Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:13, курсовая работа
Анализ Российской социальной, экономической и правовой действительности свидетельствует о том, что отечественный механизм обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан действует недостаточно эффективно. Судебная реформа, проводимая в нашей стране, обострила интерес к особенностям становления российского правосудия. Это вполне объяснимо, поскольку лишь правильно организованное правосудие способно создать прочные гарантии прав и свобод личности, обеспечить законность и правопорядок в целом.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Роль судебной власти в государственном управлении…………………..4
1.1 Понятие судебной власти. Требования к судье и гарантии для
судей………………………………………………………………………………4
1.2 Положение и роль суда в обществе…………………………………………8
Глава 2 Судебная система РФ. Виды судов………………………………………12
2.1 Конституционные (уставные) суды……………………………………...12
2.2 Суды общей юрисдикции ………………………………………………..14
2.3 Арбитражные суды ……………………………………………………….17
2.4 Присяжные и арбитражные заседатели, обвинитель и защитник..........18
Глава 3 Судебная реформа РФ в условиях формирования демократического государства………………………………………………………………………….20
3.1 История становления и общая характеристика судебной
реформы РФ…………………………………………………………………...20
3.2 Основные проблемы реализации судебной реформы и пути
их решения…………………………………………………………………….26
Глава 4 Конституционные принципы правосудия……………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….....38
Список использованных источников……………………………………………...40
В этом пункте будут сформулированы основные неразрешенные проблемы современной судебной реформы. Здесь можно обозначить проблемы нормативного характера и механизмы их разрешения, а также проблемы технического и организационного характера.
Отмечаются жалобы, в которых ставится под сомнение объективность принимаемых судами решений по делам об обжаловании действий высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, представительных органов власти по тем мотивам, что в связи с недостаточным финансированием суды вынуждены получать от этих органов определенную материальную поддержку, в силу чего, как полагают авторы подобных обращений, суды находятся под определенным их влиянием.
Разработчики
ФКЗ "О федеральных
В проекте
ФКЗ "О федеральных
Предполагается, что федеральные окружные административные суды будут рассматривать в качестве суда первой инстанции дела о проверке законности решений руководителей субъектов Российской Федерации и их представительных органов, а также споры между субъектами Российской Федерации. Они также будут выступать в качестве суда второй инстанции в отношении дел, рассмотренных в административных коллегиях судов областного уровня.
Следующим вопросов является создание специализированных ювенальных судов. Как отмечали эксперты, в связи с увеличением количества дел, рассматриваемых судами, нехватки судей, уголовные дела в отношении несовершеннолетних не рассматриваются в течение нескольких лет, ждут своей очереди, а подростки ожидают справедливого решения в следственных изоляторах.
Изменить такое положение, по мнению многих исследователей возможно только путем создания в системе судов общей юрисдикции самостоятельных судов по делам несовершеннолетних, ювенальных судов.
Верховный
Суд РФ в Постановлении от 14 февраля
2000 года "О судебной практике по делам
о преступлениях
Для решения данной проблемы Государственной думой РФ был разработан проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О судебной системе в Российской Федерации".
Законопроектом предусматривается создание в Российской Федерации системы ювенальных судов по территориальному принципу (то есть повсеместно), к компетенции которых предлагается отнести все без исключения дела, одной из сторон в которых являются несовершеннолетние.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту данного федерального конституционного закона от 13 февраля 2002 года сказано, что постановка вопроса о дополнении Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» нормой о создании системы ювенальных судов должна сопровождаться информацией о предполагаемой структуре и численности таких судов, а также о возможных расходах, которые потребуются на их содержание.
Косвенным
свидетельством того, что ювенальные
суды будут как минимум
В
заключении также указано на противоречие
части первой проектной статьи 26-1,
предусматривающей включение
Специалисты обратили внимание и на терминологическую несогласованность части первой проектной статьи 26-1 со статьями 4 и 26 закона о судебной системе, выразившуюся в игнорировании в предлагаемой законопроектом системе ювенальных судов федерального статуса. Такое положение вызывает вопросы о предполагаемом уровне подчинённости ювенальных судов органам государственной власти. Вызвала недоумение и формулировка части второй проектной статьи 26-1, согласно которой ювенальные суды рассматривают дела, хотя бы одним из участников в которых является несовершеннолетний. По мнению юристов, она непригодна для описания, пусть даже в самом общем виде, компетенции ювенальных судов.
Говорится также и о несоблюдении в законопроекте правил юридической техники.
Основываясь на данном заключении Правового управления Комитет Государственной Думы по государственному строительству 14.02.2002 г. выразил готовность поддержать законопроект при условии его доработки.
Однако указанные замечания в тексте законопроекта все еще не учтены. Поэтому остаются не ясными принципы организации и деятельности системы ювенальных судов, их предполагаемая структура, не определена подсудность, а главное, не указано, в какие деньги обойдётся федеральному бюджету создание в судебной системе Российской Федерации новых самостоятельных судов по делам несовершеннолетних.
Таким образом, органам законодательной власти предлагается одобрить создание в государстве системы судебных органов, о которой ничего не известно и сделать это без учёта соответствующих затрат.
Одной из проблем в ходе судебной реформы может быть фактическое отсутствие в федеральном законодательстве норм, регулирующих порядок определения нормативной численности федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, работников аппаратов судов, а также государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации. Как следствие данной проблемы – неравномерная, ненормированная нагрузка на судей. Судьи попросту не справляются с массивом исков, что, сказывается на эффективности всей системы правосудия.
Отсутствие указанных норм затрудняет организацию работы судов, планирование судебного процесса, а также осуществление организационного обеспечения деятельности судов. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, процессуальных сроков вынесения судебных решений, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на конечном результате деятельности судов. Ранее действовали нормы нагрузки, утвержденные постановлениями Минтруда России и Минюста России от 27 июня 1996 г. "Об утверждении норм нагрузки судей и работников аппарата судов субъектов Российской Федерации" и от 27 июня 1996 г. "Об утверждении норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов". Однако, по оценкам Президиума Совета судей РФ, в результате того что существенным образом изменились гражданское, административное и уголовное законодательство Российской Федерации, появился институт помощников судей, мировые судья – все это существенным образом изменился характер и распределение нагрузки между судами, а в судах между судьями и работниками аппаратов судов.
В целях разрешения вышеуказанной проблемы 28 октября 2010 г. судебный департамент разработал законопроект, который называется "О нормах нагрузки на судей".
В рамках концепции законопроекта предложены научно обоснованные нормы, которые должны разрешить многие вопросы, в том числе и большой загруженности судей. Новые нормы нагрузки должны определить необходимую в современных условиях численность судей и других категорий работников для обеспечения эффективного функционирования судов, усовершенствовать организационное обеспечение деятельности судов, в т.ч. своевременную подготовку предложений по изменению численности судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, работников аппаратов судов и государственных служащих системы Судебного департамента.
Одна из постоянных проблем -материальное оснащение, которая разрешается и вновь возникает. По оценкам Правительства РФ, финансирование превышает запланированные нормативы. Среди нерешенных материальных проблем остаются такие как: дефицит в служебных площадях; оплата труда работников аппаратов судов не соответствует объему и сложности выполняемой ими работы, низкая заработная плата персонала по охране и обслуживанию зданий.
Механизм разрешения проблем вокруг финансирования судебной системы и судебной реформы были предложены на 6-м Всероссийском съезде судей. Съезд акцентировал внимание на том положении, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" финансирование судов должно осуществляться на основе утвержденных федеральным законом нормативов.
Сохраняются проблемы с соблюдением сроков назначения кандидатов на должности судей, несовершенством конкурса и связанные с этим трудности формирования судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Иногда судьи ждут очередного назначения по несколько лет без всякого объяснения причин подобных затяжек.
В этой связи эксперты отмечают, что особое внимание должно быть уделено срокам назначения судей и вопросам взаимодействия с Администрацией Президента РФ.
Актуальной задачей и проблемой современной судебной реформы остается проблема повышения авторитета судебной власти. Средства массовой информации активно публикуют различные материалы по поводу коррупции в органах судебной власти. Такие материалы появляются как в центральной, так и в местной прессе. В них иногда произвольно толкуются обстоятельства рассмотренных дел и принятые по ним судебные решения. При этом допускаются высказывания о коррупции судей, не основанные на фактических материалах и носящие предположительный характер. Такими высказываниями наносятся удары как по судебной системе в целом, так и по авторитету судей. Эксперты судейского сообщества признают, что вышеуказанные проблемы проистекают из информационной закрытости судов. Между судьями и журналистами зачастую нет взаимопонимания, складываются настороженные, а порой и конфликтные отношения.
Информация о работе Судебная власть в системе государственного управления