Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 06:02, курсовая работа
Вопрос о понятии государства является достаточно сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), так и неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.По свидетельству известного австрийского юриста Г. Кельзена «трудности в определении понятия «государство» усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и явления».
Введение
Вопрос о
понятии государства является достаточно
сложным и далеко не ординарным вопросом.
Это обусловлено как сложностью
и многогранностью самого государства
как явления (объективный фактор),
так и неодинаковостью
Кельзен Г.
заключает, что неудовлетворительное
состояние политической теории, являющейся
в основе своей теорией государства,
в значительной мере предопределяется
тем фактором, что исследователи
государства нередко «
Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.
Применительно
к государству его сущность составляет
такая характеристика, которая раскрывает
природу и назначение государства
в обществе, а поскольку в социальном
назначении государства выражается
целесообразность его существования
и функционирования как инструмента
управления делами общества, то узнать
сущность государства означает выявить,
в чьих руках сосредоточена
За многотысячелетний
опыт образования, становления, развития
и функционирования государства
у разных народов, в различные
исторические эпохи сложились многочисленные
теории, научные школы, доктрины, концепции
(от теологических, светских до современных
авангардистских), в которых теоретически
реконструируется государство в
любых его проявлениях - причины
происхождения, форма, функции, государственная
власть, перспективы и судьбы. При
этом важно учесть, что данные теории
могут иметь и действительно
имеют несхожие, а порой просто
противоположные
Понятие государства неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень важными обстоятельствами. Первое. Государство - это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Оно - объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании - становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим, естественно, может со стороны общества или исследователя меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно "работающее" и объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.
Второе. В процессе познания нельзя смешивать понятие (или определение) и понимание государства. Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства. Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство - это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.
Из истории
политический мысли известны сотни
понятий и определений
социально-экономически дифференцированного общества; государство - это аппарат (машина) для поддержания господства единого класса над другим. Широко известны определения государства метафорического характера: "государство - это я"; "государство - это мы".
Выработанные
политической мыслью многочисленные понятия
и определения государства
1) государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом (здесь не касаемся чисто теологических доктрин);
2) государство
существует не в любом
3) общество,
в котором есть государство, -
это государственно-
4) на теоретическом,
познавательном уровне
5) при любом
определении государства речь
идет и об определенных
6) развитые,
сложные, противоречивые
Данные выводы
позволяют сформулировать такое
определение государства: государство
- это организация политической суверенной
власти, осуществляющая управление социальными,
экономическими, политическими, духовными
процессами жизни общества. Здесь
важно отметить следующее. Любое
определение государства, кто бы
его ни давал (например, среди авторов
вышеприведенных определений - Аристотель,
Г. Гроций, Г. Гегель, К. Маркс, В.И. Ленин),
всегда будет неполным, бедным, односторонним
и в этом смысле абстрактным. Оно
не способно вобрать в себя, научно
выразить, теоретически реконструировать
многочисленные сущностные, формальные,
функциональные, структурные характеристики
и свойства государства. При этом
абстрактный характер понятий и
определений государства не является
их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство,
поскольку связан лишь с самим началом
процесса познания и понимания государства.
Проблема
формулировки и выбора понятия государства
связана с еще одним
Общее понятие
государства важно при решении
еще одной методологической проблемы.
Мировой опыт развития государств,
государственного строительства нередко
давал такие в этой области
результаты, которые невозможно "подогнать"
под понятие государства. Это
имело место и в исторически
давние времена (например, при переходе
от первобытного к государственно-
Глава
1. Эволюция представлений
о государстве
Теория государства
и права, как и всякая наука, имеет
свою историю возникновения, становления
и развития. Без изучения теории
государства и права невозможно
анализировать современные
Наука о государстве зародилась в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Выдающийся мыслитель античности Платон (427 - 397 г.г. до н.э.) написал произведение «Государство», «Законы». Предшественники Платона софисты (Протагор, Протик и др.) утверждали, что политика и государство это чисто человеческое дело. «Человек - есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и не изменчивое творение человеческого разума.
Платон находил подобные учения неверными, что они, по его мнению, являлись призывом к неповиновению законам. Несмотря на достигнутые договорённости, люди могут нарушать условия договора и тем самым нарушать установленный порядок в обществе. Согласно Платону, «естественным» путём возникают лишь «порочные формы государства». К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия - это власть честолюбцев. Честолюбие влечёт за собой страсть к обогащению. В результате тимократия переходит в олигархию - господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно для богатых, другое для бедных. Между ними идёт непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии - власти большинства.
Демократическое
государство сверх нормы «
Так демократия
неизбежно превращается в тиранию
- наихудшую форму