Теория права Л.И. Петражицкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:38, реферат

Описание работы

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий,
объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне
естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и
суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на
данный процесс.

Работа содержит 1 файл

Введение (2).docx

— 41.29 Кб (Скачать)

к обычному праву, является то, что здесь одно лицо или известная  группа лиц

может по своему усмотрению вызывать в психике других, в частности  в психике

более или менее  обширных народных масс, такое право  на будущее время, какое

ему или ей представляется с какой—либо точки зрения желательным, а равно

устранять, отменять существующее право и производить  разные другие изменения

в чужой правовой психике и жизни (впрочем, разумеется, в пределах своего

законодательного  авторитета и соблюдения других условий  успешного

нормативного действия законодательных постановлений, избегания  резких

противоречий с  интуитивным правом и т. д.). При  этом подлежащие правовые

изменения, в том  числе такие, которые могут происходить  в виде медленного и

постепенного развития и без законодательного вмешательства, например, путем

соответственного  развития обычного права, в области  законодательства могут

быть произведены внезапно, сразу, в избранное по усмотрению время. С этими

особенностями связаны  разные дальнейшие характерные свойства законодательства

и законного права, в частности разные его достоинства  и недостатки по

сравнению с другими  видами нормативных фактов и позитивного  права.

6. Обычное  право

Обычное право обыкновенно  определяется как такое право, которое, не будучи

установлено законом (или государством), фактически соблюдается, или — которое

выражается в постоянном однообразном соблюдении известных   правил поведения.

Петражицкий  различает два вида обычного права: 1) право обычаев предков,

старых традиций, старины и 2) право современных  обычаев, обычно соблюдаемого,

общепринятого.; для краткости первое можно назвать условно старообразным,

второе новообразным; в области обычно-правовой психика первого вида престиж,

авторитет (эмоциональная  сила) обычного права, при прочих равных условиях тем

выше, чем старее, древнее представляется данный обычай: чем старее, тем

святее.; в области обычно-правовой психики второго рода она при прочих равных

условиях тем выше, чем более общепринятым и неуклонно  соблюдаемым в

подлежащей сфере  представляется данное правовое  поведение.

Человеческая культура, в том числе хозяйственная  жизнь,  орудия и способы

производства материальных благ и т. д. движется вперед не пропорционально

времени, а в ускоряющейся прогрессии по отношению ко времени  на низших,

примитивных стадиях развития жизнь относительно неизменна, процесс культурных

изменений происходит весьма медленно, на высших стадиях  развития изменения

делаются все быстрее  и быстрее. Столь сильные изменения  человеческой жизни,

для которых на примитивных  стадиях требуются десятки тысяч  лет, происходят на

последующих ступенях в течение тысячелетий, затем  столетиями, а теперь, в

частности, под влиянием могучего фактора человеческого  прогресса — науки,

десятилетия вносят более сильные изменения, чем  какие прежде достигались в

течение тысячелетии, а отсюда по отношению к обычному праву вытекают

следующие положения:

1. Косность и архаичность  обычного права, медленность развития  и

относительная неподвижность.

2. Чем выше ступень  культуры, тем более консерватизм  обычного права делается

отрицательным  фактором социальной жизни и культуры и  ее прогресса.

3. Сообразно великой ценности обычного права и вообще обычаев предков (в том

числе нравственных, технических и иных) на  низших ступенях культуры, как

основного разумного  руководства социальной и индивидуальной жизни имеют

великий престиж  и ореол.  Обычное право имеет  великую мотивацию иную и

культурно  воспитательную силу и ценность, а законодательство относительно

бессильно и малоценно.

                                   Заключение:                                  

.И. Петражицкий (1867-1931) был одним из самых выдающихся теоретиков права в

России. Он явился создателем оригинальной психологической теории права, идеи

которой получили признание  не только на юридическом факультете Санкт-

Петербургского университета, где ученый долгие годы преподавал, но и за

рубежом, продолжая  и сегодня оказывать влияние  на мировую юриспруденцию. В

творчестве Петражицкого модельный ряд вариантов правопонимания, описывающих

отдельные элементы правовой структуры, себя исчерпал. Общую  направленность

движения западной правовой мысли можно представить  следующим образом: идея

аксиологически наполненного права, существующего независимо от субъекта

(естественное право), была заменена идеей права  как текстуально выраженной

воли государства, существующей также автономно от субъекта социального

действия, но уже  имеющей с ним связь через государственную власть, через

аппарат государства. В социологическом варианте правопонимания право впервые

оказалось непосредственно  связанным с социальными субъектами и фактически

понималось как  результат их социальной коммуникации, но Петражицкий пошел еще

дальше и замкнул  право на индивидуальном субъекте. Круг оказался завершенным:

от максимально  реифицированной правовой действительности, существующей вне

субъекта (юснатурализм), был совершен переход к праву как к созданию самого

человека, эмоции, не выходящей за границы его субъективности.

Как известно, Петражицкий понимал под правом переживаемые субъектом

специфические эмоции. Их отличие от других эмоций мыслитель  видел в

двустороннем характере: с одной стороны, они авторитетно (императивно)

возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно  отдают

другому, предписывают ему как право то, чего они требуют  от нас. Такие эмоции

Петражицкий называл императивно-атрибутивными, в отличие от императивных

моральных эмоций, которые, предписывая определенное поведение  как

обязанность, не предоставляют  никому права требовать ее безусловного

исполнения.

Наличие атрибутивной, управомочивающей составляющей и является сутью права,

отличающее его  как специфическое явление от всех других явлений. В этой части

своей теории Петражицкий осуществил, фактически, феноменологический анализ

права, выявив его  неизменную структуру как связь  правомочия и обязанности и

это, несомненно, является его непреходящей заслугой. Но общие

субъективистские  предпосылки его теории не позволили  сделать из этого

положения научно корректные выводы. Право, по сути, сводилось Петражицким к

индивидуальным эмоциям (части правосознания) и тем самым  создавался

обедненный и ложный образ права, а сама сфера правового  непомерно

расширялась.

Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как

систематизации и  классификации юридических норм. Он исследует применение и

функционирование  права, его воздействие на психологию и поведение людей,

способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто

социологический подход к праву.

Список  использованной  литературы:

1.      Азаркин  Н.  М. История юридической мысли России: Курс  лекций. -

М.:  Юридическая  литература,  1999

2.      Антология   мировой  правовой мысли   в  пяти  томах/ под  ред.  И.  А.

Исаева. – М.:  Мысль,  1999

3.        Большой  словарь  иностранных   слов/ сост.  А.  Ю.  Москвин. –  М.:

Центрполиграф, 2001

4.        Большой  юридический словарь/  под  ред.  А.  Я.  Сухарева,  В.  Е.

Крутских. – М.: Инфра – М,  2002

5.      Вилюнас  М.  Психология  эмоциональных явлений. -   М.,  1976

6.      История   политических  и  правовых  учений          века. – М:

Юридическая  литература,  1995

7.        История  политических  и   правовых  учений:  учебник   для  вузов./

под ред.  В.  С.  Нерсесянца

8.      История   русской  правовой  мысли. - М.: Остожье ,  1998

9.        Петражицкий Л.  И.  Теория  государства и права в связи с

теорией  нравственности. – М.: Проспект, 1999

10.Петровский  А.  В.  Краткий  очерк  истории   социальной  психологии. -

М., 1975

11.Поляков  А.  В.  Философия  права  Льва  Петражицкого//  Кодекс.  Правовой

научно-практический  журнал  2000. №1

12. Теория  права   и государства   :  учебник для вузов/ под ред.  М.  Н.

Марченко. – М.:  Зеркало – М,  2001

      

     [1] Петражицкий  Л. И. Теория  права и

государства  в  связи с  теорией  нравственности.  2-е  изд.1909

     [2] Петражицкий  Л.  И. Теория  права и

государства  в  связи  с  теорией  нравственности . 2-е изд.  1909

     [3] Петражицкий  Л.  И. Теория  права и

государства  в  связи  с  теорией  нравственности.. 2-е изд.  1909

     [4] Петражицкий  Л.  И. Теория  права и

государства  в  связи  с  теорией  нравственности. . 2-е изд.  1909

     [5] Петражицкий  Л.  И. Теория  права и

государства  в  связи  с  теорией  нравственности. . 2-е изд.  1909

Информация о работе Теория права Л.И. Петражицкого