Судебная власть в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Анализ Российской социальной, экономической и правовой действительности свидетельствует о том, что отечественный механизм обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан действует недостаточно эффективно. Судебная реформа, проводимая в нашей стране, обострила интерес к особенностям становления российского правосудия. Это вполне объяснимо, поскольку лишь правильно организованное правосудие способно создать прочные гарантии прав и свобод личности, обеспечить законность и правопорядок в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Роль судебной власти в государственном управлении…………………..4
1.1 Понятие судебной власти. Требования к судье и гарантии для
судей………………………………………………………………………………4
1.2 Положение и роль суда в обществе…………………………………………8
Глава 2 Судебная система РФ. Виды судов………………………………………12
2.1 Конституционные (уставные) суды……………………………………...12
2.2 Суды общей юрисдикции ………………………………………………..14
2.3 Арбитражные суды ……………………………………………………….17
2.4 Присяжные и арбитражные заседатели, обвинитель и защитник..........18
Глава 3 Судебная реформа РФ в условиях формирования демократического государства………………………………………………………………………….20
3.1 История становления и общая характеристика судебной
реформы РФ…………………………………………………………………...20
3.2 Основные проблемы реализации судебной реформы и пути
их решения…………………………………………………………………….26
Глава 4 Конституционные принципы правосудия……………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….....38
Список использованных источников……………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Судебная власть в системе государственного управления.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

    Участки мировых судей создаются законами субъектов РФ. При этом численность  населения участка должна составлять 15-30 тыс. человек.

    Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» допускает  создание специализированных судов по рассмотрению гражданских дел, например, трудовых, налоговых, споров, но это может быть сделано только на основе внесения соответствующих дополнений в закон. Созданы суды присяжных по уголовным делам, создаются ювенальные федеральные суды по рассмотрению дел малолетних лиц, совершивших правонарушения.

    Создание  чрезвычайных судов, т.е. судов, образованных вне общей системы и осуществляющих судебный процесс вне правил, установленных законом (кодексами законов и др.), запрещено.

    При назначении федеральных судей в субъекты РФ, согласие субъектов РФ не требуется, но целесообразно выслушать их мнение и по возможности согласовать кандидатуру судьи. Мировых судей субъекты РФ выбирают или назначают сами. 
 

    2.3 Арбитражные суды

    Арбитражные суды рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела, такие как о праве собственности на имущество, об аренде, о правах в сфере хозяйственного управления, о несостоятельности (банкротстве), об отказе в регистрации предприятий, споры между акционерным обществом и акционерами и др. В арбитражных судах есть арбитражные заседатели. В систему арбитражных судов входит Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ. На территории одного субъекта может быть несколько арбитражных судов, и один арбитражный суд может быть создан для нескольких субъектов. Все арбитражные суды относятся к разряду федеральных судов.

    Председатель  и судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность  Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи арбитражных судов округов в субъектах РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом предложений субъектов РФ. Судья не может быть назначен на должность без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи также возможно только по решению такой коллегии.

    Высший  Арбитражный Суд РФ действует  в составе пленума, президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. 
 

    2.4 Присяжные и арбитражные заседатели, обвинитель и защитник

    Наряду  с судьей в принятии решения в  судах общей юрисдикции и арбитражных судах могут участвовать соответственно присяжные и арбитражные заседатели. В России суды с участием присяжных заседателей рассматривают только уголовные дела, по которым обвиняемым грозит суровое наказание. Обвиняемые могут выбирать, будет рассматривать их дело обычный суд (судья, коллегия судей) или суд присяжных, но в 2008 году, например, террористические преступления изъяты из компетенции судов присяжных и переданы на рассмотрение коллегии из трех федеральных судей.

    Суд с участием присяжных заседателей образуется при суде общей юрисдикции субъекта РФ в составе судьи и 12 присяжных заседателей. В каждом субъекте РФ – один суд присяжных заседателей. Присяжными заседателями могут быть дееспособные граждане РФ старше 25 лет, не имеющие судимости, не состоящие на учете в наркологических, психоневрологических диспансерах. Общий список лиц, которые могут быть присяжными заседателями, составляется высшим исполнительным органом субъекта РФ и направляется в суд. Суд для каждого процесса путем случайной выборки определяет состав присяжных. Присяжные заседатели решают вопросы факта: было ли деяние, совершал ли его подсудимый, виновен ли он и др. Приговор постановляет судья. Приговоры, вынесенные судом присяжных, обжалуются: обвиняемым, его представителем и опротестовываются прокурором в Верховный Суд РФ.

    В некоторых арбитражных процессах  участвуют арбитражные заседатели. Арбитражными заседателями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и  стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Они пользуются правами и обязанностями арбитражного судьи, т.е. в отличие от присяжных заседателей участвуют в решении вопросов и факта, и права.

    Списки заседателей формируются арбитражными судами субъектов РФ на основе предложений торгово-промышленных палат, профессиональных объединений сроком на два года.

    Судебная  деятельность неразрывно связана с  участием обвинителя, если это гражданский  процесс – представителя государства, и защитника. Обвинителем, представителем государства выступает прокурор. Профессиональную защиту осуществляет адвокат. Адвокаты должны состоять в адвокатских палатах, создаваемых в каждом субъекте РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3 Судебная реформа РФ в условиях формирования демократического государства

    3.1 История становления  и общая характеристика  судебной 

реформы РФ

    Началом становления судебной власти в современной  России является концепция судебной реформы в РФ представленная первым президентом Ельциным Б.Н. и одобренная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года.

    Главной задачей судебной реформы тогда  было признано утверждение судебной власти в государственном механизме  как самостоятельной и влиятельной  силой, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной власти. Президент Ельцин отметил, что, проведение судебной реформы является необходимым условием обеспечения функционирования демократического правового государства. Судебно-правовая реформа была вызвана глубокими социально-политическими преобразованиями, проходившими в нашей стране. Изменение политического устройства государства, смещение приоритетов в соотношении интересов человечества в пользу личности, радикальная перестройка экономической базы общества в связи с переходом к рыночной экономике были бы не мыслимы без формирования соответствующей правовой среды. Правовая среда – понятие новое и весьма емкое включающее систему нормативных актов и систему государственных институтов. Судебная власть – центр этих институтов, степень её развития в значительной мере определяет содержание и объём полномочий всей правоохранительной системы. Цель правовой реформы – переход от административно-волевого регулирования общественной жизни к системе регулирования основанного на праве. Только такая система способна обеспечить политические и экономические права граждан, соблюдение баланса общественных интересов, разрешение социальных и политических конфликтов в рамках правовой системы. Суд, являвшийся в СССР одним из звеньев правоохранительного механизма, выполнявший по преимуществу карательную функцию, а так же рассматривавший в порядке гражданского судопроизводства дела, затрагивающие в основном личные имущественные и неимущественные права граждан, должен был превратиться в орган государственной власти, обеспечивающий полноценную защиту прав личности государственных и общественных интересов. Главная цель судебной власти – содействовать гражданам, их объединениям, включая экономические образования, государственным и общественным институтам в реализации законных прав. Судебная реформа была призвана внести такие изменения в судебно-правовую систему страны, которые обеспечили бы свободный доступ к правосудию, предоставили бы объектам правоотношений достаточную возможность защищать легальным способом свои права и законные интересы. Нормативную базу судебной реформы составляют: Конституция РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ, решения съездов судей РФ и др. органов судейского сообщества, решения судов РФ, касающиеся вопросов судебной деятельности и правового положения судей.

    Судебная  реформа в России осуществляется уже более 10 лет. За эти годы была сформирована новая законодательная  база, произошли значительные преобразования в сфере судоустройства и судебного  процесса. Съезд народных депутатов в 1991 году принял декларацию прав и свобод человека и гражданина. Декларация закрепила право на судебную защиту каждого. Верховный Совет РФ одобрил концепцию судебной реформы. Согласно ней необходимо: защищать и неуклонно соблюдать основные права и свободы человека, конституционные права граждан в судопроизводстве; закреплять в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов; обеспечивать достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики; создавать федеральную судебную систему; признавать права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом; расширять возможности обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, устанавливать судебный контроль за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения; организовывать судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого.

    Основными целями судебной реформы являются создание механизма полной защиты прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми  международными стандартами; обеспечение прав и охраняемых законом интересов общественных объединений, в том числе коммерческого характера; формирование системы гарантии сохранения и эффективного функционирования государства и его органов в современных условиях. Цели судебной реформы были конкретизированы в её задачах. К числу задач судебной реформы относятся: создание законодательной базы судебной системы; обеспечение беспрепятственного доступа граждан к правосудию; осуществление эффективного правосудия в разумные сроки; формирование нового судебного процесса построенного на принципах состязательности и равноправия сторон; формирование институтов самоуправления судей; создание условий призванных снизить нагрузку на суды; дальнейшее развитие институтов непосредственно связанных с осуществлением судебной власти: адвокатуры, нотариата, прокуратуры и т.д. Современную судебную реформу предполагается провести в три этапа. Первый этап – подготовительный (1991 – 1992 гг.). В ходе подготовительного периода была одобрена, утверждена и опубликована концепция судебной реформы. Разработан пакет нормативных актов о судебной реформе. Принято решение о материально-техническом обслуживании юстиции и кадровом укомплектовании его органов, о контроле за процессами, проходящими в регионах, где действует новое законодательство и активно проводится судебная реформа. На первом этапе судебной реформы в развитии упомянутой концепции был принят Закон РФ «О статусе судей в РФ» 1992 года, установивший наряду с принципом независимости судей такие важные гарантии как несменяемость и неприкасаемость судей. Именно этот закон стал легальной базой судебной реформы, создав условия для формирования в России самостоятельной судебной власти и реального судейского самоуправления. В тот же период были приняты законы РСФСР «Об арбитражном суде» 1991 год, «О Конституционном суде РСФСР» и др., тем самым было положено начало созданию правовой базы современной судебной системы.

    Критериями  перехода ко второму этапу являются получение достаточной информации, чтобы оценить основные ошибки и  просчёты принятых ранее решений, готовность материально-технической базы юстиции к началу второго этапа. Второй этап – переходный (1992 – 1996гг.). Переходный этап характерен корректировкой разработанного законодательства в соответствии с результатами проведённых экспериментов и полученными откликами. Второй этап судебной реформы в РФ может быть охарактеризован как законодательное оформление основ новой судебной системы. Он охватывает период с 1992 по 1996 год. В это время интенсивно развивалось законодательство о судоустройстве, и принимались акты, преобразующие судебный процесс. Окончательно сложилась действующая система РФ. Её фундаментом явилась Конституция РФ 1993 года, в которой, с одной стороны, нашли отражения основные принципы надлежащего правосудия, а с другой - были закреплены основы новой судебной системы.

    В ходе второго этапа были приняты: федеральный конституционный закон  «О судебной системе РФ» (1996 год), учредивший действующую систему судов РФ, включающую федеральные суды и суды субъектов Федерации; федеральный конституционный закон «О конституционном суде РФ» (1994 год), федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» 1995 год, и др. законодательные акты, укрепляющие независимость суда в РФ.

    Критериями  перехода к третьему этапу являются достижение устойчивой судебной практики; готовность материально-технической базы к третьему этапу судебной реформы. Третий этап – завершающий (1997 г. – по настоящее время). Третий этап – характерен действием законодательства о судебной реформе на новой судебной базе. Преобразованием судебных округов и расположение их в границах несовпадающих с пределами административно-территориальных единиц. Данный этап направлен на практическую реализацию принятых законов на дальнейшее совершенствование системы судоустройства и решения вопросов материально-технического обеспечения деятельности судов, профессиональной подготовки и переподготовки судей. Важными практическими результатами этого этапа стали: передача функции управления судами от исполнительной власти (Минюст и его органы) системе судебного департамента при Верховном Суде РФ в отношении судов общей юрисдикции и реформа исполнения судебных решений.

    В ходе этого этапа было продолжено законодательное регулирование  организации судебной системы. Приняты  следующие законы: Федеральный конституционный закон «О военных судах в РФ» 1999 год, Федеральный закон «О мировых судьях в РФ» 1998 год, «О судебном департаменте при Верховном суде РФ» 1997 год, «О финансировании судов РФ» 1999 год, и др. В настоящее время продолжается работа над проектами новых законов. Критериями окончания третьего этапа являются устойчивое функционирование судебной системы.; достаточность материально-технического и кадрового обеспечения юстиции для её нормального функционирования.

Информация о работе Судебная власть в системе государственного управления