Судебная власть в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Анализ Российской социальной, экономической и правовой действительности свидетельствует о том, что отечественный механизм обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан действует недостаточно эффективно. Судебная реформа, проводимая в нашей стране, обострила интерес к особенностям становления российского правосудия. Это вполне объяснимо, поскольку лишь правильно организованное правосудие способно создать прочные гарантии прав и свобод личности, обеспечить законность и правопорядок в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Роль судебной власти в государственном управлении…………………..4
1.1 Понятие судебной власти. Требования к судье и гарантии для
судей………………………………………………………………………………4
1.2 Положение и роль суда в обществе…………………………………………8
Глава 2 Судебная система РФ. Виды судов………………………………………12
2.1 Конституционные (уставные) суды……………………………………...12
2.2 Суды общей юрисдикции ………………………………………………..14
2.3 Арбитражные суды ……………………………………………………….17
2.4 Присяжные и арбитражные заседатели, обвинитель и защитник..........18
Глава 3 Судебная реформа РФ в условиях формирования демократического государства………………………………………………………………………….20
3.1 История становления и общая характеристика судебной
реформы РФ…………………………………………………………………...20
3.2 Основные проблемы реализации судебной реформы и пути
их решения…………………………………………………………………….26
Глава 4 Конституционные принципы правосудия……………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….....38
Список использованных источников……………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Судебная власть в системе государственного управления.doc

— 172.00 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1 Роль судебной власти в государственном управлении…………………..4

   1.1 Понятие  судебной власти. Требования к  судье и гарантии для 

   судей………………………………………………………………………………4

   1.2 Положение  и роль суда в обществе…………………………………………8

Глава 2 Судебная система РФ. Виды судов………………………………………12

    2.1 Конституционные (уставные) суды……………………………………...12

    2.2 Суды общей юрисдикции ………………………………………………..14

    2.3 Арбитражные суды ……………………………………………………….17

    2.4 Присяжные и арбитражные заседатели, обвинитель и защитник..........18

Глава 3 Судебная реформа РФ в условиях формирования демократического государства………………………………………………………………………….20

    3.1 История становления и общая  характеристика судебной 

    реформы РФ…………………………………………………………………...20

    3.2 Основные проблемы реализации  судебной реформы и пути 

    их  решения…………………………………………………………………….26

Глава 4 Конституционные  принципы правосудия……………………………….34

Заключение……………………………………………………………………….....38

Список  использованных источников……………………………………………...40

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Актуальность  настоящей темы предопределена ролью  судебной власти в жизни демократического общества, в которой её члены и  их объединения пользуются достаточной  степенью свободы, а все взаимоотношения  строятся на основе права.

    Анализ  Российской социальной, экономической и правовой действительности свидетельствует о том, что отечественный механизм обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан действует недостаточно эффективно. Судебная реформа, проводимая в нашей стране, обострила интерес к особенностям становления российского правосудия. Это вполне объяснимо, поскольку лишь правильно организованное правосудие способно создать прочные гарантии прав и свобод личности, обеспечить законность и правопорядок в целом.

    Правосудие, несомненно, выступает в качестве фактора цивилизации, прогресса и обновления в обществе, и в этом заключается, прежде всего, его социальная ценность. Проводимая в настоящее время судебно-правовая реформа, которая была вызвана глубокими социально-политическими преобразованиями, проходившими в России, повлекла за собой изменение политического устройства государства, смещение приоритетов в соотношении интересов человечества в пользу личности. Вышеперечисленные преобразования были бы не возможны без формирования нового правосудия.

    К целям данной курсовой работы относятся: рассмотрение отдельных видов судов, раскрытие их целей и задач; анализ развития организации правосудия и его конституционные принципы. Для достижения поставленных целей курсовой работы, будут выполнены следующие задачи исследования: определение роли судебной власти в государственном управлении;  рассмотрение организации судебной власти РФ. Также одной из главных задач работы будет исследование проблем реализации судебной реформы РФ и возможные пути их решения и совершенствования деятельности. 

    Глава 1 Роль судебной власти в государственном управлении

    1. Понятие судебной власти. Требования к судье и гарантии для судей

    В различных странах, в том числе  в России, действует множество  юридических органов: органы расследования, прокуратура, адвокатура, нотариат и др. Некоторые из них могут быть только государственными (например, прокуратура), другие имеют и государственный, и частный характер (государственные и частные нотариусы). Адвокатура представляет собой самоуправляющуюся организацию. Особое место среди юридических органов занимает суд.

    Судебная  власть является ветвью государственной  власти. Общественные суды (товарищеские, третейские и др., церковные суды в России – архиерейские суды митрополичьих  округов, Священный Синод) такой власти не имеют. Решения общественных судов для принудительного исполнения требуют подтверждения со стороны государства (решения церковных судов к рассмотрению государственными судами не принимаются). Другие юридические учреждения (в том числе государственные), должностные лица, находящиеся на юридической службе (включая аппарат судов), судебной властью не обладают. Они либо в той или иной форме сотрудничают с судами, либо обслуживают деятельность судов. В федерациях (в том числе в России) существует целостная система судов, у субъектов федераций своей судебной системы, как правило, нет, существуют только отдельные суды по определенным вопросам (исключение – США, где каждый штат имеет свою судебную систему, хотя и в США суды штатов применяют федеральное законодательство, а решающую роль играют федеральные суды, окончательные решения принимает Верховный суд США).

    Муниципальные образования (в отличие от нормотворческих  и исполнительных органов) своих  судов не имеют, действующие в  них суды являются судами государства или субъектов РФ (мировые судьи).

    Судебная  власть существенно отличается от законодательной  и исполнительной. Суд не создает  общих правил поведения, законов, как  это делает парламент (исключением  является лишь прецеденты в странах англосаксонского права), он не занимается исполнительной деятельностью. Власть суда имеет конкретный характер. Действуя в особой процессуальной форме (ее значение подчеркивается тем, что нарушение формы процесса может повлечь за собой отмену решения суда, которое правильно по существу), суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор; гражданские, в которых решает имущественный или иной спор между сторонами (физическими и юридическими лицами); административные (как правило, споры между гражданами и органами управления); трудовые (споры между работодателями и работниками) и др. Принимая решения по таким делам, суд разрешает конфликты в обществе, используя государственную власть. Решение конфликтов в обществе – особый признак судебной власти. Суд осуществляет правосудие, обеспечивает господство права, защиту прав граждан. Он устанавливает также наиболее значимые юридические факты. Суд принимает решения в соответствии с законом и внутренним убеждением, сложившимся у судьи, судебной коллегии в процессе рассмотрения дела.

    Государственная судебная власть принадлежит не судебному  учреждению как таковому, включающему  штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии (в некоторых зарубежных странах – судебных следователей (следственных судей) и прокуроров), а судебной коллегии, судебному составу (иногда это один судья), когда заседание суда официально открыто и формализовано для рассмотрения дела. Судебная власть осуществляется в судебном процессе, в форме особой процедуры. Заседание суда может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или нескольких судей и определенного числа народных заседателей (обычно двух) в сохранившихся странах тоталитарного социализма, заседателей (ассизы, шеффены) или присяжных заседателей (обычно 12, но в США бывает и больше, и меньше). Гражданские иски рассматриваются обычно коллегией профессиональных судей (мелкие иски – одним судьей), хотя в некоторых штатах США и в гражданских делах участвуют присяжные заседатели. Народные или присяжные заседатели всегда входят в состав суда при рассмотрении существенных уголовных дел, а при рассмотрении дел, влекущих суровое наказание, участвует более широкий состав присяжных (во Франции – три судьи и девять заседателей, в США – один судья и в некоторых штатах до 24 присяжных). Народные заседатели имеют одинаковые права с судьей, участвуя в постановления решения, определении наказания. Присяжные принимают лишь решения по вопросам: имело ли место деяние, совершил ли его ответчик (обвиняемый) и, главное, виновен ли он, а также о смягчающих вину обстоятельствах (в некоторых странах). Наказание назначает судья. Он же принимает решение и по гражданскому иску, если дело рассматривается с участием присяжных заседателей (США, Швеция и др.).

    Судьей  может быть только гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической  профессии не менее пяти лет. В  этот стаж включается время работы на требующих юридического образования должностях в государственных и муниципальных органах, в юридических службах организаций, преподавателем  юридических дисциплин и др. Для судей вышестоящих судов (например, Арбитражных судов округов) установлен повышенный возраст и более продолжительный стаж работы.

    Судьей  может быть гражданин, не совершивший  порочащих его поступков, сдавший  квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям, не вправе участвовать в политических мероприятиях. Он не может быть депутатом представительного органа, не вправе совмещать работу в должности судьи  с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Кандидат на должность судьи проходит медицинское освидетельствование и не может занимать эту должность, если не удовлетворяет определенным медицинским  критериям (их перечень утвержден Министерством здравоохранения и социального развития РФ). Гражданин РФ назначается на должность судьи после сдачи квалификационного экзамена и представления квалификационной коллегии. Кандидатура на должность судьи рассматривается в Верховном Суде РФ, Комиссией при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности федеральных судей и после этого представляются Президенту РФ.

    Конституция РФ и законодательство устанавливают  гарантии для судей. Судьи независимы и подчиняются только Конституции  и федеральному закону. Независимость  означает, что исключается постороннее  воздействие на судей при осуществлении судебного процесса. Судья не обязан отчитываться перед кем- либо  в своей деятельности. Его независимость гарантируется также особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи (что делается органами судейского управления), предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

    Несменяемость судьи – одна из важнейших гарантий его независимости. За судьей сохраняется  занимаемая им должность до достижения предельного возраста. Без согласия судьи его нельзя перевести  в другой суд или на другую вышестоящую должность. Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены только по тем основаниям, которые установлены федеральным ( а не иным) законом о статусе судей при обязательном и решающем участии органов судейского самоуправления. Полномочия судьи приостанавливаются и прекращаются в случаях. Установленных законом ( прекращение при занятии деятельностью, несовместимой со статусом судьи, например, предпринимательской), или совершении поступка, позорящего честь и достоинство судьи, отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда и др.

    Неприкосновенность  судьи обеспечивается его судебным иммунитетом. Решение об уголовной ответственности судьи принимается только Генеральным прокурором РФ (лицом, исполняющим его обязанности). Оно может быть принято лишь на основе заключения судебном коллегии, состоящей из трёх судей Верховного Суда РФ,  или высшего суда в субъекте  РФ (для судов низших звеньев). Затем необходимо согласие соответствующей квалификационной коллегии судей (для судей Конституционного Суда РФ требуется согласие этого Суда). Решение о привлечении судьи к административной ответственности принимается коллегией из трёх судей высших судов по представлению Генерального прокурора РФ (согласия квалификационной коллегии не требуется). В качестве дисциплинарных взысканий к судье применяется предупреждение и досрочное освобождение от должности. Взыскания налагаются квалификационной коллегией судей соответствующего суда.

    Неприкосновенность  распространяется не только на личность семьи, но и на его жилище, служебное  помещение, корреспонденцию, имущество  и документы. Используемый им транспорт  и средства связи. Предусматриваются особые меры государственной защиты судей, а также прокуроров и некоторых других работников правоохранительных органов. С 2004 года некоторые из этих мер распространены на свидетелей, потерпевших, вплоть до изменения жительства и даже внешности. 
 

    1.2 Положение и роль суда в обществе

    Положение суда в обществе противоречиво. С  одной стороны, суд, участвуя в управлении обществом и государством, обладает широкими полномочиями, которых лишена и законодательная, и исполнительная власть. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни, отобрать у физического или юридического лица имущество (конфискация), закрыть газету, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить принятое решение и возместить лицу или организации ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, лишить родителей родительских прав и т.д. С другой стороны, это сравнительно слабая власть. Она не опирается непосредственно на поддержку граждан-избирателей, как законодательная власть, не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная власть (роль судебных приставов не так велика, к тому же последние – это аппарат не судов, а министерства юстиции). Сила судебной власти коренится в уважении суда гражданами и должностными лицами, в непререкаемости судебных решений, их неуклонном исполнении.

Информация о работе Судебная власть в системе государственного управления