Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:13, курсовая работа
Анализ Российской социальной, экономической и правовой действительности свидетельствует о том, что отечественный механизм обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан действует недостаточно эффективно. Судебная реформа, проводимая в нашей стране, обострила интерес к особенностям становления российского правосудия. Это вполне объяснимо, поскольку лишь правильно организованное правосудие способно создать прочные гарантии прав и свобод личности, обеспечить законность и правопорядок в целом.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Роль судебной власти в государственном управлении…………………..4
1.1 Понятие судебной власти. Требования к судье и гарантии для
судей………………………………………………………………………………4
1.2 Положение и роль суда в обществе…………………………………………8
Глава 2 Судебная система РФ. Виды судов………………………………………12
2.1 Конституционные (уставные) суды……………………………………...12
2.2 Суды общей юрисдикции ………………………………………………..14
2.3 Арбитражные суды ……………………………………………………….17
2.4 Присяжные и арбитражные заседатели, обвинитель и защитник..........18
Глава 3 Судебная реформа РФ в условиях формирования демократического государства………………………………………………………………………….20
3.1 История становления и общая характеристика судебной
реформы РФ…………………………………………………………………...20
3.2 Основные проблемы реализации судебной реформы и пути
их решения…………………………………………………………………….26
Глава 4 Конституционные принципы правосудия……………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….....38
Список использованных источников……………………………………………...40
Противоречиво положение суда и в политическом аспекте. В отличие от законодательной и исполнительной власти, непосредственно участвующих в политике (партийные фракции в парламенте, партийное правительство), при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено. Суд не должен руководствоваться политическими или иными мотивами при рассмотрении конкретного дела. В то же время суд – часть общества, и государственная политика не может не оказывать на него влияние. Особенно это относится к высшим и конституционным судам. Некоторые решения Конституционного Суда РФ (например, о компартии, об отношениях Федерации и ее субъектов и др.) приняты не без влияния политических мотивов. С учетом политических мотивов принимались некоторые решения Верховного Суда РФ в избирательных кампаниях (о регистрации, отказе от регистрации кандидатов, избирательных объединений), Высшего Арбитражного Суда (по делам некоторых особенно крупных акционерных обществ).
Противоречиво положение суда и с точки зрения его роли в обществе. С одной стороны, суд, выполняя прежде всего охранительную функцию, по своим качествам, кадровому составу и положению в государственном механизме имеет консервативную природу, характеризуется высокой степенью бюрократизма. С другой стороны, суд защищает права индивида от произвола государства и давления «большинства», отстаивает законные интересы «меньшинства», оберегая тем самым свободу личности.
Своими решениями суд поддерживает и укрепляет существующий порядок, легитимность государственного управления, содействуя тем самым его большему контролю над обществом. Будучи же органом государства, он может противопоставить себя ему и его учреждениям, когда они выходят за пределы законов, норм, созданных ими же. Тем самым суд ограничивает государство, содействуя развитию демократических начал.
Решая споры, поддерживая позитивные социальные нормы в обществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая разного рода мошенничество, суды укрепляют экономическую стабильность в обществе. Они поддерживают политическую стабильность, наказывая участников путчей и заговоров, объявляя незаконным террористические организации, партии, цели которых противоречат конституционному строю.
Суд играет значительную идеологическую роль, воспитывает у граждан уважение к закону, принятым в обществе стандартам поведения.
Все эти задачи суд может выполнять только в условиях его правильной ориентации, соответствия принципов его деятельности общечеловеческим ценностям. Напротив, извращенные формы суда, например, чрезвычайные суды, действующие как органы прямого подавления, неправосудные решения оказывают деструктивное влияние на общество.
Судебная
ветвь власти имеет свои органы судейского
самоуправления. Во
многих зарубежных странах это Советы
магистратуры, в число магистратов входят
судьи, судебные следователи и прокуроры,
в России съезды судей, советы судей, избранные
или квалифицированные коллегии судей.
Органы судейского самоуправления не
осуществляют судебную власть, не рассматривают
конкретные уголовные и гражданские дела.
Это органы самоуправления судейского
сообщества. Только по решению квалификационных
коллегий назначаются судьи (кроме высших
судей, назначаемых в соответствии с Конституцией
РФ Советом Федерации), судьи освобождаются
от должности, перемещаются в другие суды,
могут быть преданы суду по обвинению
в преступлении.
Глава 2 Судебная система РФ. Виды судов
В
соответствии с Конституцией РФ правосудие
в России осуществляется только судом
посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного
судопроизводства (ч.1 и 2 ст.118). Согласно
Федеральному конституционному закону
от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе
Российской Федерации» в Российской Федерации
действуют федеральные суды, конституционные
(уставные) суды и мировые судьи субъектов
РФ. Федеральные суды - это Конституционный
Суд РФ, верховный Суд РФ, верховные суды
республик. Краевые и областные суды, суды
городов федерального значения, автономной
области и автономных округов, районные
суды, военные и специализированные суды,
составляющие систему федеральных судов
общей юрисдикции, а также федеральные
арбитражные суды (Высший Арбитражный
Суд РФ, федеральные арбитражные суды
округов, арбитражные апелляционные суды,
арбитражные суды субъектов РФ). К судам
субъектов РФ относятся конституционные
( в республиках в составе Федерации) и
уставные (в других субъектах РФ) суды,
а также мировые судьи, являющиеся судами
общей юрисдикции субъектов РФ. Судьи
Конституционного Суда РФ, Верховного
Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ
назначаются Советом Федерации, остальные
федеральные судьи – Президентом РФ. Судьи
субъектов РФ назначаются законодательными
органами (мировые судьи могут избираться
гражданами). Однако все суды в России
составляют единую систему судов РФ, организованы
на основе общих принципов, установленных
федеральными законами, применяющими
федеральное законодательство.
2.1 Конституционные (уставные) суды
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи назначаются на 15 лет, предельный возраст для пребывания на этой должности – 70 лет. Назначение на второй срок не допускается. Конституционный Суд избирает на три года Председателя, заместителя Председателя и судью- секретаря. Суд рассматривает дела и принимает решения в пленарных заседаниях и в заседаниях двух палат, состоящих из девяти и десяти судей. Некоторые дела могут рассматриваться только в пленарных заседаниях (о соответствии конституций и уставов субъектов РФ, о выступлении с законодательной инициативой по предметам ведения суда и др.). Решения суда (постановление. Определение, заключение, послание парламенту, выступление с законодательной инициативой) принимаются открытым голосованием в совещательной комнате путем поименного опроса судей. Судья не вправе воздерживаться от голосования.
Конституционный Суд РФ проверяет соответствие Конституции РФ федеральных актов и актов субъектов РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ проверяют соответствие правовых актов субъектов РФ их основным законам. Конституционные (уставные) суды дают толкование основных законов, рассматривают споры о компетенции органов государства, жалобы на нарушение основных прав и свобод человека и гражданина (такие «конституционные жалобы» могут быть поданы в суд одним лицом или группой лиц). Конституционный Суд РФ дает также заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, другие заключения (например, для назначения всероссийского референдума). Некоторые дополнительные полномочия имеют конституционные (уставные) суды отдельных субъектов РФ. Так, Конституционный Суд Республики Марий Эл осуществляет контроль за выборами президента республики, в Башкорстане – следит за конституционностью общественные объединений и др.
Конституционный Суд РФ, как и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, должен решать исключительно вопросы права. Не вмешиваться в решение политических вопросов, хотя четкую грань в данном случае провести сложно. Многие вопросы, касающиеся толкования Конституции РФ, прав человека, признания тех или иных актов неконституционными (например, по вопросу о запрещении коммунистической партии указами Президента РФ Б.Н. Ельцина или о Чечне). Имели политический характер.
Конституционные
(уставные) суды вправе осуществлять только
последующий контроль, когда правовой
акт уже вступил в законную силу. Предварительный
контроль осуществляется лишь в отношении
международных договоров, не вступивших
в силу (таких решений в практике Конституционного
Суда РФ не было).
2.2 Суды общей юрисдикции
Наряду с судами конституционной юстиции в России существуют и другие виды судов. Федеральные суды общей юрисдикции – Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального назначения, автономной области и автономных округов, районные суды (межмуниципальные суды в крупных городах, имеющих внутригородские районы и иные подразделения, например, в Москве), военные и специализированные суды. Названия «краевой», «областной», «верховный суд республики» не означают, что это суды субъектов РФ. Председатели и судьи Верховного Суда назначаются Советом Федерации, другие судьи судов общей юрисдикции ( в том числе судьи верховных судов республик в составе Российской Федерации), кроме мировых судей, назначаются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда РФ, Высшей квалификационной коллегии.
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из административных правоотношений (в настоящее время особых административных судов, разрешающих споры граждан с чиновниками, в России нет). Они рассматривают дело по первой и по второй инстанции 9 по жалобе стороны, протесту прокурора и др.).
Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ – высший судебный орган по уголовным, гражданским, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В его ведение не входят конституционная и арбитражная юстиция. Верховный Суд РФ выступает в качестве суда первой инстанции, например, рассматривает жалобы на ненормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания, жалобы кандидатов на нарушение их избирательных прав в процессе выборов в Государственную Думу и на должность Президента РФ и др. В установленных законом процессуальных формах он осуществляет надзор за деятельностью других судов. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, трех судебных коллегий (по гражданским делам, уголовным делам и военная коллегия). В состав Верховного Суда РФ входит также Судебный департамент, который занимается материальным обеспечением судов, издает инструкции по делопроизводству для нижестоящих судов.
Другие
суды общей юрисдикции создаются
по территориальному признаку в субъектах
РФ, административно-
Военные суды – разновидность судов общей юрисдикции. Они создаются в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им подсудны уголовные, гражданские, административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Существуют окружные (военных округов), флотские (флотов) и гарнизонные военные суды.
В систему судов общей юрисдикции входят также мировые судьи, занимающие в ней особое положение.
Мировые судьи – суды общей юрисдикции субъектов РФ, входящие в единую судебную систему России. Мировые судьи могут быть назначены законодательными собраниями субъектов РФ или избраны населением судебного участка (территория деятельности мирового судьи) на срок, который установлен законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. Повторное назначение или избрание осуществляется на срок не менее пяти лет. На практике используется только назначение мировых судей законодательными собраниями субъектов РФ. Порядок осуществления правосудия определяется федеральными законами, по административным делам – также законами субъектов РФ. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета (Судебным департаментом при Верховном Суде РФ), а материально-техническое обеспечение – из бюджетов соответствующих субъектов РФ.
Мировые судьи рассматривают единолично по первой инстанции ограниченную категорию дел. С 2008 г. они вправе: рассматривать уголовные дела, предусматривающие наказание до двух лет лишения свободы; издавать судебные приказы; расторгать браки, если отсутствует спор о детях; рассматривать дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска; рассматривать иные дела, возникающие из семейно-брачных отношений (кроме установления отцовства, материнства, лишения родительских прав, усыновления); рассматривать дела по менее значительным имущественным спорам; рассматривать дела, возникающие из трудовых отношений (кроме восстановления на работе и коллективных трудовых споров); рассматривать дела об определении порядка пользования имуществом; рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП РФ и законами субъектов РФ. Федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.
Информация о работе Судебная власть в системе государственного управления