учений века. – М:
Юридическая литература, 1995
7. История политических и правовых учений: учебник для вузов./
под ред. В. С. Нерсесянца
8. История русской правовой мысли. - М.: Остожье , 1998
9. Петражицкий Л. И. Теория государства и права в связи с
теорией нравственности. – М.: Проспект, 1999
10.Петровский А. В. Краткий очерк истории социальной психологии. -
М., 1975
11.Поляков А. В. Философия права Льва Петражицкого// Кодекс. Правовой
научно-практический журнал 2000. №1
12. Теория права и государства : учебник для вузов/ под ред. М. Н.
Марченко. – М.: Зеркало – М, 2001
[1] Петражицкий Л. И. Теория права и
государства в связи с теорией нравственности. 2-е изд.1909
[2] Петражицкий Л. И. Теория права и
государства в связи с теорией нравственности . 2-е изд. 1909
[3] Петражицкий Л. И. Теория права и
государства в связи с теорией нравственности.. 2-е изд. 1909
[4] Петражицкий Л. И. Теория права и
государства в связи с теорией нравственности. . 2-е изд. 1909
[5] Петражицкий Л. И. Теория права и
государства в связи с теорией нравственности. . 2-е изд. 1909