Судебная власть в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования –

собрать информацию об органах государственной власти;
закрепить для себя определённую позицию в их юридическом и государственном правовом значении;
проследить основные закономерности , сходства, различия в их структуре.

Содержание

Введение…………..……………………………………………………………..…4

Глава 1. Концепция разделения властей…….…………………..…….................6

1.1История возникновения и сущность концепции разделения властей.….......6

1.2.Концепция разделения властей в Республике Беларусь………..…...………8

Глава 2. Президент Республики Беларусь - основы правового статуса…....…9

2.1.Понятие института президентства.....................................................................9

2.2. Роль президента среди других органов власти……………………….…..13

Глава 3. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь…….…...15

3.1. Понятие и назначение Парламента…………………………………...……....15

3.2.Компетенция Парламента…………………………………………………....19

3.2.1. Палата представителей - нижняя палата Парламента……….………........19

3.2.2. Совет Республики – Верхняя палата Парламента…………..………..….....21

Глава 4. Правительство Республики Беларусь-Совет Министров Республики Беларусь……………………………..………………………………...……………......23

4.1. Сущность исполнительной власти и её система……………………………..23

4.2.Компетенция Правительства Республики Беларусь…………………………..26

4.3.Подчиненные правительству республиканские органы исполнительной

власти…………………………………………………………...……………......28

Глава 5. Судебная власть в Республике Беларусь………………...…………….....29

5.1.Понятие судебной власти……………………………………....……………......29

5.2. Конституционно - правовые принципы и особенности судебной власти.......33

Заключение………………………………………………………………………….36

Список использованной литературы……………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ОТП 2010.docx

— 75.84 Кб (Скачать)

Правительство принимает правовые акты под названием  постановления. Они могут носить как нормативный, так и индивидуально-правовой характер. Большинство постановлений  являются индивидуально-правовыми. Постановления  правительства – один из самых  массовых видов правовых актов в  Беларуси. Имеют меньшую силу, чем  законы и указы президента. В некоторых  случаях постановления могут  приниматься не правительством в  целом, а его президиумом. Премьер-министр  вправе издавать правовые акты, которые  называются распоряжениями. Они имеют  меньшую силу, чем постановления  правительства и не могут носить нормативного характера. Применительно  к правительству, очень важное значение имеет такая форма реализации его полномочий, как письменные и  устные указания (поручения). Они не являются правовыми актами, тем не менее обязательны для исполнения подчиненными правительству органами. Такие поручения и указания, как  правило, дает не правительство в  целом, а премьер-министр или его  заместитель.

4.3.Подчиненные правительству республиканские органы исполнительной власти.

В непосредственном подчинении у правительства находятся  два вида органов: министерства и  государственные комитеты

Министерство, государственный комитет – это  единоначальный орган исполнительной власти, который организует исполнение законодательных актов в одной  сфере общественной жизни. Не являясь  коллегиальными органами, министерства и государственные комитеты возглавляются  соответственно министрами и председателями государственных комитетов, которые  по общему правилу принимают решения  единолично. Между министерством  и государственным комитетом  есть одно непринципиальное различие: министерство осуществляет свои полномочия в более обширной или более  важной сфере, чем государственный  комитет. Статус министерств и государственных  комитетов определяется постановлениями  правительства. Исключение составляют министерства и государственные  комитеты силового блока – все  те органы, которые имеют вооруженных  сотрудников – их статус определяется президентом. В Беларуси на сегодня 25 министерств и 7 государственных  комитетов. Самыми важными министерствами и Государственными Комитетами являются министерство экономики, министерство финансов, министерство внутренних дел, министерство образования, комитет государственной безопасности, государственный таможенный комитет.  
 
 
 
 

Глава 5.Судебная власть в Республике Беларусь.

5.1.Понятие судебной власти.

В первоначальной трактовке теория разделения властей, которая разработана американским ученым Клоком, судебная власть не была самостоятельной ветвью. Он рассматривал три ветви власти: законодательную, исполнительную, союзную – полномочия внешней политики.

Мировое конституционное развитие пошло  по пути реализации теории Монтескье. С тех пор судебная власть традиционно  выделяется в системе государства  и считается одной из основных ветвей власти.

Судебная  власть – одна из ведущих ветвей государственной власти, которая  содействует реализации законов, путем  привлечения к ответственности  лиц, виновных в нарушении названных  актов,  а также путем разрешения юридических споров между субъектами. В отличие от исполнительной ветви власти, которая организует исполнение законов, создавая условия для их реализации, судебная власть принуждает всех лиц к безусловному выполнению законов. Тем самым судебная власть не организует исполнение законов, а охраняет их от нарушения.

Полномочия  органов судебной власти распространяются на всех лиц, деятельность которых урегулирована законами и другими законодательными актами. В этом смысле сфера судебных полномочий совпадает со сферой правового регулирования, которое обеспечивается законами и другими законодательными актами. Полномочия судебной власти затрагивают всех лиц,  независимо от каких бы то ни было характеристик: должность, пол, вера. Даже высшие должностные лица подпадают под действие судебной власти. Правовые акты могут устанавливать лишь особый порядок привлечения к ответственности тех или иных лиц, но не освобождать их полностью от ответственности.

Можно выделить следующие основные группы полномочий органов судебной власти:

  1. привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и других законодательных актов. Суд вправе привлекать к уголовной, административной, материальной ответственности.
  2. Разрешение юридических споров, между субъектами, если это не связано с привлечением их к ответственности. Например, суда могут разрешать споры о том, кому принадлежит земельный участок, дом, рассматривает жалобы граждан на невключение их в списки избирателей.
  3. Установление фактов, имеющих юридическое значение, то есть юридических фактов. Например, суды устанавливают факт родственных отношений между лицами (родство), факт нахождения лица на иждивении.
  4. Разрешение иных вопросов, влияющих на права и обязанности граждан. Суды признают лиц недееспособными, решают вопросы об усыновлении, удочерении.

Названные группы полномочий, а также процесс  их осуществления – правосудие. Сущность судебной власти проявляется в первых двух полномочиях. Несмотря на то, что одной из основных функций суда является привлечение к ответственности, назначение органов судебной власти не следует сводить к карательной деятельности. Главная цель суда в обеспечении зашиты прав и свобод личности. Привлекая правонарушителя к ответственности, суд тем самым защищает права лица, которые были ущемлены действиями правонарушителя. Важное значение имеет процедура деятельности судебных органов по осуществлению правосудия. Данная процедура называется юридическим процессом. Исходя из рассматриваемого в суде дела зачастую зависит от той процедуры, в соответствии  с которой данное дело рассматривается (давать или не давать право обвиняемому давать показания на суде).

В зависимости  от характера рассматриваемого судами дела от субъектов дела, которых  рассматриваются судами, различают  несколько видов юридического процесса (судопроизводства).

  1. Конституционный процесс: рассматривает дела о нарушении Конституции.
  2. Уголовный процесс: дела о преступлениях. В уголовном процессе рассматриваются споры между государством (в частности органами следствия, прокуратуры) и гражданином, который обвиняется в совершении преступления.
  3. Административный процесс: дела в совершении административно-правовых нарушениях, споры между государством (милицией, других органов) и гражданином, обвиняемым в совершении административно-правовых нарушениях.
  4. Гражданский процесс: объединяет большую категорию дел, связанных с нарушением не только гражданского права, но и всех других областей частного характера. Имеет место спор между гражданами, а также между ними и организациями.
  5. Хозяйственный процесс: имеет сходство с гражданским процессом, предполагает разрешение споров между субъектами хозяйствования.

Рассматриваемые выше группы полномочий  органов судебной власти могут осуществляться также несудебными органами, однако только органы судебной власти рассматривают самые важные споры, привлекают к наиболее суровым видам ответственности. Решения несудебных органов, даже если они привлекают к ответственности, всегда могут быть обжалованы в суд и отменены им. Обладая очень сильными полномочиями, а также независимость органов судебной власти находятся во взаимодействии с иными ветвями власти. Данные ветви власти обладают возможностями сдерживать судебную власть. Например, президент обладает правом помилования, то есть, освобождения или смягчения установленной судом ответственности конкретного лица.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.2. Конституционно-правовые принципы и особенности судебной власти 

Конституционно правовой принцип – закрепленные в Конституции наиболее важные положения, которые определяют устройство  деятельность судов. Данные конституционно правовые  принципы судебной власти можно разделить на принцип судоустройства и судебного (юридического) процесса.

К принципу судоустройства относят:

  1. осуществления правосудия только судом. Суд – это независимый государственный орган, который привлекает лиц к ответственности, разрешает юридические споры в соответствии с особой процедурой, которая обеспечивает принятие законных и обоснованных решений. Органы, которые не обладают независимостью, либо не соблюдают установленной процедуры, не могут считаться судами, а значит, осуществлять правосудие. Разрешение не самых существенных юридических  споров, привлечение к административно-деликтной ответственности и другим видам   ответственности может осуществляться и не судебными органами.
  2. Система судов строится по территориальному или специальному признаку. То есть, существуют территориальные специализированные суды. Судебная система – совокупность судов и взаимоотношений между ними. Судебная система РБ включает три крупных элемента:

А) общие  суды. Рассматривают самое большое число юридических споров и являются самыми многочисленными из судебных органов. Состоит их верховного суда, областных и Минского городского суда, районных и городских судов.

Б) хозяйственные  суды. Специализированные суды, которые  в отличие от общих судов, созданы  для рассмотрения строго определенных категорий дел. Это дела, связанные  со спорами субъектов хозяйствования. Состоит из Высшего Хозяйственного суда, областных и Минского городского суда.

В) Конституционный  суд. Один. Рассматривает споры между высшими государственными органами и иными государственными органами  по поводу принятия нормативно-правовых актов.

Нижестоящие суды (районные) не находятся в подчинении у вышестоящих. Вышестоящие суды могут пересмотреть решения нижестоящих, но не вправе давать им указания, как  разрешить конкретное дело. В этой связи судебная система в отличие  от системы ИСПВ является централизованной и характеризуется значительно  меньшей степенью единства. Различные  элементы судебной системы не  вправе отменять решения друг друга.

3)  Независимость. Важнейшей характеристикой судебной власти, которая значительно отличается от иных ветвей власти, является независимость. Суды не находятся в подчинении ни одного государственного органа.  Центральный Исполнительный комитет, прокуратура, Национальный Банк, однако степень их независимости является меньшей,  чем независимость судов. Такие органы подотчетны другому государственному органу, в частности президенту. Органы, которые являются нижестоящими по отношению к ним (прокуратура области и республиканская прокуратура) находятся в подчинении у вышестоящих органов. Независимость судебной власти обеспечивается неприкосновенностью судей, особым порядком их назначения и освобождения их от должности, материальной и социальной поддержкой судов и судей.

4) Беспристрастность  суда.  Беспристрастность означает объективное отношение к рассматриваемому делу со стороны судьи. Судебное решение должно приниматься исходя из требований закона, а не из личных предпочтений судьи.

5) Компетентность  суда. Законодательство устанавливает  повышенные требования к качествам  лиц, которые хотят стать судьями.  Ни к одной ветви власти  не предъявляется таких требований. По общему правилу, все судьи  должны иметь высшее юридическое  образование, достичь 25 лет, иметь  определенный стаж работы.

К принципам  судебного процесса можно отнести

  1. разрешение дел на основе права. Судья должен выносить решения по делу, руководствуясь только источниками права. Даже если требования к источникам права расходятся с целесообразностью.
  2. коллегиальное и единоличное рассмотрение дел. коллегиальность выражается в нескольких формах: 1) рассмотрение дел несколькими судьями; 2) судьей и народным заседателем. действующее законодательство предусматривает единоличное рассмотрение большинства судебных дел.
  3. обязательность судебных постановлений – правовых актов суда, в которых разрешается дело или иные вопросы судебной деятельности. Судебными постановлениями являются:

-приговоры  по уголовным  делам;

-решения  по гражданским  и хозяйственным делам;

-заключения  по конституционным делам.

Судебное  постановление – индивидуальный правовой акт. Обязательность судебного постановления, неукоснительное их выполнение является неотъемлемым атрибутом правового государства и стоит в одном ряду с такими принципами, как верховенство закона, пароаментаризм, защита прав и свобод человека.

Информация о работе Судебная власть в Республике Беларусь