Правовое государство: сущность и основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Правовое государство, как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин «правовое государство» прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети 19 века, а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б. Ф. Кистяковский, Б.Н. Чичерин и другие.
Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и сагласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….1ст.

Понятие и признаки правового государства………………..............2 ст.

Система разделения властей в правовом государстве……………...6 ст.

Верховенство правового закона……………………………………...14 ст.

Права и свободы человека в правовом государстве……………….19 ст.

Взаимные обязанности и ответственность личности и государства. Социальная и юридическая защищенность личности …………………….23 ст.

Практика становления правового государства в России……........26 ст.

Заключение…………………………………………………………….28 ст.

Список использованных источников……………………………......29ст

Работа содержит 1 файл

Понятие и признаки правового гос-ва.rtf

— 228.03 Кб (Скачать)

Курсовая работа

ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРТВА И ПРАВА 

ТЕМА: «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ»

 

Оглавление. 

Введение ……………………………………………………………………….т.

Понятие и признаки правового государства………………..............2 ст.

Система разделения властей в правовом государстве……………...6 ст.

Верховенство правового закона……………………………………...14 ст.

Права и свободы человека в правовом государстве……………….19 ст.

Взаимные обязанности и ответственность личности и государства. Социальная и юридическая защищенность личности …………………….23 ст.

Практика становления правового государства в России……........26 ст.

Заключение…………………………………………………………….28 ст.

Список использованных источников……………………………......29ст.

 

      Введение. 

     Правовое государство, как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин «правовое государство» прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети 19 века, а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б. Ф. Кистяковский, Б.Н. Чичерин и другие.

     Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и сагласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

     Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворявшей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех.

     В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден.

     В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

     Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

     Теория государства и права - это наука, как важная область человеческой деятельности, имеющей своей целью получение и систематизацию объективных знаний о действительности, обладает сложной структурой.

 

      1.Понятие и признаки правового государства.  

     Само государство нужно рассмотреть с нескольких сторон. Рассмотрим в юридическом смысле.

     «Отношения между государством и правом должны рассматривается по аналогии с отношениями между правом и индивидом». Из этого следует, что индивид нераздельно связан с государством. Государство наделяет правами индивида.

     «Иными словами, индивидам надо платить налоги - без этого государство до того оскудеет, что индивиды, члены гражданского общества не смогут вообще удовлетворять свои потребности.»

     Также рассмотрим в социальном смысле. Законы писались не одно столетие, и каждый правитель внес свою лепту в их написание. Данная теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями.

     "Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре внимания... находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство". (Но далеко не обязательно и не всегда).

     Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности её чести и достоинства. Правовое государство отличается от внеправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми.

     "Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию"."Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете". Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества, и, наконец, осуществлять правосудие.

     И еще одно понятие государства определяется, как система норм или как политически организованное общество. «Государство имеет политический характер, проявляется как политическая организация, потому что оно устанавливает порядок использования силы».

     Господство права и верховенство закона в своем конкретном содержании реализуют в правовом государстве принцип «вся власть закону», который является основным императивом государственно-организованного общества.

     Правовое государство - это не схема, расписанная по своим признакам, а действительно живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом. Характеристика, признаки правового государства подтверждают этот тезис.

     - государство это народное соединение, организованное для постоянной реализации заведомо высшего закона, а также высшего блага.

       -государство это суверенитет морально-личный живой общественный союз народа, союз, который по конституционному закону, в свободной конституционной организации народа, под руководством конституционного и самостоятельного правительства стремится к правовой свободе и в ее пределах к назначению, а потому и к счастью всех своих членов.

     Признаки правового государства:

     1.Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

     2.Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

     3.Взаимная ответственность личности и государства.

     4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

     5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

     6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

     Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

     Правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему

     1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.

     2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

     3. Располагает специальным государственным механизмом.

     4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.

     5. Существует благодаря налогам и другим сборам.

     6. Обладает государственным суверенитетом.

     Правовое государство -- это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.

     Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права.

     Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей. 

     2. Система разделения властей в правовом государстве. 

     Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического правового государства.

     Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями (Аристотель), была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским правителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодальному произволу. Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля (384-322 г.г. до н. э), Эникура (ок 341-ок 270 г.г. до. н. э), Полибия (ок 201-ок 120 г.г. до н.э). Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632-1704) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755).

     Ш. Монтескье придал этой концепции вполне завершенный и стройный вид. И, что не менее важно, в его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день. 

     Среди этих актов особое внимание привлекают два: Декларация независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Декларация 1789 года является составной частью нынешней Конституции и действующего права Франции. Особый интерес для выяснения того, как законодательно провозглашался и закреплялся принцип разделения властей, представляет статья 15 Декларации. “Любое общество, в котором не обеспечено осуществление прав и не закреплено разделение властей, - гласит эта статья, -не имеет конституций. Под словом “конституция” они подразумевали демократический конституционный строй, основанный на признании и реализации основных прав и свобод человека и разделением властей. Обращает на себя внимание, что Декларация в рамках одной статьи объединяет, казалось бы, два разнопорядковых принципа: гарантию прав и свобод и разделения властей. На первый взгляд, может показаться, что подобное соединение случайно или есть результат редакционной погрешности. В действительности это не так.

     Проблема осуществления прав и свобод, и принцип разделения властей тесно взаимосвязаны. В определенном смысле можно даже говорить об их органическом единстве. Утверждение института прав и свобод, их гарантированность - это своеобразный внешний механизм ограничения власти. Но столь же необходим и аналогичный внутренний механизм. Он бы препятствовал чрезмерной концентрации власти чреватой ее полным сосредоточением в руках одного лица или ограниченной узкой группы лиц, которая бы правила по своему усмотрению, не считаясь ни с правовыми предписаниями, ни с правами и свободами человека. Ответом на эту потребность в механизме, который бы препятствовал узурпации власти, стали концепция и конституционный принцип разделения властей. Поиск наилучших форм организации власти, исследование механизма ее осуществления пронизывают всю историю политической мысли. Аристотель, конечно, еще весьма далек от принципа разделения властей в том виде, как мы его знаем сегодня. Проблема соотношения свободы и власти привлекает внимание видных мыслителей во все последующие века. “Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать целям общества и правительства”,- констатирует Дж. Локк. Отсюда и следует главный вывод, составивший сердцевину концепции разделения властей: власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены.

Информация о работе Правовое государство: сущность и основные черты